Бизнес против системы. Истории предпринимателей, победивших произвол чиновников

Фото: Дмитрий Липавский
Фото: Дмитрий Липавский

Дерегуляция в Украине до конца так и не избавила малый и средний бизнес от проблем с получением разрешительной документации. Чиновники на местах продолжают затягивать лицензирование, вынуждая предпринимателей раскошеливаться на дополнительные услуги

Related video

Фокус совместно с Советом бизнес-омбудсмена в Украине открывает спецпроект "БИЗНЕС ПРОТИВ СИСТЕМЫ". Это истории реальных предпринимателей, столкнувшихся с коррупцией и произволом в украинских госорганах. Истории бизнесменов, не побоявшихся бросить вызов системе и отстаивать свои права

**********

В конце 2013 года небольшое столичное предприятие "Политон", занимающееся порошковой покраской металлических изделий, подало в Управление экологии и природных ресурсов Киевской горгосадминистрации (КГГА) документы для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ. Длительных бюрократических проволочек ничего не предвещало. На деле все оказалось куда сложнее.

Жили-были

Директор "Политона" Ирина Антонюк встречает нас настороженно — с журналистами она общается впервые. Приглашает сначала посмотреть свое небольшое производство в одной из киевских промзон и проводит короткую экскурсию по цехам, оснащенным оборудованием, которое изготовлено собственными силами. Делаем несколько кадров и скрываемся в офисном помещении — в цеху кипит работа и уже достаточно жарко.

Компания получила пятилетнее разрешение на выброс загрязняющих веществ еще в 2008 году. И хотя продажи "Политона" в кризис 2008–2009 гг. сильно упали, благодаря наработанным связям удалось удержаться на плаву. У предприятия есть стабильный пул заказчиков на покраску стеллажей, мебели, вентиляционных решеток, воздуховодов и ограждений. В ноябре 2013 года, за несколько недель до Майдана, "Политон" подал документы на продление разрешения, необходимого для основной деятельности предприятия.

"В течение 30 дней Управление экологии и природных ресурсов КГГА должно было рассмотреть наше заявление. Если у нас на предприятии не произошло никаких изменений, а их не произошло, то они обязаны продлить разрешение. Но там решили, что нам нужно получать его заново. Это означало кучу работ, которые должны производиться частными лицензионными организациями за наш счет", — говорит Ирина. В 2008 году такая процедура, по ее словам, обошлась в 15 тыс. грн, а сейчас стоит около 40 тыс. грн. Для небольшого предприятия это большие расходы.

Проблема с получением разрешений и лицензий входила в десятку самых распространенных жалоб бизнеса в 2015 году, по данным офиса бизнес-омбудсмена

К пакету документов "Политона" в управлении экологии выдвинули дюжину новых требований, преимущественно формального характера. Некоторые из них выглядели откровенно притянутыми за уши: переименовать таблицу, изменить нумерацию химических элементов, поменять их буквенное обозначение. Разобравшись во всех требованиях, Ирина Атонюк исправила 12 из 13 предъяв­ленных пунктов. Осталось разместить в печатном издании объявление о намерении "Политона" получить разрешение на выброс вредных веществ. Месяц после публикации отводится на подачу возражений со стороны общественности. Жалоб на "Политон" за этот срок так и не поступило.

Уже с полным и откорректированным пакетом документов Ирина Антонюк пришла в управление экологии. Но разговор с его тогдашним руководителем Данилом Мавляновым вновь закончился ничем — не те химические элементы, не тот титульный лист, нет печати лицензионной организации. Никакие контраргументы не работали. При этом предпринимателю фактически навязывали платные услуги частных лицензионных организаций. На какое-то время Ирина взяла паузу и вела с ведомством переписку по почте. Безрезультатно. Не помогло и обращение к непосредственному начальнику Мавлянова — директору департамента благоустройства КГГА Дмитрию Белоцерковцу, ныне уже народному депутату от Блока Петра Порошенко.

"Я поняла, что доказать им ничего не получится. Предписаний, порядков, инструкций, как нужно все оформлять, очень много, процесс запутанный, а они этим пользуются. В интернете нашла Государственную регуляторную службу, обратилась туда", — рассказывает предприниматель. Она написала просьбу проверить законность действий управления экологии, однако получила грубый отказ. После неудавшегося общения с рядовыми чиновниками Госрегуляторной службы вышла лично на главу ведомства Ксению Ляпину. Желанного результата встреча также не дала, хотя после нее предпринимателю принесли извинения за грубость со стороны госслужащих ведомства.

К этому моменту на мытарства по госорганам Ирина Антонюк потратила уже полтора года, однако разрешения так и не получила. Единственный позитив во всей ситуации — закрыть предприятие на основании отсутствия разрешения на выброс загрязняющих веществ никто так и не решился. "Как-то раз пришла проверка из Госэкоинспекции, я так понимаю, из-за моего конфликта с руководством управления экологии. Но они просто вынесли предписание, что разрешение необходимо получить, и ушли. Я думаю, что если бы предприятие захотели прикрыть, то в суде я бы все равно доказала свою правоту, поэтому они и не пытались", — говорит Ирина Антонюк.

