Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Сочное слияние

Сочное слияние
В надежде закрепиться на одном из наиболее быстрорастущих рынков напитков в Европе, PepsiCo заплатила более полумиллиарда долларов за николаевскую «Сандору». Аналитики считают, что мировой гигант предложит украинцам новую продукцию, но повысит цены на соки
000


Глобальные корпорации продолжают поглощать активы в Украине. 7 июня корпорации PepsiCo и PepsiAmericas заключили договор о приобретении ведущего украинского производителя соков компании «Сандора». За 80% акций этой фирмы американцы заплатят $542 млн. Оставшиеся 20% PepsiCo докупит в ноябре нынешнего года. Таким образом, отечественный бренд обойдётся новым владельцам в $677,5 млн.

В тендере на такой лакомый кусок как «Сандора» кроме PepsiCo принимал участие её извечный соперник Coca-Cola, а также ведущие компании российского сокового рынка — «Лебедянский» и «Вимм-Билль-Данн». Но именно соперничество между гигантами по производству прохладительных напитков Coca-Cola и PepsiCo позволило продавцам столь значительно поднять цену. В результате сделка стала одной из крупнейших на территории СНГ. Предыдущий рекорд поставила Coca-Cola в России, когда в 2005 г. за $530 млн. приобрела компанию «Мултон», одного из лидеров российского сокового рынка.

Между тем, аналитики отмечают, что траты PepsiCo абсолютно оправданны. По мнению управляющего директора инвестиционно-банковского департамента компании Concorde Capital Виталия Струкова, объявленная стоимость вполне соответствует аналогичным сделкам на других рынках. «На увеличение суммы повлияла премия за лидерскую позицию и долю рынка в Украине», — уверен Струков.

«Если использовать соотношение цены предприятия к объёму продаж, то «Сандора» обошлась покупателям на 32% дороже, чем акции российской компании «Лебедянский». Если же использовать в качестве показателя соотношение цены к производственным мощностям, то оказывается, что на 27% дешевле», — отметила Фокусу аналитик компании «Ренессанс Капитал Украина» Светлана Дригуж.


Что производит PepsiCo в США
GatorageGatorade
Тонизирующий напиток Gatorade занимает около 80% американского рынка спортивных напитков. Его производит компания «Квакер», которую PepsiCo купила в 2000 г., выиграв конкуренцию у Coca-Cola и Danone.

Milk ChillersMilk Chillers

Молочный напиток из обезжиренного молока с пониженным содержанием сахара компания производит с 2004 г. Новинка прижилась: многие американцы страдают избыточным весом и интересуются низкокалорийной пищей.

SobeSoBe

South Beach Beverage Company –
 одного из родоначальников рынка безалкогольных  энергетических напитков – PepsiCo купила в 2001 г. За «лакомый» кусок пришлось побороться с извечным конкурентом из Атланты.

starbuck frappuchinoStarbucks Frappuccino

Напиток на основе кофе или крема с добавлением карамельного, шоколадного или  ванильного сиропов PepsiCo изготавливает для крупнейшей международной сети кофеен Starbucks. Напомним, что Coca-Cola поставляет напитки для McDonald’s.

mug root beerMug Root Beer

Хоть в названии здесь и присутствует слово «пиво», речь идёт о безалкогольном продукте. «Шипучка» из корнеплодов с добавлением пряностей весьма популярна в США, занимает 3% рынка безалкогольных напитков.


Менеджеры PepsiCo действительно не переплатили. В прошлом году «Сандора» запустила новый завод по производству соков. Благодаря этому она нарастила свои производственные мощности в три раза — с 190 млн. до 560 млн. литров в год. «Этот завод загружен только на 40%. А значит, PepsiCo получила производственную площадку с огромным потенциалом роста. Компания сможет увеличить объёмы производства, почти ничего не вкладывая в основные средства», — считает г-жа Дригуж. По её мнению, немаловажным является и доля «Сандоры» в 47% сокового рынка Украины, а также контроль над одним из самых сильных сладких брендов.

