Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Хождение по рукам

Хождение по рукам
Прямые продажи, многоуровневый или, как его ещё называют, сетевой маркетинг – хороший шанс разбогатеть. Но только для десятой части, попавших в сети
000

«Хочешь похудеть? Спроси меня как!» С таким вызовом в середине 90-х прорвался к нам Herbalife – первопроходец многоуровневого маркетинга (multilevel marketing – MLM) на территории бывшего СССР. Стремительно разросшаяся армия продавцов предлагала одновременно здоровье, красоту и большие заработки. Сегодня в Украине по такому же принципу действуют как минимум сто международных компаний, распространяющих свои товары и услуги через многоуровневые дистрибьюторские структуры.

«Стабильный заработок», «Работа в международной компании», «Избавление от лишнего веса», «Очищение организма» – гласят объявления, которыми обклеены вагоны метро, остановки и столбы. Звонок по указанным телефонам с вероятностью 100% приведёт вас на встречу с консультантом одной из множества сетевых компаний, опутавших мир.


Сетевой маркетинг

 

 

 

Игра в чёрную
«Склонность наших людей к самолечению и плохое медицинское обслуживание», – такое циничное объяснение всенародной любви к БАДам (биологически активным добавкам) дал Фокусу топ-менеджер одной из компаний, распространяющих продукты для здоровья.

По словам Антона Белецкого, который проводит в консалтинговой компании Advanter Group исследования украинского рынка MLM, большинство сетей, продвигающих БАДы, работают на нашем рынке полулегально. Более того, эксперт сомневается в том, что эта продукция так полезна и имеет лечебные свойства, как утверждают распространители. Ведь максимум, чем могут доказать качество своих товаров сетевики, это заключения санитарно-эпидемиологической службы об их безвредности.

Попытки найти официальные украинские представительства таких сетевых монстров, как американский Nature’s Sunshine Products (NSP) или китайский «Тяньши», вообще оказались бесполезными. Гигант из Поднебесной в мае этого года с размахом отметил своё 8-летие работы в Украине. Однако официальный сайт компании выдаёт несуществующие телефоны киевского представительства. А контакты некоего главного офиса, которые корреспондентам Фокуса с трудом удалось выудить, обзвонив десятки дилеров, на самом деле имеют отношение к фирме, являющейся импортёром, но никак не представительством «Тяньши». Точно такая же история повторилась, когда Фокус попытался найти официальных лиц NSP и Herbalife: служащие офисов и складов отправляют за комментариями в Москву или куда подальше.

Однако растущие сети распространения, лояльность предпринимателей, которые продают здесь эти товары и нуждаются в общественном признании, рано или поздно заставят Herbalife, Nature’s Sunshine Products и Tiens («Тяньши») официально открыться в Украине. Тем более что на европейском и американском рынках эти компании уже давно ведут себя вполне прозрачно, а их акции котируются на ведущих биржах.

Юрий Гаврилечко, эксперт компании «Ритейл-студио», также исследовавший деятельность MLM-компаний в Украине, отмечает, что многоуровневый маркетинг – совершенно цивилизованный метод продвижения товаров, распространённый и уважаемый во всём мире. Однако многие компании сами создают проблемы в отношениях со своими сетями, в результате чего теряют и продавцов, и покупателей своей продукции.
Осторожно, пирамиды!

– Единственная инвестиция – это ваше желание, вложенные усилия и время, – предлагает начать свой бизнес с Avon Орландо Андрей, генеральный директор «Эйвон Косметикс Юкрейн». – Если же для начала сотрудничества требованием является какое-либо вложение денег, будьте внимательны: такая компания может оказаться финансовой пирамидой.


От улыбки станет всем Amway. Генеральный директор «Эмвей Украина» Алексей Емельянов считает, что в сетевом маркетинге могут работать только оптимисты

Со своим коллегой согласен гендиректор компании «Эмвей Украина» Алексей Емельянов. Amway, которая 50 лет назад изобрела сетевой маркетинг, не раз обвиняли в том, что её многоуровневая система напоминает финансовые пирамиды. Однако ни одно судебное разбирательство не привело к признанию методов компании незаконными. С 2003 года она официально представлена в Украине и открыто сообщает о своих успехах в 2008 году: продажи на $180 млн., 250 тысяч человек, заключивших договоры с компанией.

– Бизнес Amway, как правило, является основным источником доходов для 10 процентов зарегистрировавшихся, у которых среднемесячный доход составляет от 2000 грн. Для остальных – это возможность купить продукцию со скидкой 30% и более и получить дополнительный доход, – говорит Алексей Емельянов.

Что же касается финансовых пирамид, то эксперты Фокуса сходятся во мнении, что основным их признаком является отсутствие или неопределённость товаров, которые предлагаются покупателям. Большие вступительные взносы и щедрые обещания будущих выплат за привлечённых новых людей – это гарантия того, что такая компания мошенничает.

