Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Рынок лицензионного видео просел на 80%, - обзор Фокуса

Рынок лицензионного видео просел на 80%, - обзор Фокуса
Ночные кошмары украинских кинодистрибьюторов начинают сбываться. Продавцы легальных фильмов теряют покупателей. И учатся зарабатывать у торговцев контрафактом.
000

Ассортимент лицензионной кинопродукции в рознице сокращается на глазах. Интеллектуальное кино в магазинах днём с огнём не сыщешь – в продаже голливудские блокбастеры и несколько российских новинок.  Основные причины тому – кризис, видеопиратство и распространение интернета.

«По нашим данным, с наступлением кризиса объём рынка аудиовизуальной продукции уменьшился на 30–40%», – рассказывает заместитель главы Госдепартамента интеллектуальной собственности Валентин Чеботарёв. Участники рынка утверждают, что ситуация ещё хуже. По словам независимого консультанта по кино- и видеоправам Юрия Михайлова, рынок лицензионного видео уже просел на 70%. «По некоторым позициям у нас продажи упали в 8 раз. Если ранее в месяц продавалось 5–6 тысяч дисков, то сейчас – до 800», – говорит президент кинодистрибьютора «Артхаус трафик» Денис Иванов. И добавляет, что около половины закупленных картин компания уже не будет издавать на DVD – это становится нерентабельно. Отказаться от выпуска фильмов уже в этом году собирается и «Национальная мультимедийная компания», крупный производитель легальных дисков.

Оптом и в розницу

Столь ощутимое проседание рынка вызвано не только снижением покупательского спроса, но и проблемами у традиционных каналов сбыта лицензионных DVD – розничных сетей. Очередной уход с рынка, например, «Домотехники» или «О’кей» для кинодистрибьютеров означает, что вместо денег они получат возврат дисков и склад, затаренный уже никому не нужной продукцией – большинство фильмов устаревает в течение нескольких недель. В итоге дистрибьюторам всё сложнее купить права на другие картины. На это нужны немалые деньги: стоимость прав на продажу одного фильма на территории Украины составляет в среднем $40–50 тыс., а на отдельные ленты – $200 тыс.


Неуловимые. С контрафактом на рынках ещё можно бороться, а вот что делать с интернет-пиратами – непонятно, признаётся  Валентин Чеботарёв из госдепартамента интеллектуальной собственности

Свято место пусто не бывает – на выручку кинолюбителям спешат пираты. Объём их рынка увеличивается. «В период роста благосостояния потребителей доля «лицензии» достигала 35%. Сейчас всё возвращается на круги своя с долей «пиратки» свыше 90%», – говорит Михайлов.

При производстве DVD пираты не тратятся на авторские права, да и на коробке с полиграфией экономят, поэтому диски у них вдвое дешевле лицензионных: 30 грн. против 60–70 грн.

«Торговать пиратскими дисками намного выгоднее, чем лицензионными, ведь выручка выше в три-четыре раза», – признаётся Максим, продавец маленького магазина видеофильмов у одной из станций столичного метро. Стены его магазина заставлены полками с лицензионными фильмами. «Они для милиции, на случай проверки. Но в основном покупают эти», – рассказывает Максим, указывая на стопки нелегальных дисков внизу стойки. – Когда начинается проверка, я успеваю их спрятать. Это те, кто стоят с лотками у подземных переходов, отстёгивают милиции. А у нас есть лицензия на торговлю, за аренду этого помещения платим по семь тысяч гривен».

Во время разговора Максима с корреспондентом Фокуса появляется девушка и спрашивает мультфильмы. Через несколько минут она, заплатив 30 грн., уносит сборник с новинками сезона. Не секрет, что в отличие от лицензионных фильмов, которые перед попаданием в розницу должны прокрутиться в кинотеатрах, пиратские часто идут на прилавок ещё до премьеры. Причём их качество улучшается из года в год.

Воровская техника

Несмотря на то что технические возможности видеокамер значительно повысились, с киноэкранов фильмы записывают всё реже. Теперь основной приём пиратов – кража копий, рассылаемых кинокритикам для предварительного просмотра. Их защиту быстро взламывают и выкладывают ленты в интернет. А уже пиратские группы в той или иной стране самостоятельно делают дубляж фильма – обычно в два голоса.


