Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Научный капитал: как украинские учёные и науку применили, и деньги заработали

Научный капитал: как украинские учёные и науку применили, и деньги заработали
$2 тысячи и собственные знания стали первыми инвестициями бывших сотрудников Института кибернетики в бизнес, который сегодня приносит им огромные прибыли
000


– Я навожу курсор на здание и замеряю его параметры: четыре точки – углы, и две точки – уровень земли и высота. И так каждое здание, – комментирует свою работу фотограмметрист (специалист по расшифровке спутниковых снимков) Александра Гарпенич. 

Перед ней двойной монитор – на каждом экране синхронно появляется снимок Тегерана, сделанный из космоса. Кажется, что между картинками на экранах нет никакой разницы. Но на самом деле снимок города сделан под разными углами. Благодаря отражателю, установленному между мониторами, картинки накладываются друг на друга. Фотограмметрист работает в стереоочках и видит Тегеран трёхмерным. Это и позволяет ей фиксировать параметры домов. То, что делает Александра, лишь небольшой этап превращения космического снимка в высокоточную карту. Оцифровка всего Тегерана займёт не менее трёх месяцев. В этом городе на квадратный километр приходится полторы тысячи зданий, а это вдвое больше нормы. 

– Наша карта будет участвовать в тендере. И если мы выиграем, то получим заказ на 200–300 тысяч долларов, – объясняет Фокусу Владимир Колинько, директор компании «Визиком». 

Украинским потребителям эта компания больше известна картами для GPS-навигаторов. Однако основные заработки «Визикома» сегодня – составление сложных и подробных виртуальных карт для зарубежных заказчиков. 

Спутник и точка. Через три месяца Александра Гарпенич сделает из спутникового снимка Тегерана карту. И, возможно, принесёт своей компании заказ на сотни тысяч долларов
Спутник и точка. Через три месяца Александра Гарпенич сделает из спутникового снимка Тегерана карту. И, возможно, принесёт своей компании заказ на сотни тысяч долларов

 


Умное вложение
В конце 80-х кандидат физико-математических наук Колинько и не предполагал, что когда-нибудь может стать бизнесменом. Молодой советский учёный работал над созданием баз данных в Институте кибернетики. Научная тематика казалась перспективной. Но тут грянул развал большой советской страны. И во времена, когда на науку махнули рукой, около десятка молодых специалистов во главе с Колинько объединились в фирму «Визиком». Для открытия предприятия потребовалось всего пара тысяч долларов. 

– Когда мы начинали, нашим ноу-хау было создание цифровых картографических баз данных и геоинформационных систем, – вспоминает Владимир. – Мы фактически скрестили базы данных с картографией. На карты с традиционными объектами накладывали интересующую заказчика информацию – рестораны, бары, заправки. 

Новорождённое предприятие рассчитывало на заказы коммунальных служб. Предполагалось, что городу могут потребоваться карты прокладки коммуникаций, телефонных линий, электропроводов, карты свалок и так далее. Но ожидание таких заказов оказалось бесплодным. «Визиком» еле сводил концы с концами. Один за другим фирму покинула половина учёных-энтузиастов. 

– Чтобы сохранить оставшийся коллектив, мы несколько лет занимались продажей банковского оборудования. Ещё у нас было небольшое производство ролетов и жалюзи, – вспоминает директор о тех временах. 

Звёздный час для «Визикома» наступил в 1998 году, когда в стране активно начала развиваться мобильная связь. Телекоммуникационным компаниям потребовались карты, по которым можно было просчитать оптимальное покрытие мобильной сети. 

– В то время такие карты производили англичане и французы, – рассказывает Владимир. – Но у нас было ощутимое преимущество – уникальные программы для математических расчётов и обработки информации. 

Благодаря научному потенциалу всего за несколько лет «Визиком» стал крупнейшим поставщиком цифровых карт для всех операторов мобильной связи, работающих на украинском рынке. Визикомовцы, как разведчики, выясняли, где какие мобильные операторы начинают свою деятельность, что предлагают конкуренты и как можно доказать, что они лучше. В итоге в Украине доля «Визикома» в этой сфере оценивается в 80%. 

Среди их заказчиков операторы из Казахстана, России, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, Турции, Норвегии, Израиля и Монголии. 

– В общей сложности за эти годы удалось поработать с операторами из двух десятков стран, – говорит г-н Колинько. 

Киев в профиль. Так выглядит голый рельеф Киева на спутниковой карте, с которой последовательно убрали слои растительности и застройки
Киев в профиль. Так выглядит голый рельеф Киева на спутниковой карте, с которой последовательно убрали слои растительности и застройки




Космические цены

– В мире существует около десяти владельцев коммерческих спутников. Их продукцией торгуют дилеры. Я веду с ними переговоры и заказываю необходимую съёмку через интернет, – рассказывает менеджер «Визикома» Алексей Леонтьев, который раньше работал в Национальном космическом агентстве. – Получаю заказ и отправляю геодезистам, а они уже накладывают снимок на реальный рельеф местности. 

