Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Страна
Красивая странаРейтинги фокуса

Среднему классу будет мешать любая власть

Средний класс, как и вся Украина, — за регионалов и БЮТ. Но скепсиса у него куда больше: треть представителей «середняков» голосовали против всех или просто не пошли на выборы. Они точно знают: любая власть будет им только мешать
000


Михаил Сонаров, учредитель сети розничной торговли, на парламентских выборах голосовал за Блок Литвина. «Не знаю, почему, — признаётся он. — Может, потому что остальные надоели гораздо больше».

Как показало исследование, проведённое 6-7 октября маркетинговой компанией TNS Ukraine по заказу Фокуса, надоели политики не только Михаилу. 10% представителей среднего класса выбрали в избирательном бюллетене графу «против всех», ещё 19% — вообще проигнорировали выборы.

По обе стороны
Остальные «середняки» наиболее активно отдавали свои голоса за Партию регионов: на стороне «бело-синих» 23% представителей среднего класса. По всей видимости, сказалась некоторая стабилизация экономики в период их правления, да и агитация в родном регионе ПР была на высоте.

На втором месте по симпатиям оказался БЮТ, набравший 19,7% голосов среднего класса. «Пожалуй, единственная, кто что-то пытается сделать, это Юля. Она хоть и обещает много, но спасибо ей за то, что стала зачищать свою команду на местах», — сказал Фокусу председатель Киевской областной организации профсоюза работников сферы предпринимательства Владимир Балабанович.

Блок НУНС набрал среди представителей среднего класса всего 7,9%. Часть среднеклассников разочаровалась в политике оранжевых, но преданные поклонники у них по-прежнему есть. «Считаю, что им хватит ума проанализировать допущенные ошибки и повернуться лицом к народу. Надеюсь, они осознают свои просчёты, — заявил Фокусу председатель Харьковского городского комитета проф­союзов предпринимателей Сергей Фатеев.

Хотя бюджет Харьковской области на 70% наполняют малые и средние бизнесмены, глава местного профсоюза Сергей Фатеев не видит желания властей поддерживать предпринимателей
Хотя бюджет Харьковской области на 70% наполняют малые и средние бизнесмены, глава местного профсоюза Сергей Фатеев не видит желания властей поддерживать предпринимателей


Если взглянуть на данные опроса, становится очевидным, что «середняки» отражают картину голосования массового избирателя: у каждой партии есть свои «железные» города и регионы. Киев и западные области большинством голосов поддержали БЮТ и НУНС, восток — традиционно ПР, и только вовсе не голосовавшие распределились по Украине равномерно.

Как выяснилось, наиболее неоднозначно избиратели относятся к БЮТ и его лидеру Юлии Тимошенко. Так, 20,8% опрошенных считают, что с приходом Тимошенко на пост премьера в стране наступит порядок и процветание. При этом столько же респондентов — 20,5% — уверены: если премьерское кресло займёт Тимошенко, в стране воцарится хаос. Но большинство «середняков» — 41% — всё же думают, что от этого ничего не изменится.

Львиная доля представителей этой прослойки не верит, что выборы устранили политический кризис и политики наконец смогут договориться друг с другом. Согласно результатам исследования, такого мнения придерживаются 79% респондентов. Еще 10% затруднились ответить, и лишь 13% сказали, что безоговорочно верят в светлое будущее с новым составом парламента.

Середины мало
Основной причиной игнорирования средним классом прошедших выборов стало невнимание самих политиков к этой части электората. Ведь подавляющее большинство политических месседжей было ориентировано на бедных. «Всё просто: малоимущих много, а среднего класса мало», — объяснил Фокусу руководитель департамента социологических исследований Института им. Горшенина Владимир Попович. Он знает, о чём говорит: в начале этого года институт провёл масштабное исследование, посвящённое проблемам среднего класса. Выяснилось, что около 50% украинцев причисляют себя к малоимущим, в то время как средним классом считают себя только 12% населения.

