Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Забыть о кризисе. В Украине стартовал сезон скупки новогодних подарков

Забыть о кризисе. В Украине стартовал сезон скупки новогодних подарков
Половина украинцев хотели бы найти под ёлкой деньги, правда, мало кто готов их дарить. Фокус выяснил особенности украинских подарочных традиций
000

Экономист Дарья Бондарь планирует и покупает подарки заранее. Новогодний сувенир для подруги, к примеру, она заготовила ещё в сентябре. Но главная статья подарочных расходов – трое племянников, которые ждут игрушечных лошадей, домов для кукол и других детских радостей под ёлку.

«У меня почти всё готово, – довольна она проделанной работой. – Две полные коллекции игрушечных пони, вилла для них, игрушки-коты и набор Lego». Одна из племянниц Дарьи живёт в Германии, где праздники начинаются с середины декабря – с 24 на 25 отмечается Рождество.

В этом году презенты для племянников обошлись Дарье в полторы тысячи гривен. «Приятно удивили объявленные заранее скидки. Но и они не спасают – дом для пони прямо на кассе решили переоценить, что стоило мне лишних 70 гривен. Такого хамства я не ожидала – сначала цены повышают, а потом якобы делают скидку», – вспоминает Дарья.

То ли ещё будет


Книголюб. Александр Черинько из компании Deloitte, как и большинство европейцев, уверен: лучший подарок – книга или сертификат в книжный магазин

В компании Deloitte, которая в октябре провела исследование потребительских настроений накануне новогодних праздников, отмечают: нереализованный потенциал украинских кошельков налицо. Украинцы тратили бы ещё больше, но пока не могут. «Многие отметили, что когда кризис закончится, они будут праздновать Новый год с большим размахом», – говорит менеджер компании Александр Черинько. Однако уже сейчас расходы на подарки увеличились, правда, из-за инфляции: многие подарки – импортного происхождения, потому их гривневая стоимость возросла. «Но даже с учётом инфляции расходы на праздник в этом году всё равно больше, чем год назад. Люди стремятся, несмотря ни на что, хорошо провести время. Многие из опрошенных отметили, что планируют отпраздновать с размахом, чтобы на время забыть о кризисе», – добавляет г-н Черинько.

Тем не менее, по сравнению со странами Западной Европы, украинские расходы весьма скромны. Чехи в этом году собираются потратить на подарки в среднем 525 евро, жители Испании – 725, жители Люксембурга – 1150, а вот украинцы – чуть больше 200.

Деньги под ёлку

Почти половина украинцев, согласно недавнему опросу, предпочитают получить в подарок деньги. А вот расставаться с деньгами они не спешат – на это готовы лишь 28% респондентов. «Так или иначе, деньги в качестве подарка – это дань непростым временам и показатель того, то украинцы стали более взвешенно подходить к выбору подарков», – комментирует г-н Черинько.

Ещё один тренд сезона – составление скрупулёзного бюджета праздника. Тщательно планировать траты будут более 60% сограждан. Любопытно, что в этом деле мы перегнали даже европейцев.

О практичности украинцев говорить рано, считает Дарья Бондарь. Она не раз отмечала Рождество с близкими в Германии. «У немцев принята семейная жеребьёвка – перед праздниками все члены семьи вытягивают из коробки бумажки с именами тех, кому должны дарить подарок. В итоге сокращаются расходы и экономится время – ты даришь подарок только тому, кто тебе достался в этой лотерее. Вот это практичность», – улыбается Даша. 

В Европе, к примеру, одним из самых популярных подарков являются книги, в отличие от Украины, где они лишь на четвёртом месте. А вот подарочные сертификаты у нас прижились, отмечает Ольга Нелина, руководитель проекта интернет-магазина «Мегапортал подарков и праздников «Ух ты». «Фотоархивы – деревянные коробки для фотографий и сертификаты на любую сумму в этом году очень модны, – отмечает Ольга. – Универсальные подарки, впрочем, тоже пользуются спросом: рамки, ключницы, шкатулки, магические шары-предсказатели и обязательно эротические сувениры».