По словам Алексея, до кризиса стоимость космического снимка квадратного километра Земли доходила до 100 долларов. Теперь же его можно купить за 40 долларов. После того как «космическое сырьё» проходит обработку, стоимость квадратного километра высокоточной карты оценивается в 180–250 евро. Средний заказ – от 50 до 200 квадратных километров. 

Интеллектуальный потенциал – пожалуй, одна из ключевых инвестиций в этом бизнесе. Владимир Колинько признаётся: найти специалистов не просто, но всё же они есть. 

– Наши фотограмметристы, картографы, математики по уровню подготовки вполне могут конкурировать со своими западными коллегами, – убеждён он. 

В качестве доказательства приводится пример винницкой фирмы, которая специализируется на смежной области – аэрофотосъёмке. Небольшая, но хорошо зарекомендовавшая себя украинская фирма по заказу англичан оцифровывает аэроснимки, разрабатывает камеры и высокоточное технологическое оборудование. 

– У нас четыре конкурента в Украине в секторе мобильных операторов («Киевгеоинформатика», ЛТД «Институт геодезии и картографии», Институт передовых технологий, «ИС Гео». – Фокус), но они пока не выходят на западный рынок, – говорит Владимир. – Хотя благодаря космическим технологиям можно выполнять заказы для любой точки мира, побеждая в открытой конкурентной борьбе. 

Пять лет назад, по словам Владимира Колинько, объём рынка производства высокоточных карт оценивался в $10 млрд. Сейчас же, по расчётам специалиста, эта цифра увеличилась вдвое. А у украинских компаний появился шанс откусить хороший кусок от этого пирога, подвинув такие известные фирмы, как Infoterra (Франция), Geo image (Франция), Computer maps (ЮАР), RMСA (Индия). 

Директор конкурирующей компании «Института передовых технологий» Александр Барладин считает такие надежды слишком оптимистичными. 

– Нас не очень ждут на западном рынке. Работа с украинскими компаниями связана с рисками – политическая обстановка, таможня, валюта, банки, – парирует он. – Речь можно вести только о случайных заказах. Пока наш рынок – это страны бывшего СНГ и страны третьего мира. 

В чём соглашается Барладин с Колинько, так это в том, что развитие гео­информационных технологий может стать стратегическим для государства, но только тогда, когда это поймут «наверху». Сейчас же, как считает Александр, у западных конкурентов в Украине появились свои высокопоставленные лоббисты. 

– Поэтому проект Всемирного банка на создание кадастра земель Украины выиграли иностранные компании, – говорит он. – Хотя мы могли бы сделать эту же работу не хуже и дешевле. 

Поиск заказчика в этом бизнесе – целое искусство. Необходимо не только выигрывать по параметрам «цена – качество», но и умело себя продвигать, считают в «Визикоме». А для этого нужно участвовать в многочисленных тендерах, отслеживать новости мобильных компаний, посещать международные форумы – в Тайване, Корее, Франции, Гонконге, Праге. 

– Мы уже пятый год выставляемся на ведущем форуме 3GSM. Там очень дорогая аренда. За 4 дня приходится выкладывать до 20 тысяч долларов. Но зато большие шансы найти клиента, – объясняет нюансы бизнеса г-н Колинько. – Западные страны за свой счёт выкупают целые павильоны для своих фирм. Таким образом, они стимулируют развитие собственных компаний. Логика проста: чем больше заказов у них, тем больше налогов поступит в госбюджет. 

Об оборотах своей компании Колинько говорит сдержанно – «всего несколько миллионов долларов». 

– Но это не так-то много, когда речь идёт о содержании штата из сотни человек, где средняя месячная зарплата около 600 долларов, – подытоживает он. 

3D-будущее
В последнее время, по словам Колинько, «Визикому» приходится предлагать себя на мировом рынке еще активнее. Украинских заказчиков стало заметно меньше. Немногие мобильные операторы могут позволить себе расширять сети во время финансового кризиса, поэтому высокоточные карты для них вопрос не первой необходимости. 

Пережить трудные 90-е «Визикому» помогала интуиция. И сейчас руководство компании снова старается предугадать развитие технологий в ближайшем будущем. Большие надежды Владимир Колинько связывает с новым стандартом беспроводной связи WiMAX. 

– Для внедрения этой технологий потребуются базовые станции. Для их установки важна высотность здания и даже характер материала. Соответственно потребуются 3D-карты городов, – просчитывает Владимир. 

Бизнесмен и учёный пророчит миру переход с ресурсопотребляемых технологий на наукоёмкие. А у Украины, по его мнению, есть достаточно подготовленные кадры, готовые заявить о себе на международном рынке.

Способы создания цифровой модели поверхности
Способы создания цифровой модели поверхности
0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.