Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Политика
Красивая странаРейтинги фокуса

Скульптор в тумане

Власти британского графства Сефтон разрешили скульптору Энтони Гормли навечно оставить на взморье к северу от Ливерпуля 100 изваянных им чугунных творений. Статуи весом 650 кг каждая — пока самый весомый вклад скульптора в мировое искусство. Впрочем, искусство – не тяжёлая атлетика, вес тут не главное. К примеру, в Украину скульптор прибыл почти налегке — с инсталляцией «Слепой свет»
000

 

Энтони Гормли
Один из самых известных в мире современных скульпторов-монументалистов, автор 20-метрового «Ангела Севера», установленного в Гейтсхэде, 30-метрового «Квантового облака» (Гринвич) и других проектов. Художник фокусирует свой взгляд на человеческом теле, исследует его взаимоотношения с окружающей средой и архитектурой.
1950 г. – родился в Лондоне. Принимал участие в главных групповых выставках, включая Венецианский биеннале (1982, 1986), Documenta VIII (Кассель, Германия, 1987), Сиднейский биеннале (2006). Его персональные выставки проходили в галерее Hayward (Лондон, 2007), Фонде Калустa Гулбенкяна (Лиссабон, 2004), Центре современного искусства Baltic (Гейтсхэд, Великобритания, 2003), Национальном историческом музее (Пекин, Китай, 2003).
1994 г. – получил приз Тернера.
1997 г. – стал кавалером ордена Британской империи (OBE).
С 2003-го – королевский академик, почётный член Королевского института британских архитекторов.



В PinchukArtCentre она вызвала настоящий фурор. Флуоресцентный свет, ультразвуковые увлажнители воздуха, водяной пар — вот всё, что находится внутри комнаты из небьющегося стекла размером 3,2х9,8х8,7  м. Однако, оказавшись в ней, человек совершенно теряет ощущение реальности. Собственно, этого Гормли и добивался. В интервью Фокусу один из самых известных скульпторов современности так выразил суть своего творчества: «Это игра между реальностью и иллюзией». Порой речь Гормли тяжела для понимания. Но слушать скульптора интересно. Он и в самом деле где-то между небом и землёй, как 20-метровый «Ангел Севера», установленный им в Гейтсхэде. Не человек, а «Квантовое облако» (ещё одна работа Гормли) в штанах.

— Вы много времени провели в Индии и Шри-Ланке. Это повлияло на ваше творчество?
— Мой ранний опыт медитации очень важен. Я интенсивно практиковал её в Индии — почти два года. Когда вернулся в Англию в конце 1994 года, в моей душе уже не было пустоты.

— В своих скульптурах вы не очень бережно обращаетесь с человеческим телом. Чтобы шокировать зрителя? Но это ведь не новый приём.

— Иногда я намеренно обращаю внимание зрителя на отдельные части тела. Мир ведь познаёт себя опосредованно, например, с помощью электронного микроскопа или космических спутников. Я же ищу свой способ познания, по-своему преодолеваю внутреннюю неуверенность, свойственную мыслящему человеку. Мне интересно, где она локализуется, каково её содержание. Мысля метафорически, поневоле приходишь к выводу, что реальное иллюзорно, а иллюзорное — реально. На мой взгляд, отношения между реальностью и иллюзией и отражает современное искусство. Это, к слову, является и главной идеей выставки PinchukArtCentre.

Скульптура «Чувствительный материал ХХIV» (2005 г.) напоминает схему вращения электрона. Для Гормли – это конфигурация вечной души
Скульптура «Чувствительный материал ХХIV» (2005 г.) напоминает схему вращения электрона. Для Гормли – это конфигурация вечной души


— Чего вы добиваетесь в искусстве?
— Пытаюсь избавить его от миссии представления символов. И заместить её идеей рефлективности искусства. Я говорю не только о зеркальном отражении реальности-нереальности, но и об осмыслении увиденного. Рефлексия — это ведь ещё и самопознание. И искусство для него — лучший инструмент. При этом я продолжаю надеяться, что мир — не наше представление, а катализатор процесса творения. Глядя на что-нибудь, мы спрашиваем себя: «Что эта штуковина здесь делает?». А должны были бы: «Что я сам здесь делаю? Что это всё означает?».

— Почти уверен, что вопрос «Что это всё означает?» ценители искусства чаще задают вам, чем себе. Но вы, я вижу, не стоите на месте, а продолжаете свои эксперименты, не давая зрителю покоя.

— Да, в моих работах нет эстетической непрерывности. По сути это серия экспериментов по моделированию бытия во времени. Когда мы говорим «я», имеем в виду преобразующийся опыт, движущий нас во времени и вовлекающий в другое пространство и бытие. Всё течёт, всё меняется. Поэтому мне трудно принять догму о вечной душе, скрытом генетическом оке и даже биологической предопределённости ДНК.

