Не судьба. Почему бензин не дешевеет вслед за нефтью

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Фокус выяснил, почему падение мировых цен на нефть не почувствовали владельцы автотранспорта в Украине

Related video

За год цены на нефть на мировых рынках упали почти вдвое, с $67 за баррель марки Brent в январе 2015-го, до $37 в конце декабря минувшего года. Тем не менее стоимость бензина на украинских заправках практически не меняется. Так, если на брендовых заправках в начале 2015-го А-95 стоил 1054 евро за тонну (17,5 грн/л), то к концу декабря его цена составила 1028 евро за тонну (21 грн/л).

Манны не ждите

В январе минувшего года литовский бензин производства компании Orlen на украинской границе продавали по 511 евро за тонну. К концу декабря он подешевел всего на 13%, до 449 евро за тонну. Как объясняет директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн, сейчас основную маржу получают именно производители топлива, а не дистрибьюторы. "В мире профицит нефти, поэтому цена на нее падает стремительно. Но производство нефтепродуктов осталось на том же уровне. Спрос и предложение сбалансированы, поэтому и цена изменилась очень мало", – говорит он.

По оценкам генерального директора компании WOG Сергея Корецкого, по сравнению с 2013 годом продажа нефтепродуктов в стране упала приблизительно на 30%, с 10,5 млн тонн до 7 млн тонн. Связано это в первую очередь с падением платежеспособности населения из-за девальвации гривны. При этом постоянные затраты АЗС (энергоносители, технологические затраты, зарплата персонала) остались те же. А это дополнительный рост цен на бензин. По подсчетам Фокуса, расходы АЗС на логистику, дистрибуцию и их прибыль за год выросли с 12% от розничной цены топлива до 16%. Хотя, как уверяет президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов" Украины Леонид Косянчук, операторы понижают постоянные расходы как могут. К примеру, переводят АЗС на энергоснабжение от собственных дизель-генераторов, что значительно дешевле, чем от сети.

Высокие розничные цены на бензин связаны во многом с нестабильной гривной

Есть и другое объяснение недешевому бензину. При продаже топлива в Украине взимается фиксированная ставка акциза – 202 евро за тонну бензина и 98 евро за тонну дизельного топлива. Акциз и НДС в общей сложности составляют около 40% розничной цены бензина, что значительно замедляет снижение цен на топливо в твердой валюте, а при плавно девальвирующей гривне делает его вообще незаметным. При этом, согласно новому налоговому кодексу, с 2016 года акциз на нефтепродукты повышается на 13% (228 евро на бензин и 113 евро на дизтопливо), соответственно, подорожает и горючее.

Впрочем, для автолюбителей есть и хорошие новости. Акциз на альтернативное топливо с содержанием биоэтанола более 10% остался в размере 50% акциза на обычный бензин, то есть 114 евро. По мнению Куюна, это должно повысить интерес к альтернативному топливу. Кроме того, со следующего года вводится электронное администрирование акциза на нефтепродукты. С марта-2016 в базе данных ГФС должны появиться сведения об уплате акцизов на все без исключения партии бензина, и проследить фискалам происхождение топлива будет гораздо легче. По словам Косянчука, это нововведение значительно сократит долю фальсификата на рынке, а у крупных АЗС появится желание конкурировать за покупателя ценой. Сегодня около 30% продаваемого в стране бензина реализуется нелегально, и стоит контрафакт на несколько гривен дешевле. Это приводит к тому, что сетям АЗС нет смысла понижать цену на топливо. Все равно дешевле, чем у нелегалов, оно не будет и незначительное снижение цены на спрос не повлияет.

Но при всем этом серьезного удешевления бензина ожидать не стоит. По словам директора специальных программ НТЦ "Психея" Геннадия Рябцева, высокие розничные цены на бензин связаны во многом с тем, что гривна остается нестабильной, а банки продают валюту по курсу, который значительно отличается от межбанковского. Поэтому трейдеры закладывают в цену еще и валютный риск.