Загадочные литовцы
Как сообщил Фокусу исполнительный директор компании «Сандора» Игорь Ланда, сейчас у них работает 3500 человек. Компания владеет четырьмя заводами по переработке фруктов, овощей и производству соков. Её обороты составляют около 1 млрд. грн. в год и продолжают расти. Около четверти от общего объёма производства идёт на экспорт в страны СНГ, в частности Беларусь, Азербайджан и Молдавию. В портфеле фирмы семь соковых брендов («Сандора», «Сандора Классик», «Сандора Эксклюзив», «Сандора Свіжа Ягода», «Сандорик», «Садочок», «Дар») и два винных («Ольвія» и «Святкова Колекція»). Всего же в ассортименте — более 300 позиций.

До заключения сделки с PepsiCo основными акционерами ООО «Сандора» были граждане Литвы Игорь Беззуб и Раймондас Туменас. Они держали по 45% акций. В рейтинге ста самых богатых бизнесменов партнёры заняли соответственно 68 и 69 места, украинские активы каждого из них были оценены в $225 млн. В 1995 г. предприниматели предоставили стартовый капитал для воплощения бизнес-идеи профессора из Николаева Сергея Сыпко. В настоящее время он занимает пост генерального директора «Сандоры», ему принадлежит 10% акций.

Впрочем, сделка с PepsiCo не стала неожиданностью для рынка. По мнению аналитиков, владельцы предприя­тия с самого начала ориентировались на эту продажу. А в 2004 г. российский производитель соков компания «Лебедянский» готова была заплатить за «Сандору» $150 млн. Однако собственники предпочли отказаться от предложения из-за низкой цены. Как выяснилось, правильно: спустя три года им удалось продать своё детище в три раза дороже.

В компании надеются, что её нынешний менеджмент не будет меняться. 

«Команда «Сандоры» в Украине остаётся. Мы являемся специалистами здесь, тогда как для PepsiCo это новый бизнес», — говорит г-н Ланда. По его словам, благодаря инвестициям PepsiCo позиции «Сандоры» на соковом рынке страны укрепятся. «Мы станем частью транснациональной компании, частью корпоративной семьи PepsiCo», — подчеркнул топ-менеджер. Чем займутся литовские учредители фирмы после её продажи — г-н Ланда не знает. Сами Игорь Беззуб и Раймондас Туменас, как и прежде, сохраняют таинственность, отказываясь общаться с прессой.

Заклятые друзья
Для PepsiCo приобретение «Сандоры» — шаг стратегический. В предыдущие годы они почти уступили украинский сегмент своему извечному конкуренту Coca-Cola. По данным британской исследовательской компании ACNielsen, в 2006 г. доля PepsiCo на украинском рынке газированных напитков в январе составляла 3,1%, совокупная же доля торговых марок Coca-Cola — 19,4%. В 1998 г. последняя даже построила собственное предприятие под Киевом. В России же компании принадлежит 13 заводов, тогда как PepsiCo — только шесть.

«Coca-Cola и PepsiCo — извечные конкуренты. Если где-то закрепилась одна компания, тогда вторая должна получить как минимум такие же позиции», — полагает аналитик Светлана Дригуж. В Coca-Cola отказались комментировать Фокусу результаты и возможные последствия приобретения PepsiCo украинского производителя соков.

До последнего времени партнёром PepsiCo в Украине была компания BBH, которой совместно владеют скандинавские пивовары. Наиболее известный бренд BBH у нас — пиво «Славутич», в России — «Балтика». В 2000 г. PepsiCo и «BBH Украина» заключили договор на 20 лет об эксклюзивном партнёрстве, после чего на мощностях BBH стали разливать безалкогольные напитки торговых марок Pepsi, 7Up и Mirinda.