— Вдохновение — тоже непостоянная штука. Что для вас означает это слово?

— Я всегда старался делать всё с огромной энергией. Но сейчас моя работа уже делает меня. Я теперь живу как бы вне своего существования. Это очень странное ощущение. Работа сама говорит мне, что делать. Нет разделения между сном и реальностью, между вдохновением и воплощением. Единственное, что меня ужасает, — недостаток времени.

Стальная скульптура Гормли «Ангел Севера», установленная в Тайнесайде (Англия) выше Статуи Свободы. Размах крыльев – 54 м, масса – 208 тонн
Стальная скульптура Гормли «Ангел Севера», установленная в Тайнесайде (Англия) выше Статуи Свободы. Размах крыльев – 54 м, масса – 208 тонн


— Складывается впечатление, что у вас непреодолимая тяга к монументализму.
— Я делал скульптуры из хлеба, их уже не существует. Создавал живопись из света, она тоже исчезла. Но высек и скульптуры, которые останутся на сотни лет. Люди обычно ценят всё долговечное. Но оно не всегда самое ценное.

— Когда вы работаете, принимаете во внимание конъюнктуру арт-рынка?

— Нет. Всё имеет свою цель. Что-то делается на годы, что-то быстротечно. Но всё должно быть хорошо сделано — в соответствии со своей истинной природой. Рынок — лишь один из критериев ценности объекта. Одновременно и полезная поддержка, и деструктивный фактор. В первую очередь человек испытывает потребность в творчестве, а не оглядывается на моду. Через искусство выражается жизнь. Вы приходите в этот мир не только ради одежды и пищи. Настоящая ценность бытия находит выражение в искусстве. 



 

Топ-5 художников в PinchukArtCentre
В годовщину со дня основания PinchukArtCentre устроил в своих стенах беспрецедентную выставку Reflection. Наряду с работами Энтони Гормли на ней представлены произведения известных в мире современных художников, скульпторов и фотографов — из Великобритании, Германии, США, Японии, России, Украины и других стран. Фокус представляет нескольких из них.

Дэмиэн Хёрст — британский художник. Родился 7 июня 1965 года в Бристоле, вырос в Лидсе. Начинал и был самым заметным в творческой группе «Молодые британские художники» (YBA). Один из самых дорогих художников современности — в марте 2007 г. выставка его работ была продана за 25 млн. фунтов. С 1991 по 2003 год тесно сотрудничал с коллекционером Чарльзом Саатчи. Смерть — центральная тема в работах Хёрста. Наиболее известная серия художника — Natural History: мертвые животные в формалине.

Джефф Кунс — американский художник и скульптор. Родился 21 июня 1955 г. в Йорке, (штат Пенсильвания). В 80-х годах основал студию-завод в Сохо (Нью-Йорк), в которой создавал концептуальную скульптуру. В 1991 году позолоченная скульптура Майкла Джексона с клеймом «Д. К.» была продана на аукционе Sotheby’s за $ 5 млн. Был женат на итальянской порнозвезде Чичолине. Одна из последних работ Кунса — 48-метровый кран в Лос-Анджелесе, на котором подвешен локомотив 40-х годов прошлого века. Паровоз периодически выпускает пар.

Питер Дойг — шотландский художник. Родился в 1959 г. в Эдинбурге. Жил на Тринидаде, затем в Канаде. С 1979 г. творит в Лондоне. Работы художника в последнее время значительно возросли в цене: если в конце 90-х его полотна стоили в пределах 40 тысяч фунтов, то в 2007 г. картина Дойга «Белое каноэ» продана на лондонском аукционе Sotheby’s за $10 млн. Пейзаж позаимствован из классического фильма ужасов 1980 г. «Пятница, 13-е».

Такаши Мураками — японский художник. Родился в 1962 г. в Токио. В начале 90-х прослыл лидером современного нео-попа с заметным влиянием традиционной японской живописи (аниме, манга). Любимые персонажи художника — покемоны. Называет Билла Гейтса главным своим вдохновителем. Рецепт известности от Мураками: надо исторически обосновать происхождение собственного стиля, создать запоминающиеся образы и намекнуть на неотвратимость смерти. Тогда твои работы будут стоить за $1 млн.

Андреас Гурски — немецкий фотохудожник. Родился 15 января 1955 г. в Лейпциге. Считает своими учителями чету Бехеров, использовавших метод каталогизации индустриальных машин. С середины 90-х увлёкся технологией цифровой фотообработки. Фотографии Гурски отличаются огромными размерами (зачастую — панорамны), обладают сложной текстурой. В феврале 2007 года работа Гурски 99 Cent II Diptychon была продана за $ 3,3 млн. на аукционе Sotheby’s: абсолютный рекорд для одной фотографии.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.