Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Ягода с выгодой: село Петровка стало клубнично-яблочной столицей Украины

Ягода с выгодой: село Петровка стало клубнично-яблочной столицей Украины
Передовые аграрные технологии, умелый менеджмент и щедрое крымское солнце превратили село Петровку в клубнично-яблочную столицу Украины
000

Студент Андрей собирает клубнику и аккуратно кладёт её в пластиковую тару, где помещается ровно полкило.

– Видите, у меня на большом пальце специальный ноготь, – демонстрирует он свою руку Фокусу. – Это позволяет работать быстро и почти не касаться ягоды.

Он один из нескольких тысяч человек, которые сейчас трудятся на 83 гектарах клубничных полей Крымской фруктовой компании. Ежедневно здесь собирают 30–40 тонн урожая. Тут же на поле в специальных холодильных камерах уже расфасованные ягоды охлаждают, а затем отправляют на упаковочную линию – там клубнику помещают в полиэтилен с отверстиями, а потом в картонные ящики. В течение двенадцати часов после сбора ягоды попадают на полки супермаркетов Киева, Донецка, Днепропетровска и Запорожья. Полкило крымской клубники в сезон стоит 10 гривен.

«Говорят, нашу продукцию покупают даже в моём любимом Каменец-Подольском», – гордится председатель правления Крымской фруктовой компании Игорь Лысый. В аграрный бизнес он пришёл с должности первого заместителя мэра Каменец-Подольского. До этого успешно управлял пищевым производством. Когда пять лет назад известный производитель мяса и полуфабрикатов «Мироновский хлебопродукт» выкупил бывшие колхозные сады в селе Петровка, Игорь Лысый возглавил проект. Сегодня территория колхозных садов – лишь небольшая часть владений фруктовой империи. Старые деревья по-прежнему эксплуатируются, правда, уже с иным, европейским, подходом.

Золотые карлики
– Видите, в садах между большими яблонями посадки с маленькими деревцами, – показывает директор. – Хоть на вид деревца и карликовые, но это тот же голден, что и сто лет назад.

Такие саженцы, как пояснил главный агроном хозяйства Анатолий Сичкар, результат довольно трудоёмких биотехнологий. Популярные сорта прививаются на подвой, так по-научному называют дичку, потом их оздоравливают и укрепляют, словно спортсменов, по специальной технологии. Получается дерево с маленькой кроной, которое даёт большой урожай. С одного гектара собирают не 20 тонн яблок, как обычно, а вдвое-втрое больше. При этом урожай «карлики» дают не на шестой год закладки сада, а уже в первый-второй. Правда, есть нюанс. Один такой саженец обходится минимум в четыре евро. А в закладку гектара сада, по словам агронома, нужно вложить не менее 40–60 тыс. евро. Полностью окупится такой сад через 5–6 лет.

– Знаете, в чём разница между нашим сельским хозяйством и западным, – с азартом говорит агроном. – У нас земли хватает, и мы можем себе позволить ничего не вкладывать в почву. В Европе же каждый квадратный метр обрабатывается тщательнее, чем у нас гектар. Поэтому мы едим польские яблоки и турецкие персики, а они – свои фрукты, да ещё и нам экспортируют.

Андрей Сичкар, окончив Уманский сельскохозяйственный институт, шесть сезонов подряд проработал во фруктовом хозяйстве в Германии. Начинал как сборщик фруктов и дорос до должности управляющего фермой. Благодаря немецким рекомендациям попал в Петровку. По его мнению, самая большая проблема украинского аграрного бизнеса – тотальное отсутствие профессиональных кадров и неразвитая сельскохозяйственная наука.

– Даже используя передовые аграрные технологии – капельное орошение, уплотнённую схему засадки, интенсивный уход, нам ещё очень многому предстоит научиться, – считает Андрей Сичкар.

Ежемесячно агрономов Крымской фруктовой компании консультируют бельгийские и итальянские специалисты.

– Когда мы начинали бизнес, то посещали лучшие европейские сады, – откровенничает Игорь Лысый. – Мы собирали самые интересные идеи, покупали лучшие саженцы.