Попыток добиться своего предприниматель не оставила. В июле 2015 года она вышла на недавно заработавший в Украине офис Совета бизнес-омбудсмена. Подала жалобу через интернет. Дальше пришлось подождать — на прямой контакт с ней вышли не сразу. "Первые десять дней мы рассматриваем суть обращения, затем около месяца у нас уходит на переписку со всеми сторонами — нам нужно удостовериться, что злоупотреблений со стороны бизнеса не было и жалоба обоснованная", — поясняет заместитель бизнес-омбудсмена Татьяна Короткая.

На получение разрешительных документов для своего бизнеса Ирина Антонюк потратила два с половиной года

Как отмечают в офисе бизнес-омбудсмена, жалоб на задержку с выдачей разрешительных документов в последнее время к ним поступает не так уж и много. Определенную роль в этом сыграла дерегуляция, проведенная правительством в последние два года. Основной массив жалоб в этой сфере — на трудности с получением разрешений на строительство. Кроме того, много претензий к органам местного самоуправления, которые получили больше полномочий в результате децентрализации власти, однако не спешат с выполнением своих функций.

Но дело "Политона" взяли в оборот. "Мы увидели здесь вопиющее нарушение прав представителя малого и среднего бизнеса. МСБ, который пытается выжить сам и дать работу другим людям, просто хотят задавить таким примитивным способом", — говорит Татьяна Короткая.

В высоких кабинетах

Все закрутилось по-новому. Совет бизнес-омбудсмена направил запрос в КГГА для уточнения деталей и верификации информации. Ответа пришлось дожидаться более месяца, а попытки провести трехстороннюю встречу не увенчались успехом. Потом подошли новогодние каникулы 2015/2016, которые парализовали работу государственных органов окончательно. В управление экологии Ирина Антонюк пошла уже с представителем офиса бизнес-омбудсмена лишь в конце февраля после активной "бомбардировки" запросами со стороны Совета бизнес-омбудсмена. Ощутимого эффекта это, правда, не дало. По словам Короткой, встреча с руководством управления прошла совершенно неконструктивно, в агрессивном тоне: "Никаких фактов нам не предоставили, развели демагогию на повышенных тонах. Упирались до последнего".

Повлиять на ситуацию совет бизнес-омбудсмена пытался и через Министерство экологии, куда отправили просьбу провести служебное расследование. Получив отказ, пошли в следующую инстанцию — к киевскому мэру Виталию Кличко. К тому времени у Совета бизнес-омбудсмена скопилось несколько претензий к Киевгорадминистрации, так что личная встреча с Кличко была как раз кстати. "Вопрос о разрешении "Политона" на заседании КГГА адресовали лично мэру, а тот поинтересовался происходящим у своего заместителя Петра Пантелеева. К моему приятному удивлению, зам Кличко уже был в курсе дела "Политона". Сказал, что с ним сейчас разбираются, мол, в управлении экологии уже сменилось руководство и документы заново проверяют", — вспоминает Татьяна Короткая.

Бессрочное разрешение "Политону" выдали две недели спустя — в июле 2016 года. И хотя работа на предприятии не останавливалась, растянувшаяся на 2,5 года тяжба с КГГА отняла у Ирины Антонюк много времени. "В постмайданный период количество проверок — пожарных, санстанции, охраны труда — уменьшилось. Но остались другие способы давления, и это сильно мешает работать", — говорит предприниматель. От власти она ожидает хотя бы меньшего вмешательства в свои дела, не говоря уже о комфортных условиях для ведения бизнеса.

P. S. Получить комментарии у руководителя Управления экологии и природных ресурсов КГГА Фокусу не удалось — сначала не смогли застать его на месте, а затем в приемной посоветовали записаться на прием граждан в порядке живой очереди. Управление экологии и природных ресурсов КГГА может в любой момент предоставить свой комментарий относительно ситуации с "Политоном", он будет добавлен в этот материал.

Пять вопросов предпринимателю

  • Если бы вы были премьером, то…
    … я бы обратила внимание на фундамент экономики — малый и средний бизнес, который совершенно лишен защиты в Украине.
  • Бизнес в Украине — это…
    … сложно сказать. Может быть, борьба за выживание. Хотя это не совсем так.
  • В Украине необходимо люстрировать…
    … всех чиновников. Правда, не знаю, где искать новых. Молодежь выросла, но еще очень пассивна.
  • Ваша любимая бизнес-книга — это…
    ...тематическое издание по покраске изделий.
  • Украина избавится от коррупции, когда…
    ...будет желание, а сейчас оно есть не у всех. Нужно менять людей, ведь не только чиновники, но и само общество задействовано в коррупции.