Игра в белую
Сегодня в Украинской ассоциации прямых продаж (УАПП) всего пять корпоративных членов: «Эйвон Косметикс Юкрейн», «Эмвэй Украина», «Мэри Кей (Украина) Лимитед», «Орифлейм Косметикс Украина» и «Фаберлик-Украина». По итогам прошлого года суммарные продажи этих компаний возросли до 3,5 млрд. грн., а в продвижении их товаров задействованы 1,2 млн. украинцев. Независимые предприниматели, подписавшие планы маркетинга гигантов индустрии, увеличивали из года в год обороты компаний почти на 50%. Причём члены УАПП требуют от людей, представляющих их продукцию, абсолютной прозрачности в отношениях с государством: вознаграждение (процент от объёма продаж) выплачивается только тем, кто зарегистрирован как частный предприниматель или предприятие и платит соответствующие налоги.

Статистика прямых продаж
Почти 2,5% населения Украины — это дистрибьюторы, которые покупают продукцию на продажу или для себя. Для 17% из них прямые продажи — основной источник дохода

Источники: Всемирная федерация прямых продаж, Украинская ассоциация прямых продаж, 2008 г.

Ассоциация даже приняла собственный кодекс, своеобразный внутренний закон, защищающий права своих потребителей. Например, покупатель может вызвать представителя компании и вернуть не понравившийся товар с обязательным возвратом денег. Были даже случаи, когда под предлогом «не подошло» приходилось возвращать деньги за полностью израсходованные флаконы духов и тюбики кремов. Есть в кодексе и правило, защищающее от навязчивого сервиса: по первому требованию клиента представитель обязан остановить презентацию. Иначе звонок администратору кодекса, телефон которого указан на печатной продукции всех членов УАПП, может на какое-то время лишить слишком уж активного продавца права представлять компанию.

Кризис отменяется
– Сетевики всегда склонны преувеличивать свои успехи. Но, несмотря на обещания хороших заработков, постоянные тренинги и внушение, сетевой маркетинг становится источником доходов не более чем для 10% людей, занявшихся таким видом бизнеса. А разбогатеть на нём могут только единицы, – считает Антон Белецкий.

«Наверное, сейчас нет ни одной компании, которая имеет иммунитет против кризиса. И это мы чувствуем на себе», – говорит Орландо Андрей.

По данным компании Avon, объём продаж в Центральной и Восточной Европе в I квартале 2009 года сократился на 24% в сравнении с прошлым годом. В то же время количество активных представителей в регионе увеличилось на 9%.


На первом месте. Орландо Андрей переехал в Украину из Румынии, чтобы возглавить здесь представительство Avon – крупнейшей компании прямых продаж

– Многие сегодня ищут не только способы сэкономить, но и место, где можно дополнительно заработать, – отмечает г-н Андрей. – Прямые продажи – это реальная возможность. Мы наблюдаем тенденцию роста интереса к прямым продажам.

По словам регионального директора по операциям в России и СНГ компании Vision Юрия Ануфриева, в 2009 году всё-таки наблюдается незначительный спад, хотя продажи на уровне более миллиона долларов в месяц в Украине компания сохранила.

Однако сетевики – это не те люди, которых кризис способен повергнуть в депрессию.

– Они всегда настроены на лучшее и хорошо умеют продавать, – говорит Юрий Ануфриев.

– Пожалуй, единственное слово, которое в полной мере характеризует сетевых предпринимателей, – это слово «оптимисты», – подтверждает Алексей Емельянов.

10 cамых успешных MLM-компаний Украины
Рейтинг MLM-компаний, действующих в Украине по объёмам продаж в 2008 году. При его составлении использовалась открытая информация от MLM-компаний, анализировались активность и численность сетевых предпринимателей, учитывалось мнение экспертов, специализирующихся на исследованиях MLM в Украине

Место Компания Объёмы
продаж, $, 2008 г. 
Кол-во
дистрибьюторов,
чел.
Основные виды продукции Страна
происхождения
Представительство
в Украине
 1Avon 203 млн.  350 тыс. Косметика, парфюмерия  США  +
 2Oriflame 193  млн.  330 тыс.Косметика, парфюмерия  Швеция  +
 3Amway 180 млн.  250 тыс.Бытовая химия, гигиенические
средства, быт.техника, косметика
 США  +
 4Mary Kay 108 млн. 170 тыс.   Косметика, парфюмерия США +
 5Zepter 29 млн. 10 тыс. Посуда, бытовая техника,
системы очистки, косметика
Швейцария  +
 6Neways 24 млн. 25 тыс. Бытовая химия, гигиенические
средства, косметика, БАДы
США   +
 7Faberlic 17 млн.100 тыс. Косметика, парфюмерия  Россия  +
 8Vision  16 млн.2 тыс. БАДы, украшения  Россия  +
 9Herbalife 14 млн. 9 тыс. БАДы, косметика  США  -
 10«Тяньши»/ NSP 10 млн./
10 млн.
20 тыс./20 тыс. БАДы, косметика  Китай/США  -

Игорь Тупикин

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.