Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса
На земле и в небе. Владимир Омелян о перспективах транспортной отрасли
Итоги года

На земле и в небе. Владимир Омелян о перспективах транспортной отрасли

Министерство инфраструктуры рапортует об успешных транспортных реформах. Однако до полноценной интеграции Украины в европейскую транспортную сеть ещё далеко

130

Для большей части обывателей министр инфраструктуры Владимир Омелян — пламенный борец за дешёвые авиабилеты (которые в авиационной тусовке уже успели окрестить Omelyan Fare). А для транспортного бизнеса — скорее популист, профессиональные качества которого вызывают сомнения. Вероятно, не справедливо ни то, ни другое. Омелян вполне профессионально решает важные для государства и крупного бизнеса вопросы в области железнодорожных перевозок и управления морскими портами, но в то же время откровенно заигрывает с электоратом, задумываясь о будущем. "После министерства, наверное, попробую себя в политике. Не получится — буду искать что-то дальше", — делится планами Омелян.

Железная логика

Мы встречаемся с Омеляном после итоговой пресс-конференции ведомства в середине декабря. На ней как сам министр, так и все его подчинённые коротко отчитались о проделанной за год работе. А вот начальство не пришло. В близких к Кабмину кругах поговаривают, что Владимир Гройсман недоволен повышенной активностью транспортного министра. Весной этого года между Омеляном и Гройсманом произошёл публичный конфликт из-за бывшего главы Укрзализныци Войцеха Балчуна. Тогда Омелян критиковал экспата, а Гройсман поддерживал. Однако впоследствии министру инфраструктуры удалось отстоять свою позицию. Место Балчуна занял замминистра инфраструктуры Евгений Кравцов. "Тогда я оперировал более детальной информацией, и оказалось, что я прав. Балчун в итоге подал в отставку", — с гордостью говорит Омелян.

Впрочем, нельзя сказать, что Кравцову удалось коренным образом изменить работу ведомства. По словам министра, заявки отправителей грузов удовлетворяются на 30–50%. Локомотивов хронически не хватает. Решение этой проблемы Мининфраструктуры видит прежде всего в изменении кадровой политики. "Всё начинается с людей. Нужно качественное управление и пересмотр административного аппарата УЗ, который сегодня пожирает 25% ресурсов. Вопрос кадровых назначений я поднимаю ежедневно. Но мне отвечают: завтра, завтра, завтра…", — говорит чиновник.

"Почему мы приветствуем появление второго национального перевозчика Sky Up? И Ryanair, и МАУ начинали с двух самолётов, эти начинают с четырёх"

Впрочем, Омелян настроен оптимистично. Он возлагает большие надежды на принятие нового закона о железнодорожном транспорте, который "висит" в ВР с 2015 года. Сейчас наконец появилась реальная возможность его принять. "Этот вопрос рассматривался на совместном заседании Транспортного комитета ВР и Комитета по евроинтеграции. Членов комитетов удалось убедить, что без развития инфраструктурных проектов никакая евроинтеграция не возможна. Многим нынешняя ситуация нравилась. Но при помощи Брюсселя мы её переломили. Эти инициативы проголосуют", — уверяет министр.

Если Омеляну действительно удастся пролоббировать принятие закона, спустя два года переходного периода на украинских рельсах появятся частные операторы тяги. Тот же СКМ Рината Ахметова получит возможность самостоятельно перевозить грузы. Наверняка работа на крупнейшей по протяжённости железной дороге Европы заинтересует и иностранных операторов. А конкуренция — лучшее лекарство от коррупционных схем. Правда, кто и как в случае допуска на рынок грузовых перевозок независимых операторов будет субсидировать убыточные пассажирские перевозки, понимания пока нет. Например, в Германии это делает государство, но в украинском бюджете вряд ли найдут свободные средства.

Трудности перевода

Неудачный опыт с назначением руководителем УЗ поляка не остановил Омеляна от дальнейших экспериментов по привлечению экспатов. И два других назначения оказались вполне удачными. Речь идёт об экс-министре транспорта Польши Славомире Новаке, возглавившем Укравтодор, и латыше Райвисе Вецкаганисе, который стал главой Администрации морпортов Украины.

Долгие годы морпорты были одними из самых коррумпированных госкомпаний страны. Фактически их поделили между собой представители крупного бизнеса, которые получали прибыль со стивидорных операций, в то время как поддержание причальной инфраструктуры и дноуглубительные работы ложились на государство. Вецкаганису удалось вернуть портам определённую управляемость, что позволит в перспективе прозрачно привлекать международных операторов для аренды или концессии. К примеру, сейчас идут переговоры Мининфраструктуры с Hutchison Port — одним из крупнейших в мире операторов морпортов. Компания подаёт заявку на аренду части порта Черноморск и собирается заниматься контейнерными перевозками.

Неплохо чувствует себя на посту главы Укравтодора и Славомир Новак. Ему удалось наладить отношения с европейцами и добиться выделения средств на ремонт нескольких дорог, ведущих к пропускным пунктам на границе с ЕС. Да и выделяемые из бюджета средства он использует более эффективно, чем его предшественники. По уверениям экспертов, при Новаке перестали завышать цены на ремонтные работы. Хотя с их качеством у Укравтодора по-прежнему проблемы. Подрядчики дают гарантию всего на несколько лет.

Первым делом самолёты

Омелян снова говорит о том, что Ryanair в Украине будет. Пусть не в этом году, так в следующем

Впрочем, на морпортах и локомотивах электоральных симпатий не заработаешь. То ли дело авиация, привлечение лоукостов и билеты в любой уголок Европы по 30 евро. Эпопею с приходом в Украину Ryanair можно назвать одним из самых громких скандалов года. Сначала ожидали, что ирландский перевозчик начнёт полёты в концессионный аэропорт Киев (Жуляны). Однако непосредственно перед совместным брифингом коммерческого директора Ryanair и Омеляна выяснилось, что с руководством Жулян договориться так и не удалось. Пришлось импровизировать и объявлять о полётах из государственного Борисполя. Но даже несмотря на непосредственное участие главы Мининфраструктуры в переговорах, стороны не договорились. Ryanair отменил уже назначенные рейсы и вернул пассажирам деньги за купленные билеты.

В провале переговоров Омелян обвинил лоббистские интересы МАУ Игоря Коломойского. Но сейчас страсти поутихли. "У меня личного конфликта с МАУ нет, и я уверен: чем конкурентнее среда, тем компания сильнее", — уверяет министр.

Тем более у Омеляна появился очередной повод поговорить об авиации. Речь идёт о Sky Up, дочерней компании туроператора Join Up. Несмотря на то, что статус "дочки" туроператора прозрачно намекает, что перевозчик будет специализироваться преимущественно на чартерных рейсах, Омелян уже называет Sky Up "национальным перевозчиком" и сулит компании великое будущее.

"Почему мы приветствуем появление второго национального перевозчика Sky Up? И Ryanair, и МАУ начинали с двух самолётов, эти начинают с четырёх". По уверениям Омеляна, компания в скором времени начнёт выполнять внутренние рейсы Киев — Одесса, Львов — Одесса и Харьков — Одесса.

Нечто подобное пару лет назад заявляли и члены "Ассоциации авиапредприятий Украины" — дочерняя компания турецкого перевозчика AtlasGlobal и "Браво", которую связывают с Родригесом Мерхежем. Однако их интерес к внутренним перелётам быстро угас.

Но, по всей видимости, Омеляна это особо не смущает. Он снова говорит о том, что Ryanair в Украине будет. Пусть не в этом году, так в следующем. А значит, всё только начинается.

4
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.