Доля монопольная

НАК «Нафтогаз України» хочет превратиться в аналог российского «Газпрома»: компания создает сеть АЗС и борется за контроль над крупнейшим в Украине Кременчугским НПЗ. Но работе «от скважины до бензоколонки» могут помешать политические интриги

Related video

Возле заправки на окраине столицы выстроились в ряд грузовики — здесь их топливные баллоны заполняют сжатым метаном. Хотя очередей из автомобилей не видно, свободных мест на станции не имеется. "Желающие заправиться газом есть всегда — это и коммунальный транспорт, и строительные компании, и перевозчики грузов", — говорит заправщик Андрей Власов. Он работает на одной из 89 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) компании "Укравтогаз" — дочерней структуры НАК "Нафтогаз України".

Именно эти станции, наряду с десятком бензиновых АЗС, станут основой для крупной сети заправок, которую намерен развернуть "Наф­тогаз". Как сообщил Фокусу министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко, нынешняя сеть заправок, входящих в структуру госкомпании, будет расширена. Действующие метановые станции дополнят бензиновые, и общее число АЗС должно вырасти в несколько раз.

Проект сулит "Нафтогазу" немалую прибыль, ведь сейчас многие предприятия, особенно коммунальные, переводят свои автопарки на газ. Руководитель "Укравтогаза" Андрей Пляцко в интервью Фокусу заявил, что украинский рынок готов к замещению газом 5% потребляемого бензина. Но и средства вложить придется немалые: по оценкам г-на Пляцко, стране нужно порядка 400-500 АГНКС, тогда как сейчас их вдвое меньше.

Конкуренция между сетями бензозаправочных станций еще острее. Причем здесь "Нафтогазу" придется начинать практически с нуля, поскольку сейчас у него только 12 бензиновых АЗС, из которых половина еще только строится. Тем не менее, участники рынка позитивно оценивают перспективы потенциального конкурента. "У "Нафтогаза" есть опыт, есть база, на которой можно развить сеть. Не вижу никаких проблем в том, чтобы со временем сформировать сеть из 300 станций", — сказал Фокусу президент компании "ТНК-ВР Украина" Сергей Лизунов.

Примечательно, что для госмонополии это уже вторая попытка выйти на розничный рынок топлива. В 2003 г. "Нафтогаз" и нефтяная компания "Экойл" Владимира Костерина (совладельца "Трансбанка" и "Газеты 24") начали совместный проект по созданию сети АЗС под брендом "Нафтогаз-Экойл". Уже в 2004 г. сеть под этой вывеской объединяла более 100 АЗС.

Эти заправки запомнились водителям тем, что при относительно неплохом качестве топлива его стоимость в периоды ценовых скачков удерживалась на низком уровне. Ведь топливо на эти АЗС поступало из Шебелинского газоперерабатывающего завода, который до сих пор принадлежит "Нафтогазу". Однако в 2005 г., после смены руководства НАК, поставки топлива с Шебелинки были прекращены. Потеряв такого поставщика, сеть оказалась на грани выживания и в итоге была продана Игорю Еремееву (совладельцу группы "Континиум" и сети заправок WOG).

Юрий Бойко уклонился от прямого ответа на вопрос, будет ли выполнять подобную "социальную функцию" новая сеть АЗС. Ведь "Нафтогаз України" по-прежнему на 100% государственная компания, а это ставит ее в двойственное положение. С одной стороны, "Нафтогаз" должен реализовывать государственную политику — не допускать резких подъемов цен, обеспечивать потребителей нефтью, газом и продуктами их переработки по ценам, приемлемым для государственных структур. "В то же время, "Нафтогаз" — это бизнес-структура, которая должна получать максимальную прибыль и обеспечивать наполнение госбюджета", — отметил в разговоре с Фокусом главный редактор неф­тяного обозрения "Терминал" Геннадий Рябцев.

Но, чтобы много заработать, придется много потратить — реализация заправочного проекта требует $100 млн. инвестиций: финансовое состояние "Нафтогаза" оставляет желать лучшего. Это, кстати, признают и в правительстве. Правда, говорят, виновата в этом "оранжевая" власть. "Проблемы, доставшиеся нам в наследство, очень непростые, и потребуется несколько лет довольно серьезной работы, чтобы "Нафтогаз" смог вернуться хотя бы к тому состоянию, в котором он находился в 2004 г.", — посетовал первый вице-премьер Николай Азаров. Пока эта серьезная работа заключается в поручении Государственной налоговой администрации и Минфину предоставить госмонополии налоговые каникулы на год.

Разные люди
Не факт, что очередные пертурбации в украинской власти не поставят проект под вопрос, как это произошло с "Нафтогаз-Экойл". Ведь НАК на протяжении всей своей истории был разменной монетой в подковерных баталиях. Каждого его руководителя обязательно сопровождали скандалы.

Юрию Бойко, руководившему госмонополией с 2003 по 2005 гг., приписывали участие в построении сомнительных схем поставок природного газа в Украину. Противники нынешнего министра считают, что он приложил руку к появлению компании RosUkrEnergo, поставляющей газ украинским промышленным потребителям, и обвиняют Бойко в лоббировании интересов совладельца этой компании Дмитрия Фирташа. Нынешнюю активность "Нафтогаза" некоторые эксперты тоже связывают с планами олигарха относительно Украины, но Юрий Бойко такую связь отрицает.

Алексей Ивченко, назначенный председателем "Нафтогаза" весной 2005 г. после победы "оранжевой" команды, через 14 мес. покинул свой пост под аккомпанемент громких финансовых скандалов. После выборов 2006 г. правящая парламентская коалиция и оппозиция в лице Блока Юлии Тимошенко обвинили Ивченко в резком ухудшении положения компании и растратах государственных средств.

