Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса
Галопом по Европам. Как украинские производители ищут новые рынки сбыта

Галопом по Европам. Как украинские производители ищут новые рынки сбыта

Потеря возможности экспортировать товары в Российскую Федерацию стала толчком для выхода на европейские рынки. При этом производители активно ищут новые рынки сбыта и им это удаётся

1610

В 2010 году в Каховке начала работать компания "Грин Тим". Причём сразу в нескольких направлениях — выращивать, хранить, сортировать, упаковывать и продавать овощи. Стартовым ассортиментом стал "борщевой набор": лук, морковь, свёкла и капуста. "Главными направлениями нашего экспорта были Москва и Санкт-Петербург", — рассказывает генеральный директор компании "Грин Тим" Денис Сазонов. Однако после Майдана поставки компании в соседнюю страну прекратились. Пришлось искать новые рынки. Быстро переключиться на другие страны не получилось.

"Мы не были готовы с точки зрения стандартов, правил, норм, сертификаций и прочего, поскольку до этого Россия съедала всё, в больших объёмах и без каких-либо требований к качеству, — объясняет Сазонов. — Проанализировав европейский рынок, мы выяснили, что украинские овощи там конкурентны по себестоимости. Но с учётом логистики эти преимущества теряются. Логистика в себестоимости продукта, доставляемого из Украины в ЕС, составляет от 30 до 50%".

В итоге команда "Грин Тима" решила, что гораздо выгоднее поставлять в Европу продукт с минимальной добавочной стоимостью. Приняли решение экспортировать на Запад чищеный лук. Ключевыми рынками стали Британия, Польша и Германия. 

Переориентация на Запад

Потеря возможности экспортировать товары в Российскую Федерацию стала толчком для выхода на европейские рынки не только для "Грин Тима", но и для большинства украинских производителей. За последние годы доля северного соседа в структуре украинского экспорта сократилась с 24,5% в 2013-м до 9,5% в 2017-м и продолжает падать. При этом производители активно ищут новые рынки сбыта и, как показывает пример каховской компании, им это удаётся.  

По словам торгового представителя Украины Натальи Микольской, с января по август этого года экспорт товаров из нашей страны вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21,1%, до $27,5 млрд. Крупнейшим торговым партнёром Украины стал Европейский союз — его доля в структуре экспорта составила 40%, а объём поставок из Украины в Европу вырос на 27,9%, до $11 млрд.

Пути выхода

Приобретать украинскую одежду и обувь выгоднее. Благодаря дешёвой рабочей силе их стоимость на 20–30% меньше, чем импортных 

Украинские производители не скрывают, что попасть на европейские рынки им по-прежнему тяжело. Виной тому не требования к качеству или жёсткая конкуренция, а негативный имидж страны. "Украина для европейцев, как Дикое поле, — говорит Сергей Грынь, генеральный директор "Украинской Медовой Группы". — Потому стартовые условия для украинского бизнеса в ЕС гораздо хуже, чем для бизнеса из других стран. Чтобы с нами начали работать, нужно давать европейцам либо небольшую цену, либо рассрочку платежей, либо суперкачество".

Проблему низкого доверия к украинским производителям отечественные компании решают как могут. Один из самых эффективных способов — открыть в ЕС местное представительство. Тогда найти клиентов в Европе намного проще. 

"Когда ты общаешься с европейским клиентом напрямую, есть множество документации, с которой он не хочет заморачиваться, — рассказывает Денис Сазонов. — Он просто не понимает юридических аспектов, с которыми наши производители сталкиваются при экспорте. Поэтому мы нашли партнёров в Британии и создали компанию Green Teem UK. Теперь у нас свой логистический хаб, который управляет бизнесом на той стороне".

В свою очередь, Пибе де Йонг, президент международной компании Global Trade Center, отмечает, что украинским производителям нужно учиться себя презентовать. Его компания занимается организацией прямых бизнес-встреч производителей продуктов питания с европейскими торговыми сетями.

"На самом деле не важно, какая категория продукта у компании, которая хочет выйти на рынок ЕС. Важно, какой у неё стиль управления и ведения бизнеса, возможности быть динамичной и гибкой, учитывать потребности розничных сетей. Всё это помогает вывести продукт на рынки экспорта", — считает де Йонг. По его словам, в Европе много ниш, где уже работают или куда могут зайти украинские производители.

"Украина входит в число мировых лидеров по экспорту куриного мяса. Активно развивается свиноводство, — подтверждает слова европейца Андрей Ярмак, экономист департамента технического сотрудничества продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO). — Начинается бурное развитие в сфере производства качественной говядины. Что касается овощей, мы стали поставлять на экспорт упакованную и отсортированную продукцию. Тепличники также продают свой товар в ЕС. С более чем 100 странами торгуют украинские молочники".


Нажмите для увеличения

Инфографика: Александр Шатов


Ориентация на отечество

В отличие от экспорта, ситуация с импортом не настолько радужная. За восемь месяцев этого года импорт в Украину увеличился на 27%. Соответственно дефицит внешней торговли составил $3,2 млрд. Традиционными товарами, которые Украина покупает за рубежом, остаются природный газ и нефтепродукты.

Зато импорт товаров широкого потребления, по словам Алексея Дорошенко, генерального директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей, до недавнего времени только падал: "Буквально за несколько лет доля отечественных продуктов в Украине вышла на отметку 90%. Импорт же составляет всего 10%". Хотя и здесь есть нюанс. Дорошенко утверждает, что 10% — это готовый товар, завезённый в Украину. Например, вино, разлитое во Франции, или итальянское печенье, расфасованное в Италии.

Остальные товары импортного происхождения завозятся в Украину как сырьё и расфасовываются уже тут. Это позволяет экспортёрам сократить объём налогов, который они платят при пересечении границы, а также сэкономить на оплате труда, потому что наши рабочие дешевле.

Лучше всего с отечественным импортозамещением дело обстоит в лёгкой промышленности. Цеха по пошиву одежды, обуви, головных уборов можно найти практически в каждом городе. Правда, украинского в товарах лёгкой промышленности — только пошив. Всё остальное (ткани, фурнитура и прочее) мы завозим из-за границы.

Но даже если абсолютно всё сырьё куплено в Европе, приобретать украинскую одежду и обувь выгоднее. Благодаря дешёвой рабочей силе их стоимость на 20–30% меньше, чем импортных.

Ситуация изменится в 2018 году, когда в Украине произойдёт очередное повышение минимальной зарплаты. Тогда эта разница может исчезнуть, и Украину снова захлестнёт импорт дешёвых товаров лёгкой промышленности.

Также начнёт расти, по словам Алексея Дорошенко, импорт продуктов питания в Украину. За год, по его прогнозам, объём таких поставок вырастет минимум на 5%, составив в структуре рынка 15%. Ключевая причина состоит в том, что по стоимости украинские продукты во многом давно сравнялись с европейскими. Логично, что завезти те же продукты из Польши, получив при этом возмещение НДС, импортёрам становится выгодно. А значит, доля импорта в структуре рынка продолжит расти.

17
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.