Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса
Бляха преткновения. Когда Верховная Рада решит вопрос легализации автомобилей на еврономерах
Протесты евробляхеров

Бляха преткновения. Когда Верховная Рада решит вопрос легализации автомобилей на еврономерах

Легализация полуторамиллионной армии "евроблях", похоже, затягивается. Глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина заявила, что машины на еврономерах узаконят только тогда, когда будет найден способ защитить внутренний рынок. Приемлемый законопроект вряд ли будет подготовлен и принят до выборов в следующем году

1200

Новая волна массовых завозов автомобилей без растаможки началась лет 7–8 назад, когда украинская власть поддержала интересы одного из очень немногих отечественных производителей. Акцизы на ввоз поднялись, а украинцы нашли лазейки, как обойти перерегистрацию. Со временем это было поставлено "на поток" и страну наводнили машины с номерами стран Европы. По официальным данным, сегодня их около 500 тыс., хотя активисты называют цифру в 1,5 млн. Зачастую автомобили с евробляхами не имеют страховки, а их водителей в случае ДТП сложно привлечь к ответственности.

"Зачем стране хлам?"

У нелюбви к автомобилям на еврономерах две стороны: субъективная и объективная.

Автомобилистам, которые завозили свои машины из-за границы по всем правилам и платили по полной за регистрацию в Украине, непонятен и неприятен тот факт, что кто-то обзавёлся транспортом дешевле, да ещё и в обход закона.

"По моему мнению, тут ущемляются права тех, кто не нарушал. У государства в приоритете должны быть те, кто честно платит все налоги и соблюдает законы, а не те, кто нарушает", — уверен Пётр Козак, представитель Союза автомобилистов Украины.

По его мнению, необходимо упростить ввоз для всех, а не придумывать механизмы легализации авто на еврономерах. Беспокоит Козака и вопрос страховки.

Он напоминает, что в МТСБУ есть сведения о 140 тыс. застрахованных автомобилей на еврономерах. А общее количество таких машин в стране — от 500 тыс. (по официальным данным) до 1,5 млн.

Ещё один аргумент противников — плохое техническое состояние завезённых машин.

"Машины на бляхах ездят не от поломки до поломки. Человек её чинит, когда она уже развалилась. Если он купил её за 1000 долларов, то вряд ли захочет тратить ещё 1000 долларов на ремонт. Зачем стране откровенный хлам?" — возмущён Пётр Козак.

Зачастую автомобили с евробляхами не имеют страховки, а их водителей сложно привлечь к ответственности

Кроме того, в случае ДТП из-за отсутствия официальной регистрации в Украине очень сложно привлечь к ответственности водителя. Правоохранительные органы не могут определить по номеру машины её украинского владельца, поэтому уровень сложности расследования аварии возрастает.

"Едва ли не половина ДТП с участием "евроблях" заканчивается тем, что водитель скрывается с места аварии. Если у него машина за тысячу долларов, а он разбил "Мерседес" на 10 тыс., то ему проще просто сбежать", — рассказывает Козак. 

Стоят на своём

Владельцы авто на еврономерах настроены решительно: будут добиваться закона, который позволит малой кровью решить вопрос.

Ассоциация "Автоевросила" опубликовала основные требования: снизить ставки для растаможки всех автомобилей не старше 20 лет и продлить их действие до 2020 года. К примеру, АУДИ А6 2000 года стоимостью 3000 евро и с объёмом 2,5 должна иметь растаможку около 550 евро. Сегодня эта сумма составляет более 16 тыс. евро.

Для более старых машин (их в стране около 200 тыс.) тоже хотят получить приемлемые условия.

При этом в ассоциации заявляют, что будут добиваться справедливого решения для всех владельцев еврономеров.

Глава ассоциации Олег Ярошевич говорит, что ограничения для ввоза по году выпуска убивают сам рынок вторичных автомобилей и лишают украинцев со средним доходом возможности обзавестись личным транспортом.

"Мы предлагали и такой вариант: до 2,5 литра растаможка 500 евро, больше 2,5 литра — 1000 евро. Но есть НДС и пошлина 10%, от которых уйти нельзя. То есть 30% от стоимости — мы никуда не можем уйти от такой цифры", — говорит Ярошевич.

Выезжать из страны для растаможки владельцы еврономеров тоже не очень хотят: объясняют тем, что внутренние таможни дают возможность сделать это, не пересекая границу.

"Но можно усложнить схему и ставить палки в колёса: придумать требование, что нужно выехать за границу, чтобы потом назад вернуться. Это будут десятки километров очередей на границах", — объясняет Ярошевич.

Попытка №П

Власти тем временем с 2016 года пытаются урегулировать ситуацию: депутаты подали несколько законопроектов, которые затрагивают разные аспекты проблемы легализации автомобилей на еврономерах.