В итоге с экранов телевизоров потоком лились обещания сдержать цены на коммунальные услуги, снизить цену мяса до 20 гривен. Сами политики лишь разводят руками: мол, ориентируемся на массовый электорат.

«Предвыборные социальные обещания даются потому, что это самые простые и доступные для понимания лозунги. Да и малообеспеченные у нас — самый активный электорат», — пояснила Фокусу Ксения Ляпина из НУНС. Что касается людей, имеющих собственный бизнес либо работающих на хозяина и получающих достойную зарплату, они, по мнению Ляпиной, ничего не требуют и ничего не ждут от государства.

Действительно, то, чего хотят многие представители среднего класса, не зависит от воли государства. Большинство чаяний хорошо оплачиваемых наёмников относятся к сфере влияния частного капитала.

Мечты столичного менеджера Дмитрия Морозюка о медицинской страховке и дешёвых кредитах могут осуществить частные компании, но никак не политические партии
Мечты столичного менеджера Дмитрия Морозюка о медицинской страховке и дешёвых кредитах могут осуществить частные компании, но никак не политические партии


Это наглядно иллюстрирует менеджер компании «Калина» Дмитрий Морозюк, относящий себя к 12% «середняков». «Хотелось бы, чтобы каждая компания предоставляла своим сотрудникам соцпакет с медицинской страховкой. А ещё неплохо было бы дожить до уменьшения банковских ставок, чтобы спокойно брать кредиты на жильё или автомобиль. Ведь сейчас если возьмёшь кредит на пять лет — переплатишь 50% стоимости!» — делится он своими пожеланиями.

Что обещали партии и блоки среднему классу
Партия регионов
С 1 января 2008 г. регионалы обещали ввести для всех структур малого семейного бизнеса налоговые каникулы на пять лет. Кроме того, такие предприниматели должны быть освобождены от платы за регистрацию бизнеса, выдачу патентов и других разрешительных документов. Программа содержит и менее конкретные обещания вроде «постепенного освобождения экономики от чрезмерного государственного вмешательства и опеки» и финансовой поддержки предприятий, берущих на работу молодых специалистов.
БЮТ
Для поддержки малого и среднего бизнеса Юлия Тимошенко и её коллеги составили отдельную программу. Среди её пунктов – упрощение порядка открытия и закрытия бизнеса, «единое окно» для регистрации фирм, бюджетное финансирование программы Start-up для начинающих бизнесменов и сокращение сроков получения лицензий. Также Леди Ю обещала прекратить практику внесения налоговых изменений законом о бюджете, а налог на добавленную стоимость – вообще отменить, поскольку он «разрушает экономику».
НУНС
В отличие от потенциальных партнёров по коалиции, члены НУНС обещали ограничиться лишь снижением НДС с 20% до 17%, но при этом установить «простые и понятные правила уплаты налогов» и полностью ликвидировать налоговую милицию. Также оранжевые сулили снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, введя единый социальный взнос в 20%, и вдвое сократить количество разрешений и проверок для предпринимателей. При этом обещали сохранить упрощённую систему налогов для малого бизнеса.
КПУ
Своей программой Компартия обращалась к «широким слоям нещадно эксплуатируемых и униженных трудящихся», и среднему классу места в ней не нашлось. Вряд ли собственников и менеджеров порадует, скажем, мораторий на повышение цен на все продукты питания и товары первой необходимости или госмонополия на внешнюю торговлю. Кроме того, коммунисты, «признавая равноправие всех форм собственности», выступали за национализацию бюджетообразующих отраслей, в частности, алкогольной и табачной.
Блок Литвина
Владимир Литвин и его команда обещали уменьшить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, упростить процедуры получения микрокредитов и создать государственную систему поддержки начинающих предпринимателей. В блоке знают, откуда взять на это деньги: в программе предусмотрено «существенное повышение налоговой нагрузки для представителей крупного бизнеса», в результате чего «богатые будут платить до 70%, а социально незащищённые слои населения вообще будут освобождены от налога».


