Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Страна
Красивая странаРейтинги фокуса

Из чего сделан бигмак

McDonald’s — фактический монополист украинского рынка фаст-фуда. Местные сети не идут с ним ни в какое сравнение по количеству ресторанов, а других крупных мировых игроков здесь попросту нет. О том, кто и чем будет кормить украинцев, Фокусу рассказал гендиректор «МакДональдз Юкрейн Лтд» Игорь Делов
000

 

Игорь Делов

Родился 4 октября 1965 г. в Харькове
1990-1992 гг. – переводчик-референт НПО «Турбоатом»
1993-1995 гг. – представитель украинской стороны в украинско-индийском СП
1995-1996 гг. – менеджер по продажам Zepter
1996-1998 гг. – менеджер-стажёр «МакДональдз Юкрейн Лтд»
1998-1999 гг. – директор ресторана McDonald’s в Харькове
1999-2005 гг. – консультант, менеджер по производству, директор отдела производства «МакДональдз Юкрейн Лтд»
С 2005 г. – генеральный директор «МакДональдз Юкрейн Лтд»
Женат, есть дочь


Прочитав санитарные правила, мы моем руки бактерицидным мылом и дезинфицирующим раствором. «Не вытирайте, а сушите, как хирурги перед операцией», — предупреждают нас. Если случайно коснёшься вымытой рукой лица или волос — процедуру мытья придётся повторять с самого начала.

Только после этого можно войти на кухню McDonald’s на окраине Киева — небольшое помещение, по которому туда-сюда снуют работники ресторана. От появления ещё трёх человек становится тесно. Но гендиректор «МакДональдз Юкрейн Лтд» Игорь Делов, не замечая неудобств, надевает фартук и приступает к жарке картошки.

Это ему вполне удаётся. Во-первых, 10 лет назад он сам начинал работу менеджером ресторана. А во-вторых, все работники McDonald’s, в том числе и офисные, пять дней в году практикуются на кухне.

«По скорости мы не сравнимся с ребятами, работающими здесь постоянно. Но такой цели и нет: мы просто хотим, чтобы все сотрудники знали, как мы зарабатываем деньги», — говорит Игорь Делов. Впрочем, открыв первый ресторан в Украине в 1997 г., получать здесь прибыль McDonald’s начал лишь два года назад. О её размере Делов не говорит, но, по оценкам экспертов, в прошлом году прибыль компании составила около 40 млн. грн. 

— Прибыльны все наши 58 ресторанов. А McDonald’s на железнодорожном вокзале Киева в прошлом году обслужил более 1,885  млн. заказов посетителей. Из 31 тыс. наших ресторанов в мире это четвёртое место по посещаемости!

— Несмотря на рекорды, ресторанов в Украине меньше, чем, скажем, в Польше.
— Да, в Польше более 210 ресторанов. Но туда McDonald’s пришёл ещё в 1992 г. Кроме того, с 2000 г. по 2003 г. McDonald’s проводил внутреннюю реструктуризацию. Тогда наши акции упали, компания аккумулировала средства, и новые рестораны не открывались практически нигде в мире.

— Сколько ресторанов потенциально может вместить украинский рынок?
— Мы хотим, чтобы через 10 лет их было 220-250. Но это предварительный прогноз, ведь Украина будет развиваться, доходы населения вырастут.

Против бабушки с пирожками
В большинстве стран McDonald’s работает по схеме франчайзинга. Ресторанами управляют местные бизнесмены, а центральный офис лишь следит за соблюдением условий франшизы.

А условия эти более чем жёсткие. Получить франшизу может только физическое лицо с собственным капиталом $175 тыс., причём McDonald’s должен быть его основным местом работы.

В соседней Молдавии франшизу получил бывший теннисист Илие Нэстасе. А вот в Украине желающих посвятить себя продаже бигмаков пока не нашлось: «МакДональдз Юкрейн Лтд» — компания со 100-процентными иностранными инвестициями.

— Украинцы мыслят так: есть деньги — хочу открыть свой ресторан. А у нас нужно пройти курс обучения, изучить все условия — а это огромная пачка документов! Но Украина — не тот рынок, где рестораны можно передавать в руки франчайзи. Здесь рынок фаст-фуда насыщен всего на 40-50%. То есть он недостаточно развит, но перспективен. 

— Значит, особой конкуренции вы не чувствуете?
— Конечно, чувствуем! Бабушка, торгующая пирожками — тоже конкурент. Мы следим даже за небольшими игроками нашего сегмента. Например, сейчас мы поняли, что многие из них используют понятие «завтрак», и в 2008 г. запустим наш МакЗавтрак.

Насчёт конкуренции Игорь Делов слегка лукавит. В Украине действительно нет сетей быстрого питания, сопоставимых по масштабам с McDonald’s. Например, у «Швидко» — 11 ресторанов, а «Пузата хата» до конца 2007 г. планирует открыть лишь 17 заведений.

В мире ситуация обратная. На рынке США на пятки McDonald’s наступает сеть Subway, на глобальном уровне — KFC (Kentucky Fried Chicken) и Pizza Hut. Но большинству украинцев Pizza Hut известна разве что участием в её рекламе экс-президента СССР Михаила Горбачёва. Игорь Делов догадывается, почему.

