Зона комфорта. Чего ожидать Украине от зоны свободной торговли с ЕС

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Фокус выяснил, чего ждать украинскому бизнесу и простым гражданам от режима свободной торговли с ЕС и новых торговых ограничений со стороны России 

Related video

Зона свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и Европейским союзом заработала в полном объеме. Это тот самый торговый режим, последствиями которого пугал бывший премьер-министр Николай Азаров, объясняя в конце 2013 года срыв подписания соглашения об ассоциации с ЕС. После бегства из страны окружения экс-президента Виктора Януковича этот документ все же был подписан, но ЗСТ Украины с ЕС из-за российского лобби заработала лишь частично. Европа в одностороннем порядке снизила или вообще отменила пошлины для украинских товаров на полтора года. Украина же сохранила для европейцев прежние торговые барьеры. 1 января 2016 года настало время и для Украины распахнуть перед Европой свой рынок.

Полезная пауза

Так как вступление в силу ЗСТ с ЕС растянулось на полтора года, украинские предприниматели получили возможность подготовиться к новому торговому режиму и использовать предоставленные Европой льготы. "В 2015 году данным преимуществом успешно воспользовались производители сельхозпродукции, что позволило нарастить экспорт пшеницы, ячменя, яиц, мяса домашней птицы, орехов и меда, — отмечает руководитель рабочей группы по международной торговле Американской торговой палаты Алена Омельченко. — Кроме того, увеличили свои поставки производители телефонных аппаратов, дисков и устройств для хранения информации, а также прутков, брусков из стали и алюминия, бутылей и стеклянных емкостей". Право на экспорт в ЕС получили уже более 200 украинских агропредприятий. Большинство из них использовали национальную квоту на беспошлинный ввоз продукции в ЕС. В частности, в 2015 году украинские производители полностью выбрали годовую квоту на кукурузу (400 тыс. т), пшеницу (950 тыс. т), овес (4 тыс. т), яблочный и виноградный соки (10 тыс. т), обработанные томаты (10 тыс. т), ячменную крупу и злаки (6,3 тыс. т), три квартальные основные квоты на мясо птицы (по 4 тыс. т) и др.

На рынки ЕС выходит не только крупный бизнес. О евроинтеграционных настроениях мелких предпринимателей свидетельствует увеличение спроса на гранты Европейского банка реконструкции и развития для поддержки продвижения экспорта. ЕБРР выделяет деньги на разработку стратегий, внедрение систем менеджмента качества по международным стандартам, исследование рынков, разработку интернет-порталов на иностранных языках. В 2015 году такие гранты на общую сумму более 1,5 млн евро получили 130 проектов, а в 2016-м финансирование будет удвоено из-за большого количества заявок от предпринимателей. 72% соискателей — из небольших городов и сел, хотя изначально за грантами в основном обращались бизнесмены из Киева, Харькова и Днепропетровска. Среди удачных кейсов — небольшая компания из Винницкой области "Мед Подолья". В ЕБРР она обратилась за финансовой помощью, чтобы пройти необходимую для работы на западных рынках сертификацию. После приостановок поставок в Россию компании удалось выйти на альтернативные рынки сбыта, куда предприятие теперь экспортирует до 90% своей продукции.

Fullscreen

Путь на рынки ЕС действительно непрост. Осязаемыми успехами пока могут похвастаться те предприятия, которые нацелились на европейский рынок минимум 2–4 года назад. Например, украинский производитель гибкой упаковки "Укрпластик" уже много лет работает на европейском рынке и даже успел войти в топ-15 европейских компаний данного профиля. Основное препятствие, с которым сталкиваются компании, — приведение качества товара в соответствие с европейскими нормами. К примеру, компании "Щедро" пришлось внедрить систему менеджмента безопасности продуктов питания по международному стандарту ISO 22000:2005 (HACCP), систему менеджмента качества ISO 9001:2008, а майонезы, кетчупы, соусы и маргарины компании прошли экосертификацию "Зеленый журавлик" (ISO 14024:1998). Процесс получения таких сертификатов растягивается на долгие месяцы, иногда годы. Зато вознаграждением служит доступ к рынку, многократно превышающему в своих объемах и платежеспособности российский. По словам директора департамента ВЭД ТД "Щедро" Сергея Демченко, с 2013 года компания нарастила долю продаж в Европу с 1% до 14%. И хотя компания традиционно поставляет продукцию в Прибалтику и Венгрию, в 2015-м она начала экспортировать свой товар в Грецию, а также планирует заключить контракты в Чехии и Польше.