Особый резонанс получила история о растратах казенных денег на новогодних снегурочек. Но были и вещи посерьезнее: при Алексее Ивченко "Нафтогаз" открыл две кредитные линии: одну в немецком банке Deutche Bank на сумму 2 млрд. евро, а вторую — во французском Societe Generale в 2,5 млрд. евро. При этом Ивченко отказывался объяснять, на что должны быть направлены огромные суммы кредитов. Его оппоненты утверждали, что деньги попросту выкачивались из "Нафтогаза" в государственный бюджет. И действительно, налоговые отчисления компании в 2005 г. выросли до 11 млрд. грн., по сравнению с 5,7 млрд. грн. в 2004 г. А по итогам минувшего года госказна получила от газового монополиста почти 15,3 млрд. грн.

После оттеснения "оранжевых" от власти передел сфер влияния начался уже внутри правящей коалиции. В августе 2006-го, после назначения премьер-министром Виктора Януковича, "Нафтогаз" возглавил член Партии регионов, как считается, человек вице-премьера Андрея Клюева — Владимир Шелудченко. Он сменил Алексея Болкисева, успевшего поруководить компанией всего три месяца после отставки Алексея Ивченко.

Но, не успев повлиять на состояние компании ни в лучшую, ни в худшую стороны, Шелудченко по собственному желанию покинул пост уже в феврале 2007-го. Его уход связывали с разногласиями в энергетическом блоке правительства, который имеет два основных центра влияния: с одной стороны, это "донецкий" вице-премьер Клюев, с другой — сохраняющий известную самостоятельность от "донецких" глава Минтопэнерго Юрий Бойко. Сейчас кресло руководителя "Нафтогаза України" занимает соратник министра Евгений Бакулин, с 2002 по 2005 гг. управлявший компанией "Укргазвидобування", подконтрольной НАК.

В излишней политизации деятельности НАК аналитики и видят основную проблему для ее развития. "В нашей стране выборы проходят часто, поэтому "Нафтогаз" очень сильно лихорадит. Если бы менеджмент компании не менялся с приходом каждого нового правительства, она бы процветала не хуже "Газпрома", — убежден аналитик Millennium Capital Юрий Алексеенко.

Тропою "Газпрома"
Сравнение НАК "Нафтогаз України" с российским РАО "Газпром" неслучайно. НАК — мощная империя, состоящая из 200 дочерних предприятий, которые отвечают за разведку и разработку месторождений, бурение, транспортировку и хранение нефти и газа, а также поставляют продукты их переработки конечным потребителям.

Сейчас структуры госкомпании добывают свыше 97% нефти и газа в Украине. А в июле "Нафтогаз" через компанию JKX Oil&Gas plc, где он владеет 6,45% акций, получил доступ к разработке небольшого газового месторождения на юге России.

Но ключевой актив "Нафтогаза" — десятки тысяч километров газо- и нефтепроводов, проходящих по территории страны. Именно по ним проходит экспорт российского природного газа в Европу, а также российской и казахской нефти в третьи страны.

"Очень перспективна добыча нефти и газа на шельфах Азовского и Черного морей, которой занимается дочерняя компания "Черноморнефтегаз". Большой ценностью обладают и подземные газовые хранилища, сервисные и ремонтные организации. Все это может приносить большую прибыль", — считает Юрий Алексеенко.

Примечательно, что менеджмент практически всех компаний, входящих в структуру НАК, лоялен к нынешнему министру ТЭК, за исключением разве что "Укрнаф­ты", контролируемой группой "Приват". Многолетние попытки государства отвоевать "Укрнафту" успехом пока не увенчались.

Куда более весомых результатов Юрий Бойко и Игорь Бакулин добились в деле по возвращению государству контроля над не менее важной акционерной компанией — "Укртатнафтой". Эта структура владеет Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом, самым крупным и одним из самых современных в Украине. Оппонентами "Нафтогаза" выступают правительство Татарстана и российская компания "Татнефть", и пока руководящие должности в "Укртатнафте" занимает лояльный к российским акционерам менеджмент.

Тем не менее, в первой половине июля "Нафтогаз" объя­вил о восстановлении госконтроля над "Укртатнафтой". Речь шла о том, что НАК удалось сосредоточить более 61% акций компании. Другими словами, украинская сторона получила возможность сменить руководство.

Но в последние дни события вокруг СП все больше принимают форму скандала. На днях в некоторых изданиях была опубликована информация об утечке 278 млн. грн. со счетов "Укртатнафты". В ответ "Нафтогаз" официально заявил о том, что топ-менеджмент предприятия, готовясь покинуть занимаемые должности после собрания акционеров 30 июля, якобы хочет обогатиться за счет предприятия. По версии НАК, вымывание средств из компании накануне начала осенне-полевых работ может привести к возникновению у предприятия дефицита оборотных ресурсов для закупки нефти. "Это, в свою очередь, приведет к уменьшению объемов производства светлых нефтепродуктов на Кременчугском НПЗ и повышению цен на бензин и дизельное топливо на отечественных заправках", — предостерегают в "Нафтогазе".

Тем временем, в спор между российскими и украинскими акционерами "Укртатнафты" вмешалась и третья сторона в лице Андрея Клюева и Николая Азарова, которые фактически встали на защиту россиян. Если же команде Бойко удастся "перевесить" в этом споре, возможности госмонополии серьезно увеличатся. Геннадий Рябцев считает, что в случае возвращения контроля над "Укртатнафтой", "Нафтогаз" станет полностью вертикально-интегрированной компанией и возьмет под контроль весь цикл "от скважины до бензоколонки" и "от скважины до газовой горелки". Кроме того, государство в этом случае получит то, о чем мечтало не одно правительство — мощный рычаг регулирования рынка нефтепродуктов.

"