BBH занималась также организацией продаж и продвижением этой продукции. Однако в 2005 г. «BBH Украина» снизила объёмы производства Pepsi и прекратила выпуск 7Up и Mirinda. Генеральный директор группы компаний «BBH Украина» Пётр Чернышов признал, что напитки торговых марок PepsiCo исчезли из украинских магазинов в том числе из-за того, что возглавляемая им корпорация прилагала недостаточно усилий для продвижения продуктов PepsiCo. Однако в марте 2007 г. стороны снова договорились о возобновлении группой «BBH Украина» производства 7Up и инвестициях около $2 млн. в продвижение Pepsi.

Аналитики расходятся в оценках дальнейшего сотрудничества между двумя компаниями. «Продолжат ли они работать вместе, зависит прежде всего от политики PepsiCo», — сказал Фокусу Виталий Струков. По его мнению, PepsiCo приобрела сильную компанию с развитой инфраструктурой и слаженной командой, и всё производство, скорее всего, сконцентрируется там. «Сотрудничество PepsiCo и BBH может быть завершено в долгосрочной перспективе», — предполагает эксперт. Противоположного мнения придерживаются аналитики «Ренессанс Капитал Украина», которые отмечают, что сотрудничество продолжится. Ведь PepsiCo сможет помочь BBH продавать в Украине свою пивную продукцию.

Важный нюанс — с приобретением «Сандоры» PepsiCo получит собственную национальную сеть дистрибуции. Дистрибуторская сеть «Сандоры» формировалась ещё тогда, когда рынок соков в стране только зарождался. В то время залогом прибыли была не реклама, а присутствие в точках продаж. Менеджеры «Сандоры» пошли по этому пути и не прогадали. «Сейчас этот украинский бренд — в каждом регионе, у них грамотно построенная сеть, есть парк автомобилей. Благодаря чему через свою сеть компания продаёт порядка 52% продукции», — говорит представитель одной из крупнейших соковых компаний Украины.

Новые вкусы
Что касается позиций Coca-Cola в Украине, то они, скорее всего, останутся достаточно крепкими. Компания контролирует пятую часть рынка безалкогольных напитков. А в продвижении своих соков Rich компания достигла ещё больших успехов, потеснив соки «Сандора» в сегменте отелей, ресторанов и кафе.

«Соки Rich позиционируются как дорогой продукт. Но в розницу они продвигаются неактивно, поскольку цена на соки этой марки выше среднего. Им это покрывает импортные и транспортные издержки, поскольку соки производятся на мощностях компании «Мултон» в России», — пояснила аналитик Светлана Дригуж.

Тем не менее эксперты не исключают, что переход крупнейшего в стране производителя соков под контроль PepsiCo подтолкнёт компанию Coca-Cola к приобретению компаний из того же сегмента. Этого мнения придерживаются аналитики инвестиционной компании Concorde Capital. Скорее всего, «Сандора» начнёт продвигать на рынке негазированных напитков весь спектр продукции, которую PepsiCo производит на рынках других стран.

Однако PepsiCo усилила свои позиции в Украине не только из-за желания обогнать Coca-Cola. Украинский рынок привлекателен из-за высоких темпов роста — 17% в год. По всей видимости, PepsiCo желает повторить в Украине результаты, которых добилась в Турции, России и Египте. В 2006 г. прибыли компании в этих странах выросли на 36%.

Любители соков, наоборот, могут проиграть от продажи «Сандоры», если новый собственник пересмотрит цены на продукцию. «Важным трендом на рынке сокосодержащих напитков является дефицит сырья. Фрукты и овощи, используемые в производстве, постоянно дорожают», — сказал Фокусу начальник аналитического отдела крупной инвестиционной компании. По его мнению, чтобы сохранить норму прибыли, которая находится на уровне 30%, производители постоянно повышают цены. Благодаря тому, что компания «Сандора» долго откладывала подобный шаг, ей удалось завоевать новых покупателей и увеличить свою долю на рынке. «Однако PepsiCo не для того выложила миллионы, чтобы заниматься в Украине благотворительностью», — резюмировал аналитик. Это значит, потребителям стоит приготовиться к повышению цен.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.