Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Бюджетный миф

Бюджетный миф
Каждое новое правительство называет подготовленный им проект госбюджета «бюджетом развития». Однако чёткого определения такому понятию никто никогда не давал. Поэтому оппозиция считает, что «развивать» бюджет-2007 будут только для избранных
000

При постатейном голосовании за бюджет Верховная Рада проявила невиданное единодушие: в строчке «за» на табло с завидной регулярностью загорались цифры то 247, то 248, то 249. В конце концов, перешли к голосованию «пачками» — за целые группы статей. Возникло впечатление, что если бы «партия сказала «надо», коалиция бы проголосовала за что угодно — 147 статей прошли на ура менее чем за час. Общий результат получился прогнозируемым: 249 «за». Причём не обошлось без помощи оппозиции: 5 голосов дал БЮТ, и 4 – «Наша Украина».

Науке неизвестно

У украинских правительств существует хорошая традиция: перед принятием бюджета говорить, что в отличие от предшественников им удалось создать бюджет развития, а не проедания. Кабмин Януко­ви­ча-2 не стал исключением: в документах, представляющих бюджет, отмечалось, что прошлые правительства были «социально обеспокоенными», а нынешнее — социально ответственное. Слоган придумали соответствующий: бюджет-2007 — для людей и для государства. Причём Украине предлагают бюджет не только развития, но и инвестиционно-инновационной направленности. «Бюджет для своих», — не забыли к этому добавить представители оппозиционных к коалиции политических сил. Вместе с тем, объяснить сам термин «бюджет развития» пока не смог никто.

«Бюджет — это всё проедание. Всегда. Есть две системы финансирования: кредитная (возвратная) и безвозвратная. Бюджет имеет безвозвратную природу», — сказал Фокусу экс-министр финансов Виктор Пинзеник.

Не знает, что подразумевается под «бюджетом развития» и экономическая наука. «В мировой практике такого понятия нет», — сказал Фокусу директор экономических программ Центра Разумкова, доктор наук по госуправлению Василий Юрчишин. А завотделом Национального института стратегических исследований, кандидат экономических наук Ярослав Жалило отметил, что в некоторых странах (например, в Японии и Южной Корее) так называемый «бюджет развития» является составляющей государственного бюджета. К нему относятся статьи расходов на инвестиции, на покупку инновационного оборудования.

Определить, в какой степени бюджет направлен на развитие, можно по показателю доли доходов бюджета в валовом внутреннем продукте (ВВП). Грубо говоря, эта цифра говорит о том, какую часть заработанного бизнес отдаёт государству в виде налогов и сборов. «Уменьшение такого показателя означает, что у субъектов экономики остаётся больше денег на развитие. Чем богаче страна, тем больше она может позволить себе перераспределять через бюджет», — поясняет Юрчишин.

В странах Евросоюза этот показатель составляет более 40%, а в известной своей социальной ориентацией Швеции и вовсе переваливает за 60%. В Украине процент существенно ниже, но его подъём был зафиксирован в 2005 и 2006 гг., т.е. при «оранжевой» власти, отличившейся социальной щедростью (см. диаграмму). В бюджетном законопроекте нынешнего года долю доходов бюджета в ВВП Украины решили снизить, что уже вызвало шквал критики со стороны оппозиции.

Но сравнивать эти показатели не всегда корректно. «Если мы посмотрим на Швецию, можно подумать, что у них вообще всё проедается. А в США, наоборот, через бюджет распределяется 23-25%. Просто это разные модели экономики», — отмечает Юрчишин. Ярослав Жалило подчеркивает, что снижение налогового давления «вовсе не означает, что предприятия направят эти средства именно на развитие». Кстати, подобные опасения есть и у оппозиционных депутатов, окрестивших финансовый план на 2007 г. «бюджетом для своих».

Кредиты вместо дотаций

У правительства своя логика — в будущем году оно предлагает поддерживать инфраструктурные проекты не прямым финансированием из госказны, а с помощью стимулирования кредитования, т.е. бюджетной компенсации части кредитных ставок. «Тут нужно говорить, что каждая гривна (из госбюджета — Фокус) даёт 10 грн. привлеченных средств», — аргументирует такую позицию замминистра финансов Сергей Рыбак. Хотя и признаёт, что будущий год с точки зрения развития будет лишь переходным, «толчковым для экономики». «Мы не хотим ни в коей мере уменьшить социальные гарантии, но мы пытаемся найти баланс между социальной и инвестиционной составляющими», — сказал Фокусу замминистра.

