На плохом счету. Сработают ли украинские финансовые санкции против России

Фото: Reuters
Фото: Reuters

НБУ обязал банки предоставить сведения о счетах лиц и компаний, причастных к агрессии против Украины, запустив тем самым санкции против РФ. Как будет работать этот санкционный механизм – в 7 вопросах и ответах

Related video

Вопрос антироссийских санкций стал актуальным после аннексии Крыма и его присоединения к РФ в марте 2014 года. США, ЕС и другие государства отреагировали молниеносно: санкции начали вводить буквально на следующий день после незаконного референдума. В процессе эскалации российско-украинского конфликта санкционные списки неоднократно расширяли, а меры воздействия на агрессора ужесточали.

1

Почему Украина так долго не вводила санкции

Украинскую реакцию вряд ли можно назвать оперативной. Государство после аннексии Крыма столкнулось с отсутствием правового механизма для введения санкций и взялось за разработку соответствующего законопроекта. Рамочный закон "О санкциях" (№4453а) был проголосован в августе и вступил в силу в сентябре 2014 года. До этого, в июле 2014-го, премьер Арсений Яценюк сообщил о разработке некоего "черного списка" из 172 человек и 65 предприятий, подпадающих под санкции. Впрочем, этот перечень "украиноедов" так и не был обнародован. Звучало мнение, что из-за тесных связей обеих экономик санкции против восточного соседа могут больно ударить по Украине. Возможно, именно это и стало истинной причиной промедления.

Для того чтобы перейти от рамочного законопроекта к его применению, Украине потребовалось около года. Санкции против 388 физлиц и 105 предприятий, причастных к агрессии против Украины, Совет национальной безопасности и обороны утвердил только 2 сентября 2015-го. Президент Петр Порошенко своим указом №549/2015 ввел санкции в действие 16 сентября. Тогда же был обнародован "черный список". В частности, в него попали 11 авиаремонтных заводов, 22 авиакомпании и 29 небольших российских банков.

2

Какие вопросы о применении санкций возникли у финучреждений

Санкции, предусмотренные президентским указом, в большинстве случаев предполагают ограничение финансовых операций в Украине. Тем не менее украинские банки, которые должны реализовать подобные меры на практике, на момент введения санкций так и не получили каких-либо инструкций. Как рассказал Фокусу заместитель председателя правления ПУМБ, глава комитета Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) по вопросам регуляторной политики и надзора Артур Загородников, на заседании комитета 23 сентября 2015-го банкиры выразили обеспокоенность в связи с отсутствием понимания механизма конкретных действий банков в отношении компаний и физлиц, вошедших в санкционный список. Чтобы внести ясность, участники заседания направили соответствующие запросы в Нацбанк и Госфинмониторинг.

3

Что предписал банкам НБУ

Постановление НБУ №654 от 01.10.15, по оценкам Артура Загородникова, как раз и дало ответы на многие вопросы банкиров. В частности, Нацбанк сообщает о том, что для разных физических и юридических лиц применяются разные санкции – от блокирования средств до остановки операций, от запрета устанавливать деловые контакты до запрета выдавать кредиты и финансовую помощь. Кроме этого, регулятор обязывает банки блокировать операции, которые приводят к выведению денежных средств. Отметим, согласно тексту постановления НБУ в трехдневный срок после его вступления в силу банки должны были направить регулятору информацию о счетах, подпадающих под санкции физ- и юрлиц. Далее информацию о применении санкций финучреждения обязаны подавать ежемесячно.

4

Как выполняется постановление НБУ о реализации санкций

Несмотря на то, что установленный срок для подачи данных о санкционных счетах истек, Фокусу по состоянию на 7 октября так и не удалось получить информацию от регулятора о том, как банки справились с задачей. В НБУ ссылаются на то, что для каких-либо оценок пока прошло слишком мало времени. Воздержались от комментариев и коммерческие банки, к которым Фокус обратился с соответствующим запросом. "Скорее всего, информация (о счетах подсанкционных лиц. – Фокус) банками была предоставлена сугубо "технически", чтобы формально соблюсти букву постановления, поскольку не предусмотрена ни форма подачи такой информации, ни ее объемы", – предполагает директор ЮФ "Киевская юридическая группа" (уполномоченный юрконсультант Фонда гарантирования вкладов) Андрей Котик.

Осложнить ситуацию с выявлением и блокированием средств участников "черного списка" может распространенная практика оформления счетов не на выгодополучателя, а на связанных с ним персон. "В Украине немало активов оформлено на подставных лиц или на нерезидентсткие структуры с непрозрачной собственностью. Такие связи отследить сложнее, однако нет ничего невозможного", – говорит Максим Копейчиков.

5

Будут ли наказывать банкиров за неприменение санкций

Финучреждениям, которые проигнорируют санкционные инициативы, вряд ли удастся избежать наказания. Как объяснили Фокусу в юридическом департаменте Нацбанка, за невыполнение нормативно-правового акта НБУ предусмотрена ответственность в статье 73 закона Украины "О банках". То есть НБУ имеет право применить адекватные меры воздействия за невыполнение постановления №654, в частности, наложить штраф.

"Вряд ли банки (за исключением финучреждений, связанных с фигурантами списка, если таковые остались) будут играть в игры с НБУ", – отмечает партнер ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Максим Копейчиков. Он считает, что у регулятора есть достаточный арсенал мер воздействия и большие полномочия, чтобы выявить нарушения и наказать за них. "Если соответствующие нарушения не обнаружатся в режиме реального времени, рано или поздно это увидят аудиторы, – продолжает партнер АО "Правовая группа "Доминион" Михаил Гончарук. – А невыполнение предписаний (содержащихся в постановлении НБУ. – Фокус) может повлечь уголовную ответственность должностных лиц банка".

6

А есть ли что блокировать

Пока Украина в течение года готовила пакет антироссийских санкций, лица из "группы риска" получили возможность обезопасить себя от возможных мер воздействия. "Думаю, что многие заинтересованные лица знали о своем попадании в список еще на этапе его подготовки. Кроме того, после обнародования указа президента остались вопросы по технике его исполнения. Уверен, что многие воспользовались этим временем", – говорит Михаил Гончарук.

Андрей Котик также подтверждает, что у подсанкционных лиц после 16 октября оставалась возможность вывести активы: "Отношения между банком и крупным клиентом – это коммуникации между руководителем банка и собственником или управленцем клиента. Поэтому, базируясь на личных симпатиях, клиентам часто даются советы по выводу активов, перечислений денег, снятия депозитов и т. п. Аналогичная ситуация часто происходит в проблемных банках при введении временной администрации – за день до ее входа в финучреждение зачастую оформляются сделки взаимозачета, которые запрещены для банков с временной администрацией и т. п".

Учитывая вышесказанное, нельзя исключать, что активов, которые можно заблокировать, у подсанкционных лиц в украинских банках практически не осталось. Поэтому, как отмечает Гончарук, санкции будут работать на будущие операции. То есть с момента введения санкций они станут невозможными.

7

Какие ответные действия могут предпринять подсанкционные лица

Если Украине все-таки удастся отыскать и заблокировать средства людей и предприятий из "черного списка", последние вряд ли смирятся с потерями. "Санкционное законодательство и его применение в Украине – это новаторство, – говорит Михаил Гончарук. – Многие вопросы остаются неурегулированными, имеется достаточно пробелов. Думаю, активы де-юре будут менять своих собственников, в том числе с использованием судебных процессов". При этом не реформированная украинская судебная система вполне может принимать неожиданные и неоднозначные решения.