Но пока большинство украинских производителей, в особенности в сегменте малого и среднего бизнеса, не готовы к активному продвижению в западном направлении. Как отмечает партнер компании Consulting integrated Юрий Луценко, на прошедшем в Одессе семинаре по экспорту пищевой продукции, который проводила его компания, выяснилось, что только 17 бизнесменов (20%) среди 90 участников со всех областей Украины оказались осведомлены о новом законодательстве в сфере пищевой безопасности, регулирующем отмену ГОСТов и переход на систему HACCP в 2017–2019 годах.

Что будет с ценами

Главным позитивом от вступления в силу ЗСТ с ЕС станет снижение цен на импорт из Евросоюза и расширение ассортимента качественных товаров европейского происхождения на украинском рынке. Но одномоментного ценового эффекта от ЗСТ украинцы не почувствуют, так как новый экономический режим будет вводиться постепенно. Переходный период предусмотрен для того, чтобы украинские производители успели подготовиться к режиму свободной торговли с ЕС, минимизировав возможные потери от увеличения на внутреннем рынке товаров конкурентов из ЕС. "Рынок Украины и сейчас достаточно открыт для импорта продукции широкого потребления из ЕС, поэтому резкого изменения ассортимента товаров в торговых сетях не предвидится, по крайней мере в краткосрочной перспективе", — уверена Алена Омельченко, эксперт Американской торговой палаты. По ее словам, с началом двустороннего применения соглашения среднеарифметическая ставка украинской ввозной пошлины для товаров из ЕС сократится с 4,95% до 2,42%. Поэтому можно ожидать лишь незначительного удешевления товаров из Европы. Ведь для большинства из них ставки ввозных пошлин были заметно снижены еще в 2008 году — после вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО). Для 64% товарных групп из ЕС ставки ввоз­ной пошлины сейчас не превышают 5%, а для некоторых товаров и вовсе равняются нулю.

Главным позитивом от ЗСТ с ЕС станет снижение цен на импорт и расширение ассортимента качественных товаров на украинском рынке

"Без уплаты пошлин продукты питания будут ввозиться в Украину только через 3, 5 или 7 лет (в зависимости от товарной группы), для отдельных товарных позиций пошлина будет снижена на 20–50%. Но так как для большого количества европейских товаров установлен длительный период снижения ввозных пошлин, резкого роста их импорта в Украину в краткосрочной перспективе не произойдет", — уверен директор налогово-юридического департамента компании "Делойт" Дмитрий Павленко. В пример собеседник Фокуса приводит европейские колбасные изделия, ввозные пошлины на которые в 2008 году были снижены с 30% до 15%, а соглашение об ассоциации с ЕС предусматривает их полную отмену в течение последующих трех лет.

В числе товаров, которые могут подешеветь за счет устранения таможенных барьеров уже в 2016 году, — трикотажные, натуральные и синтетические ткани, пряжа и готовая одежда. Правда, льготные ставки ЗСТ не будут распространяться на одежду европейских брендов, странами происхождения которых являются не страны — члены ЕС, а, скажем, Китай или Турция. Именно там традиционно размещают производство бюджетные европейские марки одежды, а это значит, что ценопада в украинских бутиках не предвидится.

А вот сети продуктовых супермаркетов, как выяснил Фокус, во­всю готовятся к ценовым изменениям в связи с началом действия ЗСТ с ЕС. "Стоимость импортной продукции должна снизиться. Отечественные производители, понимая, что в какой-то части товарного портфеля они могут проиграть товарам конкурентов из ЕС, также пойдут на ряд изменений в упаковке или рецептуре для снижения себестоимости и сдерживания цены. С другой стороны, украинские экспортеры, для которых открываются рынки ЕС, начнут увеличивать долю экспорта, создавая на внутреннем рынке дефицит некоторых продуктов и провоцируя рост цен на них", — прогнозирует директор департамента закупок торговой сети "Брусничка" Анастасия Вишняк-Кулагина. В связи с увеличением поставок на зарубежные рынки мяса птицы, яиц, подсолнечного масла нельзя исключить их подорожания на внутреннем рынке.

Потенциальный позитивный ценовой эффект от ЗСТ с ЕС для потребителей заметно нивелирует обесценивание гривны. Реальные доходы населения упали столь сильно, что многие европейские производители в среднесрочной перспективе вряд ли сочтут Украину перспективным рынком даже при условии снятия таможенных барьеров. "Достаточно высокий обменный курс евро к гривне и низкая покупательная способность населения не будут способствовать резкому увеличению импорта европейских товаров. Поэтому о широкомасштабном вытеснении украинских товаров европейскими говорить не приходится", — считает советник ЮФ Sayenko Kharenko Андрей Заблоцкий. Так что слабая гривна станет новым инструментом защиты отечественного производителя после того, как одностороннее обнуление пошлин для украинских товаров со стороны ЕС сменилось двусторонним снятием таможенных барьеров.