Джентльменский набор
Естественно, совсем не обращать внимание на среднеклассников политики не могут. У всех политических партий в программах есть пара рецептов облегчения жизни малого и среднего бизнеса. Но зачастую это общие слова: например, обещание бороться с коррупцией или отрегулировать налоговое законодательство. «Эти обещания даются из года в год, от выборов до выборов, но так и остаются на уровне деклараций», — сказал Фокусу директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.

Иногда у политиков есть и более конкретные предложения. Так, Алексей Плотников из Партии регионов надеется на вступление в силу с 1 января 2008 г. придуманных его однопартийцами налоговых каникул. «Если у власти будет лояльная коалиция, закон о налоговых каникулах для малого семейного бизнеса вступит в силу, как и планировалось. В ином случае мы будем продвигать его через Верховную Раду и надеемся, что тогда он вступит в силу в ноябре-декабре 2008 года», — рассказал он Фокусу. Плотников очень рассчитывает на поддержку других политсил, ведь закон, утверждает он, «несложный, но очень действенный».

А вот в Блоке Юлии Тимошенко, по словам Сергея Терёхина, решили не изобретать велосипед. «А чего там особо выдумывать? Мы взяли опыт стран Восточной Европы, которая развивала малый и средний бизнес в 90-х годах прошлого столетия. Ей помогали Испания, и Португалия, прошедшие стадию становления малого и среднего бизнеса лет на 20 раньше. Мы просто перенесли это на наши реалии», — объяснил Терёхин Фокусу.

По его словам, БЮТ предлагает малому и среднему бизнесу джентльменский набор мероприятий, который должен помочь украинцу легко войти в бизнес и так же легко из него выйти. В набор входит «единое окно», упрощение бюрократических процедур, прозрачная налоговая система. Все эти обещания блок оформил в отдельную программу поддержки малого и среднего бизнеса.

Не верь, не бойся, не проси
Но основная масса представителей среднего класса уже не верит ничьим обещаниям. «Знаете, как говорили раньше «на зоне»: никому не верь, ничего не проси, надейся только на себя. Так и мелкие и средние предприниматели надеются только на себя. Никто из них ни с политикой, ни с властными структурами связываться не хочет», — говорит Владимир Балабанович. На выборы он не ходил, так как убеждён, что независимо от их результатов власть имущие продолжат давить малый и средний бизнес. Ведь практика показала: независимо от политического цвета правящей коалиции власть всегда мешала мелким и средним бизнесменам.

С этим мнением согласен и его харьковский коллега Сергей Фатеев. Бюджет Харьковской области на 70% формируется за счёт малого и среднего бизнеса, но своих кормильцев власть не любит. «Мы уже не ждём от политиков ничего хорошего, появилась апатия ко всем этим клановым разборкам в парламенте. Практически никто из предпринимателей не верит, что будут решены проблемы регионов», — сказал он Фокусу.

Хотя Харьковщина традиционно считается краем регионалов, Фатеев сетует, что бизнесмены не в восторге от работы этой партии: «Были постоянные нападки на средний класс и предпринимателей. Оказавшись у власти, они плотненько наступили на горло малому и среднему бизнесу, чем дискредитировали себя».

Но и в обещания оранжевой команды Фатеев, проголосовавший за НУНС, верит слабо. Слова Сергея Терёхина о заимствовании испанского опыта вызывают у него улыбку. «В Испании любой человек может прийти с бизнес-планом в государственный банк, и ему дадут деньги. Причём в первый год работы с него не берут ни платы за кредит, ни налоги. А через год, если его бизнес развивается успешно, с него снимают 20% тела кредита», — говорит он. В предвыборных программах таких планов он не нашёл.

