Банкопад. Будут ли в Украине новые банкротства финучреждений

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Массовый банкопад в 2016 году сменится более точечным выведением проблемных финучреждений с рынка

Related video

С февраля 2014 года в Украине обанкротилось более 60 банков. Девальвация нацвалюты, паника вкладчиков, оккупация части территорий — все это могло вывести из состояния равновесия даже стабильное рыночное учреждение, не говоря о банках, обслуживающих бизнес-интересы своих собственников. С рынка ушли даже крупнейшие финучреждения с миллиардными портфелями депозитов физлиц — Дельта Банк, Финансы и Кредит, Надра, ВиЭйБи Банк. Большая часть мелких банков была выведена из-за применения схем по "отмыву" денег или за "семейные" связи с режимом Виктора Януковича. В итоге только за этот год Фонд гарантирования вкладов возместил вкладчикам банков-банкротов более 43 млрд грн, то есть почти десятую часть доходов госбюджета.

Вкладчики оказались в сложной ситуации. С одной стороны, банковские вклады под 20–27% в гривне давали возможность хотя бы частично компенсировать инфляцию почти под 50%. С другой стороны, за два года в Украине обанкротился каждый третий банк, и риск нарваться на проблемное финучреждение крайне высок. Массовый отток вкладов в таких обстоятельствах неудивителен. За 11 месяцев этого года средства на счетах физлиц в банках в гривневом эквиваленте уменьшились более чем на 12%, до 364 млрд грн. Опрос, проведенный фондом "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива и социологической службой Центра Разумкова во второй половине июля 2015 года, показал, что уровень доверия к банкам — 15% — даже ниже, чем к Кабмину, Верховной Раде и милиции. Меньше украинцы доверяли судам, прокурорам и российским журналистам.

На фоне экономической стабилизации постепенно возобновляется и приток гривневых депозитов в банки

Впрочем, несмотря на тяжелый год, банковский кризис близится к завершению. По словам главы НБУ Валерии Гонтаревой, "расчистка завершена", а следующий год станет годом "перезагрузки" системы. Практически всех собственников банков в этом году поставили перед необходимостью внести в капитал финучреждений дополнительные средства для их стабильной работы. Те, кто не смог этого сделать, ушли с рынка. Оставшиеся финучреждения сейчас активно привлекают средства от акционеров. К примеру, крупнейший в Украине ПриватБанк в ноябре пополнил свой капитал на $220 млн, 2,5 млрд грн внесли в капитал ОТП Банка в текущем месяце его венгерские акционеры, более 3 млрд грн поддержки получил Альфа-Банк (Украина). Активная докапитализация финучреждения может служить для вкладчиков одним из сигналов того, что собственники банка не собираются его банкротить.

Кроме того, проворачивать искусственное банкротство банка стало опаснее. В марте Верховная Рада усилила ответственность банкиров и связанных с ними лиц. Теперь руководители и собственники финучреждений несут уголовную ответственность за умышленное доведение банка до состояния неплатежеспособности. При этом НБУ начал кампанию по раскрытию реальных акционеров банков, пригрозив выведением с рынка за подставных лиц в структуре собственности. Впервые Таскомбанк официально назвал своим собственником Сергея Тигипко, а банк "Кредит-Днепр" — Виктора Пинчука.

На фоне экономической стабилизации постепенно возобновляется и приток гривневых депозитов в банки. Доллары и евро вкладчики особо не рискуют нести в банки из-за лимитов на дневное снятие валютных средств (в эквиваленте до 20 тыс. грн) и боязни новых административных ограничений НБУ. Тем не менее у большинства банков нет проблем со свободными средствами. К тому же кредитуют сегодня только самых надежных заемщиков. По состоянию на 17 декабря 2015 года объем средств на корсчетах банков достиг 33,9 млрд грн. Это на 25% больше, чем в начале года.

Банкротства еще 60 банков в 2016 году точно не предвидится. В рамках реформирования системы надзора НБУ уже поделил оставшиеся на рынке средние и небольшие банки на несколько групп: рыночные, кэптивные (ориентированные на поддержку бизнеса акционера), схемные, неактивные и рисковые. В группу рисковых попало 14 банков, к схемным отнесено 9, кэптивных насчитали 12, неактивных — 14. Названия банков обнародованы не были. Но, очевидно, что именно часть из них с высокой долей вероятности покинет рынок в следующем году. Уйдут те, кто не раскроет имена реальных акционеров, не выполнит требований по капитализации или продолжит заниматься кредитованием связанных бизнесов, выводя по такой схеме деньги вкладчиков.