Некоторые направления «инвестиционно-инновационной модели» конкретизировал еженедельнику первый замминистра финансов Вадим Копылов. По его словам, инновационная часть — это разработки Академии наук. Что касается инвестиционных направлений, то это поддержка АПК и по линии Минпромполитики (удешевление процентов по кредитам), а также средства для авиапрома, ЖКХ и строительства. «Толчок к инвестиционной деятельности — в создании инфраструктуры», — убеждён Вадим Копылов.

Общий размер средств, направленных на удешевление кредитов, составляет 1,8 млрд. грн., сообщил, представляя бюджет ко второму чтению, первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров. Из них финансирование предприятий АПК составит 667 млн. грн, инновационных и инвестиционных проектов — 145,5 млн., строительства энергоблоков электростанций — 652 млн. грн, самолётостроения и космической отрасли — 724 млн. грн. «Выделение этих средств даст возможность дополнительно привлечь более 9 млрд. грн. кредитных ресурсов», — считает Азаров.

Характерно, что он счёл своим долгом отдельно упомянуть о 150 млн. грн., которые предусмотрены в бюджете на строительство пассажирского центра аэропорта «Борисполь», но дипломатично умолчал о 140 млн. грн., которые пойдут на реконструкцию аэропорта «Донецк».

15 дней на раздумья

Не факт, что все заявленные планы удастся воплотить. Например, поддерживать АПК намерены за счёт средств от приватизации, план поступлений от которой пока под большим вопросом. «Удешевления кредитов аграриям не будет. Впервые это статья расходов, привязанных к приватизации, — говорит Виктор Пинзеник. — Таких привязанных статей в бюджете не должно быть вообще. Потому что не получили источник — нет и финансирования».

В ходе обсуждения проекта бюджета в парламенте также выяснилось, что новая цена на газ вывела за порог рентабельности химические предприятия. Азаров, правда, отметил, что предусмотренные средства на удешевление удобрений для аграриев — не что иное, как дотация тем же химикам. Но может случиться то же, что и с кредитами и приватизацией: нет средств — нет и поддержки химпредприятий.

«Чтобы бюджет имел право называться инвестиционно-инновационным, недостаточно только продекларировать объёмы финансирования», — заявил Фокусу экс-премьер, народный депутат Анатолий Кинах. По его словам, ввиду отсутствия приоритетов, государственных целевых программ и чёткого алгоритма их финансирования предложения 

Кабмина напоминают попытки ручного управления процессами. «Это угрожает не только коррупцией, но и неэффективным использованием средств, которые называются в структуре бюджета инновационно-инвестиционным ресурсом», — подчеркнул Кинах. Он считает, что в числе приоритетов должны быть энергосбережение и энергоэффективность, а также генная инженерия и развитие ракетно-космического комплекса, который сможет обеспечить мощный рынок космических услуг.

Но лучше всех по поводу отечественного бюджета высказался директор ЕБРР в Украине Камен Захариев: «Для одних это будет бюджет развития. А для других — проедания». Однако точку в бюджетной эпопее должен всё же поставить Президент. А его позиция пока неясна: в то время как председатель бюджетного комитета «регионал» Владимир Макеенко уверяет, что все президентские предложения были учтены, его первый заместитель «нашеукраинец» Павел Жебривский говорит обратное. Примечательно, что последние «бюджетные» предложения Виктора Ющенко поступили, по словам председателя бюджетного комитета, в 8:45 утра в день голосования.

По словам руководителя службы социально-экономического развития секретариата Президента Александра Шлапака, не учтены предложения главы государства относительно более высоких социальных стандартов и финансирования Вооружённых сил. «Я лично буду рекомендовать не подписывать такой закон о бюджете», — подчеркнул Шлапак. Президент, как утверждают в его канцелярии, взял на раздумье свои законные 15 дней. 
 
0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.