Прощай, Россия!
Экономики России и Украины продолжают отдаляться друг от друга. Москва с 1 января приостановила действие договора о свободной торговле с Украиной и ввела продовольственное и транзитное эмбарго в отношении украинских товаров. Киев ответил зеркальными мерами, запретив ввоз российских мяса, водки, пива, сигарет, кондитерских изделий, гербицидов и подняв пошлины для другой продукции. Впрочем, к торговым войнам с РФ нам не привыкать. За 10 месяцев прошлого года торговля с Россией резко сократилась практически по всем основным товарным группам.

"Повышение удельного веса продаж европейских товаров отечественными предприятиями торговли возможно в случае восстановления экономического роста в Украине и, соответственно, увеличения реальных доходов населения. Прежде всего это коснется непродовольственного ассортимента — бытовой техники и прочих товаров", — прогнозирует экономист, эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. А вот в продуктовом сегменте, скорее всего, все останется без изменений, ведь украинцы традиционно предпочитают отечественные продукты питания.

Российский фактор

В конце прошлого года Россия в отместку за ЗСТ с ЕС включила Украину в группу стран, подпадающих под продовольственное эмбарго с 1 января. В черном списке Кремля Украина оказалась в компании с Канадой, США, ЕС, Австралией, Норвегией, Черногорией, Исландией и Лихтенштейном. Российские санкции не критичны для украинской экономики, но болезненны для отдельных предприятий. "Российское эмбарго негативно отразится в первую очередь на украинских экспортерах мяса, колбасных изделий, рыбы, молока, молочных и пищевых продуктов на основе растительных жиров, а также овощей и фруктов", — прогнозирует эксперт Американской торговой палаты Алена Омельченко.

Негативный эффект от российских санкций будет минимален, так как де-факто ограничения со стороны РФ для украинской продукции действовали и раньше. Торговые вой­ны с Украиной Россия ведет с августа 2013 года. С того времени многие украинские предприятия уже пересмотрели географию своей внешнеэкономической деятельности. В результате поставки отечественных товаров в РФ за последние два года сократились практически в два раза — с 23,8% до 12,8% (доля России в украинском экспорте). Основу экспорта в РФ составляли машины и оборудование, недрагоценные металлы, химическая продукция, целлюлозные материалы и сельхозпродукция. "Анонсированное Россией эмбарго не является проблемой для отечественных аграриев, так как сегодня РФ не входит даже в первую десятку импортеров украинской агропродукции, — отмечает экономист Олег Пендзин. — Почти половина украинского продовольственного экспорта сейчас приходится на Азию, около 28% — на ЕС и еще 14% — на Африку. А с учетом прогнозируемого роста населения планеты перспективы расширения рынков сбыта для отечественной сельхозпродукции выглядят достаточно оптимистично".

Экспорт в Россию —
$4 млрд (-54%)
• Ядерные реакторы, котлы, машины —
$744 млн (-50%)

• Черные металлы — $633,8 млн (-48%)
• Неорганическая химия — $533,7 млн (-14%)
• Бумага — $268,1 млн (-47%)
• Электромашины — $214,1 млн (-64%)
Импорт из России —
$6,4 млрд (-43%)
• Топливо, нефтепродукты —
$3,37 млрд (-45%)

• Ядерные реакторы, котлы, машины —
$619,4 млн (-24%)
• Удобрения — $456,7 млн (+10%)
• Пластмассы — $233,1 млн (-26%)
• Черные металлы — $166,7 млн (-55%)

Тяжелой промышленности переориентироваться на другие рынки сложнее. Украинский металл и изделия из него могут быть востребованы в развивающихся странах Азии — Индии, Индонезии, Малайзии. Но за последние пять лет мировой экспорт металла в этот регион вырос на 30%, а поставки украинской продукции лишь на 5%. Чтобы выдержать конкуренцию за этот рынок с Китаем, отечественным металлургам придется сфокусироваться на модернизации производства.

Отечественным машиностроителям переориентироваться с российского на альтернативные рынки проще. Во многих странах, в первую очередь Ближнего Востока, востребованы украинские турбореактивные двигатели, трансформаторы, насос­ная техника и самолеты. В частности, в конце пошлого года стало известно о предварительных договоренностях госпредприятия "Антонов" и компании Taqnia Aeronautics о поставках для военно-воздушных сил Саудовской Аравии 30 многоцелевых самолетов Ан-178.

Россия сама подталкивает Украину к обнулению экономических связей и укреплению торговых отношений с ЕС и остальным миром. Полностью компенсировать потерю российского рынка пока не удается — в 2015 году в целом украинский экспорт снизился на треть. Но с учетом того, что украинские производители уже присутствуют на большей части крупных рынков и стабильно расширяют географию сбыта, задача замены российских партнеров на более надежных не выглядит невыполнимой.