— Думаю, у них те же проблемы, что и у нас. Например, ситуация с землёй — безумная! По закону, мы как предприятие со 100% иностранных инвестиций не можем купить землю на первичном рынке. На каждое участие в земельном аукционе мы должны получать разрешение в Кабинете Министров, а его можно ждать  год. Аукцион пройдёт через месяц, а Кабмин через год скажет нам: ну хорошо, участвуйте! Нас отсюда фактически выкинули. Поэтому нам остаётся либо аренда, либо вторичный рынок, который безумно дорог. Можно ещё заключать партнёрские отношения с заправками или торговыми центрами. Но если ресторан встроенный, мы теряем McDrive — а через него сейчас идут 40% наших продаж.

— Но в торговых центрах всегда полно людей. Почему же вам невыгодно иметь там рестораны?
— Допустим, есть торговый центр, где действительно полно людей. Но через год-два откроется IKEA или Auchan — и все эти люди уйдут туда. Наш ресторан моментально пострадает от этого.

— Во сколько вам обходится открытие отдельного ресторана?
— В $1,5  млн. Окупается ресторан в среднем за пять лет.

— А сколько времени проходит от принятия решения об открытии ресторана до начала его работы?
— В среднем год-два. Но есть площадки, где и по шесть лет! Так было с рестораном возле станции метро «Площадь Льва Толстого» в Киеве.

— Почему так долго?
— Миллион причин! Вообще, для открытия ресторана нужно более 120 согласований и разрешений. А в этом случае нам понадобилось даже разрешение от Управления госохраны на временный строительный забор.

От уборщика до проблем президента
Помимо отношений с чиновниками, Игорю Делову приходится решать и внутренние вопросы. Один из них — кадровый. Ведь 70% из 5 тыс. работников сети — студенты без опыта работы. Их нужно учить и, конечно же, мириться с текучкой кадров.

И всё же есть 70 человек, которые трудятся в компании все 10 лет её существования. Очевидно, их вдохновил живой пример американской мечты Чарли Белл. Не имея образования, в 16 лет он устроился мойщиком полов в сиднейский McDonald’s, а в 46 стал президентом корпорации.

Получить образование без отрыва от производства можно в «Университете гамбургерологии» — крупнейшем в мире корпоративном учебном центре. Там обучают не только науке поджарить гамбургер, а и маркетингу, финансам, юриспруденции. 

— Как работает система мотивации сотрудников? За что награждаете, за что штрафуете?

— Ни за что не штрафуем! За хорошую работу поощряем материально.

— А за плохую? Если сотрудник, допустим, медленно обслуживает клиентов?
— Дополнительно обучаем. У нас же не ракетные технологии, а обслуживание посетителей! Там нет ничего сложного — любой человек справится. К нам приходят люди старше 50 лет — и тоже справляются. Самому старшему — вообще 78! Есть бонусы, коэффициенты поощрения, разовые конкурсы. Вот сейчас действует программа «Все звёзды», победители которой поедут работать в Китай на Олимпиаду-2008.

— Какие зарплаты в McDonald’s?
— В Киеве член бригады ресторана после испытательного срока получает 10 грн в  час, в регионах — несколько меньше. Это — базовая ставка, а дальше идёт коэффициент поощрения. Работать можно до 40 часов в неделю, но кто-то работает 20.

Картошка international
За 50 лет существования McDonald’s успел стандартизировать всё и вся: от меню до времени разгрузки привезённых продуктов. А дважды в месяц ресторан посещает «таинственный посетитель», делающий контрольную закупку.

Стандартизация позволяет корпорации гибко подходить к поставкам сырья. Полуфабрикаты из говядины украинским ресторанам поставляет цех в Казатине Винницкой обл. Но часть продуктов всё же привозные.

И если завоз морской рыбы выглядит логичным, то импорт в аграрную Украину картошки или кур вызывает удивление. Но, как объясняет Игорь Делов, отсутствие патриотизма здесь ни при чём.

— Мы не можем просто поймать курицу, зарезать её и зажарить! У нас есть требования к качеству. И в Украине нет хозяйства, готового поставлять нам куриные полуфабрикаты. И рынка сбыта тоже нет, пока у нас всего 58 ресторанов. Зачем вкладывать $20  млн., чтобы производить два ящика кур? То же самое с картошкой: чтобы обеспечить все украинские рестораны, фабрике в Польше достаточно работать неделю.

— Но говядину вы всё-таки производите в цехе в Казатине?
— Да, но готовую продукцию — замороженные гамбургеры — мы импортируем в Молдавию, Грузию и Азербайджан. И мяса потребляем гораздо больше, чем кур.

— Этот цех принадлежит вашей компании?
— Нет, это наши партнёры, но мясо они производят только для нас. Вообще, все поставщики McDonald’s — это партнёры, а не дочерние структуры.

— И на сколько процентов в итоге бигмак можно назвать украинским?
— На 80%. Только насколько это важно? Мы очень быстро можем переключаться: поставщиков мяса у нас в Европе 20, и на каждого есть два запасных. Проблема в том, что еды в мире становится меньше. Население растёт, количество продуктов — сокращается. Рыбу почти всю выловили. Посетители спрашивают: а когда у вас будут рыбные наггетсы? А их не будет — рыбы нет. Не ловится! Кур и мяса тоже не хватает.

— Это приведёт к подорожанию ваших меню?
— Естественно! С начала года мы повысили цены на 6% при инфляции в стране около 9%. Мы же не можем работать себе в убыток.

— А почему в украинских McDonald’s до сих пор нельзя рассчитаться пластиковой карточкой?
— В следующем году мы установим терминалы. Просто на всякий случай — вдруг посетитель попросит. Но наши люди привыкли видеть в руках живые деньги. Да и на Западе.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.