"Ограничения для ввоза по году выпуска убивают сам рынок вторичных автомобилей и лишают украинцев со средним доходом возможности обзавестись личным транспортом"

Некоторые проекты предлагали одним махом решить все проблемы, снизив ставки акциза и отменив ограничения по году выпуска автомобиля. Ещё два законопроекта устанавливали плату за пользование автомобилем на еврономерах на территории Украины. Например, законопроект №4932, поддержанный ещё в 2016 году профильным комитетом, предлагал регулярные платежи: от 2 евро в день до 342,2 в год. "Фактически вопрос лишь в том, сколько государство намерено взыскать и сколько такие "импортёры" готовы заплатить государству за его обман. Если стороны определятся в сумме, то любой из законопроектов может быть доведён до логического завершения", — объясняет юрист Тимур Крюков.

Недавно в комитете налоговой и таможенной политике обсуждали ещё один проект (он не зарегистрирован, но представители "Автоевросилы" выложили в Сеть часть текста). Он значительно усложнит передвижение авто на еврономерах: санкции за нарушения сроков пребывания в Украине ужесточатся, а контролировать это сможет полиция за счёт доступа к базе пограничников. Но компромисса по этому проекту у властей и активистов нет.

"Надо найти решение, которое не дискриминирует тех, кто законным способом завёз и растаможил авто. Я вижу это в повышенном акцизе на старые. Чем новее машина, тем меньше акциз. В наших условиях он должен составлять около 30%, если это машина 1–3-летняя. Я такой законопроект готовлю. Я думаю, он будет в Раде где-то на осень", — говорит народный депутат Роберт Горват (фракция "БПП"), автор документа о временном снижении акциза на автомобили не старше 2010 года.

Горват также напомнил, что в Европе действуют нормы, по которым нет ограничения по году выпуска автомобиля, но обязателен техосмотр.

"У нас в соглашении о Евроассоциации записано, что с 2020 года мы тоже должны иметь техосмотр. Если машина не новая, то она каждые два года должна проходить техосмотр, особенно узлы, от которых зависит здоровье: это тормозная система, ходовая, руль и так далее. Техосмотр должен быть тем инструментом, который позволит не ездить аварийным машинам", — подытоживает Горват.

Глава профильного комитета Нина Южанина, в свою очередь, заявляет, что вопрос о легализации автомобилей на еврономерах можно решить только после того, как будет найден механизм защиты внутреннего рынка.

"Мы заигрались, когда начали говорить лишь о необходимости решить проблему и растаможить "евробляхи". Кроме этого, нужно ответить ещё на два вопроса: сможем ли мы позволить себе такую растаможку в будущем и как будем защищать собственный рынок? Когда я увидела, что всё крутится вокруг одного вопроса, а именно: как растаможить, — то предложила активистам говорить о первых двух частях только после согласования по третьему вопросу", — заявляет она.

Однако до выборов, скорее всего, всё останется как есть: предвыборная кампания де-факто уже началась, поэтому никто не будет рисковать и нарушать статус-кво. Репрессивный вариант, к примеру, невозможен из-за репутационных рисков.

"Количество людей, которые ездят на авто с еврономерами, не настолько большая часть электората, чтобы прилагать усилия для получения их поддержки на выборах"

"Если запретить любую возможность использования европейских номеров и передвижения на авто с европейской регистрацией, это вызовет резонансное обсуждение в украинском обществе и приведёт к формированию высокого антирейтинга для тех политиков, кто будет инициатором такой законодательной инициативы", — уверен политический эксперт Сергей Быков.

Идти навстречу владельцам авто на еврономерах власти тоже не будут. Как объясняет народный депутат III–VI созывов Тарас Чорновил, нужно разрешить единоразовую легализацию тех "евроблях", которые уже есть в стране, но вместе с этим снизить ставки для растаможки для всех. Это приведёт к уменьшению доходов в госбюджет.

"Будет яма проседания: когда резко меняется определённый налог, на какое-то время общие доходы по стране резко падают. Потом происходит нарастание. Но какое-то время будет провал в бюджете. Не думаю, что перед выборами кто-то пойдёт на такой вариант", — говорит Чорновил.

Кроме того, есть ещё фактор лоббизма. "Против этого выступают остатки украинского автопрома. Есть надежда, что украинские автомобили будут продаваться, хотя в Украине и не смогли создать автопром, способный конкурировать с европейскими производителями", — говорит Быков. А количество людей, которые ездят на авто с еврономерами, не настолько большая часть электората, чтобы прилагать усилия для получения их поддержки на выборах.

Прийти к компромиссу тоже не получится, поскольку чем ближе к выборам, тем меньше депутаты заинтересованы в результативной работе. "В это время Верховная Рада становится практически недееспособной", — подытоживает Чорновил.

12
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.