На полях его компании используются органические удобрения с микробактериями «Эмбионик». Это позволяет улучшать структуру почвы и повышать её плодородие до того уровня, который был до начала эксплуатации полей, в некоторых случаях делать её ещё более плодородной. Плодородие земли контролируется при помощи собственной лаборатории, где проводятся анализы почвы и листовая диагностика, благодаря которой можно определить, каких элементов не хватает конкретному дереву.

– Почва даже на одном поле может быть разная, – говорит агроном. – Крымская земля богата микроэлементами, и мы используем удобрения так, как человек использует витамины – умеренно и только для поддержания здоровья.

Дорогой сад
За пять лет в крымские сады было инвестировано около $70 млн. Сейчас хозяйство располагается на трёх тысячах гектаров. Из дорогого фруктового эксперимента компания превратилась в образцово-показательное хозяйство. И теперь уже в Петровку едут гости из соседних стран посмотреть на технологии и приобрести саженцы. По словам эксперта агрорынка Андрея Ярмака, более крупных фруктовых проектов в Украине пока нет.

– У нас насчитывается около десяти предприятий, которые вкладывают в развитие этой отрасли. Но учитывая, в какую сумму обходится гектар, позволить такие расходы могут сейчас немногие, – говорит Ярмак. – Но если бы у меня имелось лишних 10 миллионов долларов, то я вложил бы их именно в эту сферу.

Для того чтобы «начать» сад с нуля, нужно очень хорошо изучить все нюансы интенсивной технологии, а это можно сделать, главным образом, за границей. В Украине, по мнению Ярмака, пока нет ассоциации, представляющей интересы этой отрасли. Нет и специальной садовой техники, инвентаря, посадочного материала. Как показывает опыт Крымской фруктовой компании, практически всё приходится завозить из-за рубежа. В противном случае у хозяйств, работающих дедовским способом, перспективы невелики. Увы, львиная доля отечественных фруктов идёт на переработку, где цены в несколько раз ниже.

– Проблема в том, что выращенную продукцию нужно сохранить и обработать, а также довезти до рынка. А для этого необходимы серьёзные инвестиции в технологии, – говорит Ярмак. – К тому же, как известно, покупатель выбирает глазами, а у нас почти никто не умеет упаковывать свою продукцию.

По оценкам эксперта, доля на нашем рынке свежих фруктов и ягод, выращенных в Украине, составляет около 40%. Потому главная задача отечественных производителей на ближайшее десятилетие – увеличить эту цифру, вытеснив иностранных конкурентов.

– Это вполне реально. Если большинство полей будет обрабатываться так, как у нас, то мы не только себя накормим, а ещё и всю Европу, – убеждён Андрей Сичкар.

Пока же продукция, к производству которой он имеет непосредственное отношение, поступает в крупные торговые сети, где представлены другие продукты «Мироновского хлебопродукта». А вот их конкуренты из корпорации «Сварог Вест Груп» в сети не спешат и делают ставку на оптовиков. Они, как и руководство Крымской фруктовой компании, считают фруктовый сектор крайне перспективным. Два года назад «Сварог Вест Груп» выкупила 161 гектар молодого яблоневого сада. Сейчас их программа-минимум, несмотря на финансовый кризис, – расшириться до 500 гектаров.

В отличие от других сфер, фруктовый бизнес в Украине от кризиса только выигрывает.

– Ситуация с курсом валют будет влиять на стоимость иностранных фруктов. Они однозначно станут дороже отечественных, – говорит директор департамента плодово-овощной продукции «Сварог Вест Груп» Сергей Гаврышев. – К тому же в их стоимость входит оплата сбора урожая. В среднем европейский сборщик зарабатывает 60–70 евро в день, наши работники –150 гривен.

Кстати, в прошлом году на крымских полях катастрофически не хватало рук. Этим летом из-за сокращения рабочих мест в других сферах со сборщиками проблем нет. По всей видимости, кризис обошёл Петровку стороной. Правда, о своих прибылях здесь не говорят. Вероятно, боятся сглазить.

Откуда везут фрукты в Украину

 Фрукты Страна
 ЯблокиПольша
 БананыЭквадор
 ЦитрусовыеТурция Испания Грузия
Марокко Египет ЮАР
 КивиИталия Греция Иран
 ВиноградТурция Италия Греция Молдавия ЮАР Чили

По данным экспертов рынка

 

Анастасия Рингис, Kиев–Kрым–Kиев

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.