Лидеры продаж. В этом году дешёвые, но уже намного более качественные пиратские диски почти полностью вытеснили с рынка легальных производителей

– Правда, голливудские компании, особенно для своих блокбастеров, вставляют в кадры таких копий специальные знаки, по которым определяют, какая копия была украдена. Поэтому очень дорогие ленты обычно выходят в «экранках». Но это не более 5% всех картин, – рассказывает Алексей, не понаслышке знакомый с подноготной пиратов. – А если же фильм не суперхит, то на лицензионных DVD после кинопроката он появляется через несколько недель. И этот DVD также обязательно кто-то рипает (взламывает. – Фокус) и выкладывает в интернет, где его берут для тиражирования.

Заниматься производством дисков можно в домашних условиях. Имея соответствующее оборудование, делать нескольких тысяч копий в день – не проблема. Но в основном пиратские фильмы в Украину поступают из России, где производятся в промышленных масштабах. «Днём какой-нибудь завод под Санкт-Петербургом или Москвой производит диски по лицензии, а в ночную смену – пиратские, – объясняет Алексей. – Бывает, на нелегальных копиях даже оставляют свои телефоны и адреса».

В нашей стране торговцев контрафактом слишком много. Будь их несколько, производители лицензионного видео могли бы извлечь из этого пользу. «Однажды некоторые наши компании хотели войти в пиратские сети распространения. Максимально удешевить диски – вплоть до стоимости нелегальных – и дать пиратам на продажу. Но рынок настолько разрознен, что договариваться было не с кем», – вспоминает консультант Юрий Михайлов.

Безлимитные возможности

Гражданину Кубы Элисеру Вивару, живущему в Украине уже 17 лет, до проблем кинодистрибьютеров нет дела. Этот киноман и обладатель большого жидкокристаллического телевизора фильмы на DVD давно не покупает. «В интернете есть ленты высокого качества, которые этот телевизор показывает идеально. Скачать их гораздо дешевле, чем покупать диски. Так зачем мне ради кино вообще выходить из дома?» – говорит он.

Украинцев, которые имеют возможность посмотреть кино хорошего качества, не выходя из дома, с каждым годом становится всё больше. По данным исследовательской компании iKS-Consulting, за I квартал этого года число абонентов широкополосного доступа к интернету достигло 1,75 млн., хотя годом ранее таких было вдвое меньше. И эксперты уверены, что их количество будет расти, несмотря на кризис.

Интернет-пираты свои бизнес-модели уже придумали – они зарабатывают на рекламе. Чтобы скачать нужный фильм, пользователю приходится просмотреть огромное количество рекламных сообщений или предложений посетить партнёрские сайты. При большом количестве посещений подобный сайт может приносить своим владельцам солидные барыши. Ещё один источник заработков – платные опции для желающих скачать фильмы. Например, послав специальное SMS стоимостью в несколько гривен, можно избавить себя от рекламы или ускорить скачивание.

Правоохранительные органы ничего с интернет-пиратством поделать не могут. «Законодательство не успевает за теми техническими возможностями, которые даёт интернет, – констатирует г-н Чеботарёв. – Выследить интернет-пиратов гораздо сложнее, чем тех, кто торгует дисками на рынках. В первую очередь из-за того, что трудно зафиксировать правонарушение, а также из-за отсутствия границ этого бизнеса. Ведь в разных странах разные методы и способы фиксации правонарушения».


склады затарены. Денис Иванов из «Артхаус трафик» констатирует, что издавать новые фильмы на DVD стало нерентабельно – хоть бы старые продать

В распространении копий фильмов в сети заинтересованы и сами интернет-провайдеры. Именно файлы большого объёма составляют львиную долю интернет-трафика и, соответственно, их заработков. Но Александр Ольшанский, член правления интернет-ассоциации Украины, заверяет, что не стоит сгущать краски, ведь тысячи скачанных фильмов просто смешно сравнивать с миллионами дисков, продающихся на рынке. «Сеть действительно отбирает деньги у видеопроизводителей, как легальных, так и пиратов. Но не за счёт того, что пользователи смотрят кино в интернете, просто люди тратят там то время, которое должны были потратить на просмотр фильмов», – объясняет он.

Тем не менее очень вероятно, что дальнейшее распространение интернета приведёт к исчезновению розницы, подобно тому, как в своё время компьютеры убили рынок печатных машинок. Причём речь идёт не только о лицензионном видео. «Ещё год назад эта точка приносила 1,5 тыс. гривен в день. Теперь в среднем шестьсот», – уже ощутил на себе эту тенденцию продавец нелегального кино Максим.

– Весь украинский рынок домашнего видео переходит в фазу стагнации. В Украине количество людей, предпочитающих скачивать фильмы, за прошлый год увеличилось на 80%, – констатирует г-н Иванов из «Артхаус трафик. – Мы уже задумались о том, чтобы переместить свой бизнес в интернет.

Виталий Жданов, для Фокуса

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.