И, судя по всему, в ближайшее время вряд ли найдёт. Политики, аналитики и предприниматели признают: пока прослойка среднего класса будет оставаться немногочисленной, партии и дальше продолжат игнорировать её представителей. Ведь голос небогатого украинца заполучить куда проще, а его вес в избирательной урне — такой же, как и у голоса «середняка».

Выбор среднего класса



Высший класс
На Западе средний класс голосует против войны в Ираке и государственного вмешательства в экономику. Но его политические вкусы часто меняются: «середняки» запросто могут поддержать ту партию, против которой выступали на предыдущих выборах

В Германии на выборах 2005 г. лидер консервативной оппозиции Ангела Меркель боролась за голоса либерально настроенного среднего класса, дважды поддержавшего социал-демократа Герхарда Шрёдера — в 1998-м и 2002-м годах. В программе христианских демократов были прописаны снижение налогов, упрощение налоговой системы, борьба с бюро­кратией, сбалансированная внешняя политика и более гибкая политика на рынке труда.

Во Франции интересы бизнеса и среднего класса представляют две основные консервативные партии — Союз за народное движение и Союз за французскую демократию. Представителей последнего можно считать современными консерваторами. Их поддер­живает либерально настроенный средний класс, а во времена Жака Ширака они формировали консервативное большинство в парламенте.

Интересы французов, относящих себя к среднему классу, представляют сразу две консервативные партии
Интересы французов, относящих себя к среднему классу, представляют сразу две консервативные партии


Зарождающийся средний класс Латвии свои предпочтения отдаёт Народной партии, которая относится к правоцентристским силам. Изначально партия выступала за экономические реформы и быструю интеграцию с Западом. Именно с этой партией связывают экономический подъём последних лет, что стало залогом её победы на парламентских выборах в октябре 2006 г.

В Чехии, как и в странах Центральной Европы, те, кто причисляет себя к среднему классу, не желают голосовать за партии, относящиеся к крайним политическим спектрам. Средний класс ищет стабильности, и зачастую главным фактором для него становится способность или неспособность правительства продолжать долгосрочные рыночные реформы.

В Польше, к примеру, на последних выборах победила «Гражданская платформа», взявшая за основу идеологию либерализма. ГП предложила ограничить вмешательство властей в экономику и ликвидировать государственный капитализм. Эти лозунги оказались среднему классу ближе, чем программа их оппонента — партии «Право и справедливость», в которой не было чётко обозначенных экономических преобразований. Война с коррупцией и желание обезопасить общество с помощью более жёсткой карательной системы не нашло массовой поддержки у среднего класса.

Десятилетнее правление Тони Блэра в Британии прошло под знаком неизменной поддержки лейбористов средним классом, составляющим большинство британского электората. За годы правления лейбористов значительно возросли инвестиции в образование и медицину. Поначалу представители среднего класса одобрили и войну в Ираке. Но когда кампания затянулась, находящиеся в оппозиции консерваторы стали отвоёвывать голоса этой части электората. Именно антииракские настроения, усиленные многочисленными терактами внутри страны, могут принести консерваторам победу на ближайших выборах. Британцы не желают воевать. Они больше не считают борьбу с терроризмом приоритетом и хотят, чтобы правительство сосредоточилось на внутренних экономических и социальных проблемах.

Более импульсивные американцы солидарны со своими заокеанскими «одноклассниками». На прошедших в 2006 г. выборах в американский сенат средний класс поддержал демократов, хотя ещё несколько лет назад не особо их жаловал. Однако стараниями Джорджа Буша-младшего и контролируемого республиканцами конгресса приверженцев «партии слонов» поубавилось. И если в 1994 г. американский средний класс отдал свои голоса республиканцам, то на последних выборах большинство этого электората поддержало демократов, считая, что именно они способны разобраться с проблемой Ирака. Для этой группы населения тема затянувшейся войны стала приоритетной, отодвинув на второй план даже вопросы экономики и здравоохранения. В прессе победу демократов на выборах называли триумфом среднего класса.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.