Стартапы по-украински. Мода, болезни роста, подводные камни

Фото: thinkinginvestor.org
Фото: thinkinginvestor.org

Наталия Березовская, глава правления сообщества украинских бизнес-ангелов Uangel, рассказала Фокусу о том, как развиваются в Украине новые высокотехнологичные бизнесы

Related video

Украину охватила мода на стартапы. Власти заявляют о необходимости поддержки нового бизнеса в сфере технологий, СМИ тиражируют одни и те же истории успеха. Но если снять розовые очки, выходит, что начинающим бизнесменам часто не хватает опыта, а инвесторы не решаются вкладывать средства в страну, которая за рубежом ассоциируется с коррупцией и войной. При этом перспективные стартапы в Украине появляются и будут появляться вопреки всему.

О моде на стартапы и реальном положении вещей

Интерес к стартапам связан с модой, вниманием инвесторов, технологизацией мирового бизнеса и, с другой стороны, с унылым состоянием украинской экономики и ее реального сектора. Украинской молодежи сегодня терять нечего. Серьезную карьеру строить негде. Поэтому многие считают, что круче взять чьи-то деньги, замутить стартап и тусоваться по ивентам.

Для развития рынка нужны инфраструктурные игроки — инкубаторы, акселераторы, отраслевые организации, компании, оказывающие стартапам сервисные услуги (юридические, консалтинговые и др.). Таких игроков пока мало, но они пытаются преобразовывать "пионерский лагерь" в пока еще небольшую, но уже индустрию.

Со стороны государства можно говорить скорее об антистимулировании. Нет ни юридического поля для венчурной деятельности, ни стратегии, ни денег. Чиновники разного масштаба иногда дают обещания, которые, по идее, должны добавлять им баллы, но в реальности это мало к чему приводит.

Об интересе к стартапам со стороны крупного бизнеса

Внимание западных корпораций к стартап-движению связано с поиском инноваций и изучением рисковых территорий, на которые неповоротливым компаниям со сложившимися бизнес-процессами самим выходить сложнее. Для украинского бизнеса поддержка стартапов — скорее пиар или социально ориентированная активность.

Fullscreen

Наталия Березовская: "Для украинского бизнеса поддержка стартапов — скорее пиар или социально ориентированная активность"

О перспективах инновационных бизнесов украинского происхождения

Около 99% стартапов в Украине лишь условно украинские. Они инкорпорируются в других юрисдикциях и свои рынки видят за рубежом. С Украиной их связывает только стоимость труда персонала и получение первых инвестиций. Будущее этих стартапов туманно и зависит исключительно от профессиональных и личностных качеств основателей — того, насколько они настроены пахать, а не играть в модные игры.

О болезнях роста украинского стартап-движения

Почти 90% украинских стартапов отличает переоценка своих перспектив. В стране, где еще недавно царила плановая экономика, крутые предприниматели появляются вопреки, а не благодаря. И чтобы стартаперы приходили к инвесторам с бизнес-прогнозами, а не с "веселыми картинками" в PowerPoint, нужно чтобы основы экономики и бизнеса стали обязательным предметом во всех школах.

О будущем рынка

Учитывая количество интересных стартапов, эта сфера сейчас не на подъеме. Но все развивается циклично, а альтернатива не вырисовывается. Ведь уже к любой лавке прикручен интернет-магазин, цифровая экономика интенсивно развивается. Поэтому все больше людей — как среди предпринимателей, так и среди инвесторов — будут смотреть в сторону инновационных технологичных проектов.

Хочется верить, что вскоре мы увидим экзиты (продажи) украинских стартапов. В индустрию их создатели вернутся уже с большим опытом и деньгами. Поэтому их следующие проекты будут на порядок круче.