Новый год в октябре

Запасаться подарками к Новому году за несколько месяцев до праздника украинцев учит рынок. Ещё лет десять, и вспоминать о грядущих торжествах мы будем с лета, а покупать подарки и наряжать ёлки осенью – рекламисты взяли на заметку востребованный в Европе маркетинговый ход и стали загодя объявлять рекламные акции, новогодние скидки и даже украшать витрины.

К общемировым тенденциям украинские компании приблизились благодаря экономическим неурядицам, ведь прежде магазины хорошо зарабатывали и в течение декабря. «Теперь всем приходится стимулировать продажи. Сезон выкачки денег во всей стране переносится на ноябрь, – констатирует Нина Рохманюк, директор по стратегическому планированию Бюро маркетинговых технологий. – Обидно то, что компании лишним месяцем пользуются неумело, слишком слабо затягивают покупателей в магазины, акции неяркие. Зато люди привыкнут делать покупки загодя. А такой прогнозируемый покупатель всегда выгоден для хорошего продавца».

Хлам не в моде


Пока бьют часы. Руководитель проекта интернет-магазина подарков Ольга Нелина считает, что массово скупать сувениры украинцы будут как всегда – за два часа до праздника

Президент Украинской PR-лиги Андрей Ротовский – ярый противник формальных корпоративных подарков. Единственное, что он хранит в офисе, – мешочек с солью. «И метафора есть – соль жизни, и сам мешочек весёлый, – признаётся Андрей. – Недавно мы совещались с партнёрами – собралось человек семь. Я спросил: какой деловой подарок запомнился вам за последние годы? Только одна девушка припомнила что-то, остальные молчали».

Тонны ненужных безделушек ежегодно заполняют офисы страны, мода на корпоративные подарки не меняется годами, другое дело мода на трату денег. Спасибо кризису – бесполезные сувениры сотрудникам исчезают из расходных статей крупных компаний, уступая место недорогим и полезным вещам. Многие и вовсе отказываются от корпоративных подарков – согласно исследованию компании Deloitte, в єтом году ещё около 20% опрошенных передумали дарить подарки коллегам.

Нина Рохманюк утверждает, что «дарить ненужное – у нас в крови». А поскольку культуры возврата подарков, как за границей, в Украине нет, корпоративные сувениры складируются в ящиках офисных столов. «Мы всегда подходим к таким подаркам с фантазией. В этом году, к примеру, самые близкие наши партнёры получат к Новому году набор для творчества. Картинки – машины, дома, деньги, лист бумаги, ножницы, клей. Каждый может сделать свою аппликацию – образ будущего. Остальным мы подготовили аналогичный подарок, но в электронном виде».

Круговорот подарков в природе

Киевлянка Марина Королёва недавно уволилась из крупнейшего банка Украины. В её обязанности входил подбор новогодних подарков клиентам, партнёрам, топ-менеджерам. Об этом опыте сегодня она вспоминает с улыбкой. «Никогда не понимала, сколько человеку нужно фанерных сундуков с коньяком, глобусов, шкатулок для украшений. Всё это я покупала», – говорит Марина. В её распоряжении была таблица покупок прошлых лет, с которой требовалось сверить подарки, чтобы не повториться, выделенная сумма и список людей, поделённых на категории. В предновогодний поход по магазинам она брала и маленький фотоаппарат – все товары по-шпионски снимала, чтобы затем согласовать с начальством. «На одних сотрудников банк выделял 5, на других 500 долларов. Всё выбиралось в сувенирной лавке – кому канцелярия, кому красивые, но ненужные корабли, мини-бары в виде самолёта или пушки. Ценным партнёрам дарились серебряные ложечки для чёрной икры или дорогие турки для кофе».

К Новому году очереди клиентов в банке сменялись очередями доставщиков подарков. Коллеги шутили, что у топ-менеджмента есть специальная комната для складирования праздничного хлама. «Оказалось, в итоге половина отдаётся секретарю, а часть загружается в багажник автомобиля шефа и развозится по соседям и дальним родственникам», – рассказывает Марина. Случались у девушки и казусы – например, когда выяснялось, что банк три года подряд дарит изысканный шоколад женщине, сидящей на диете. А однажды в офис пришёл тот самый подарок, который год назад именно менеджеры выбирали для партнёра. «Поэтому шильдики с логотипом – не только напоминание о компании, но и сигнал: это не передаривать».

Евгения Даниленко, Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.