Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Страна
Красивая странаРейтинги фокуса

Сергей Маковецкий: «Не знаю, кто я – украинец или россиянин»

Два фильма с его участием номинируются на «Оскар»: «Душка» и «12». Ещё два – также впечатляют, хотя и менее известны: «Состояние» и «Неваляшка». Маковецкий-бомж, Маковецкий-боксёр, Маковецкий-продюсер и прокурор – это роли актёра лишь в нынешнем году. Возможно, лучшем в его кинокарьере
000

 


Сергей Маковецкий 

Народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ. Сыграл более 100 ролей в театре и 50 – в кино. Самые известные фильмы с его участием – «Жизнь Клима Самгина» (1987), «Макаров» (1993). «Про уродов и людей» (1998), «Жмурки» (2005).
13 июня 1952 г. – родился в Киеве.
1980 г. – окончил Театральное училище им Б.Щукина. В том же году принят в труппу Театра им. Е. Вахтангова.
1993 г. – премия «Ника» в номинации «Актёр» (за фильм «Макаров»).
1994 г. – премия «Золотой Овен» (за фильм «Макаров»).
1994 г. – лучший драматический актёр Европы.


Маковецкий – на пике актёрской формы. Он мог бы сыграть Бога, как Морган Фриман, и, кажется, даже лучше. Это сделало его переборчивым. Маэстро, к примеру, отказал Алексею Балабанову, звавшему его в «Груз 200». Однако сразу согласился сниматься в фильме никому не известного студента ВГИКа. Статус популярного актёра позволяет ему принимать импульсивные решения, играть только в тех фильмах, которые по душе, и говорить то, что думает. Например, что на сцену нельзя выходить в грязной обуви. Но политики Маковецкий по-прежнему предпочитает не касаться. Разве что перед показом фильма режиссёра Йоса Стеллинга «Душка», премьера которого состоялась на кинофестивале «Молодость», актёр сказал о себе и своем герое: «Не знаю, кто я – украинец или россиянин. Никогда не отделял себя от Украины и России». Нынешний визит Маковецкого в столицу выдался напряжённым. Нужно было успеть повсюду: выступить на открытии «Молодости», провести в рамках фестиваля мастер-класс, навестить друзей юности, прошедшей в Киеве. И все же актёр нашёл время для эксклюзивного интервью Фокусу.


– Сергей Васильевич, голландский режиссёр, снявший вас в «Душке», просит зрителей: «Воспринимайте искусство сердцем, а не логическим аппаратом». Это ведь и ваша идеология?

– Ну конечно! Поэтому мы как-то сразу почувствовали друг друга. Невероятно рад, что  довелось работать с Йосом. Восхищаюсь им. И он очень доверял мне: позволял импровизировать, хулиганить. Отсняв уже первый эпизод, съемочная группа подытожила: «Душка прибыл». Вообще, мне везет на хороших режиссёров. Работа с Никитой Сергеевичем Михалковым – тоже истинное удовольствие.

– В фильме Михалкова «12» вы играете одного из присяжных, решающих судьбу чеченского мальчика, убившего своего приёмного отца, русского офицера. Как вы вживались в эту роль? Бывали на судебных заседаниях?
– Нет, не бывал. Естественно, узнавал, кто такой присяжный заседатель. Но что значит «вживаться в роль»? В сценарии есть человек, который тебе не знаком. Ты читаешь, что он произносит, анализируешь его поступки. Он либо находит отклик в твоей душе, либо нет. Если нет – и работать не стоит, ничего хорошего не получится. Прочтя сценарий «12», обрадовался роли. Показалось:  именно этот человек переворачивает ситуацию, причем без капли превосходства над другими. Просто в нём больше сомнений, больше совести. Никита Сергеевич подтвердил: «Да, ты прав». В одной из сцен мой присяжный говорит: «Прежде чем выносить приговор, предлагаю голосовать ещё раз. Если все снова поднимут руки, я соглашусь». Это не человек, а вопросительный знак. Когда сценарий содержит вопросы, всегда ожидаешь съёмок с нетерпением. 

– Что за история с четырьмя камерами Михалкова, которыми он вас снимал во всех ракурсах? Вы действительно не знали, какая из них включена?
– За камерами никто не следил – все были «в материале». Кино редко предполагает репетиционный процесс, но на съемках «12» он был. Мы могли работать до  полуночи, а потом до двух-трёх часов ночи обсуждать и репетировать следующую сцену. Никита Сергеевич при этом включал все камеры. Одна держала общий план, другая – кого-то из персонажей, третья снимала сверху, четвёртая просто гуляла по лицам. Они могли выхватить любого. Михалков – мастер режиссёрских спецэффектов. Снимаешься у него, и думаешь: и что теперь? что мне делать дальше? 

Сергей Маковецкий: «спрашиваете, русский я или украинец? Здесь мои корни, друзья, мамина могила. Там – судьба, дети, внуки, любимая работа»
Сергей Маковецкий: «Спрашиваете, русский я или украинец? Здесь мои корни, друзья, мамина могила. Там – судьба, дети, внуки, любимая работа» 
 

– Многие упрекают Михалкова за то, что он сделал римейк картины Сиднея Люмета «12 разгневанных мужчин». Дескать, нет в России новых идей – мэтр истощился.
– Плюньте на критиков, которые так говорят. Они ничего не понимают. Что значит римейк? Во-первых, в основе фильма – пьеса Реджинальда Роуза. Никита Сергеевич ставил её ещё в молодые годы – это, кажется, его курсовая работа. Можно ли, ставя «Чайку», сказать: «Я ставлю римейк пьесы Чехова?». Никита Сергеевич на свой манер прочел пьесу, Сидней Люмет – по-своему. Михалков, на мой взгляд, поработал глубже, объёмнее. Ведь у Люмета главным действующим лицом была жара. Присяжные сидели в душном зале, без кондиционера, мокли в белых сорочках. Поэтому и торопились принять решение. В «12» – невероятный пласт всей нашей жизни, попытка ответить на вопрос «Кто мы такие?». Возможно, чтобы это сделать, нужно присмотреться к человеку, который рядом, – даже если он нам не нравится, – а не оголтело от него отмахиваться?  Ведь мы и к близким своим небрежно относимся. Что уж говорить о тех, кто хоть немного на нас не похож. Картина «12» –- это призыв: ребята, люди, господа, давайте быть внимательнее друг к другу! Мы стали абсолютно равнодушными, стесняемся исповедоваться. Рано или поздно это приводит к преступлениям.

– Фильм «12» выдвинут на «Оскар» от России, голландцы делают ставку на «Душку». Оба фильма – с вашим участием. Предвкушаете успех? 
– Никогда не даю прогнозов. Решение принимает комиссия кино­академии. Конечно, невероятно хочу, чтобы оба фильма вошли в пятерку номинантов. Буду счастлив, если так и произойдет.

– Что же, о главном призе даже не мечтаете?
– Ну не было у меня никогда оскаровских амбиций! Может, скоро появятся (смеется). Но свечку в церковь ставить – точно не пойду. Не нужно беспокоить Бога по таким пустякам. 

– Недавно вы снялись в 15-минутной дипломной работе студента ВГИКа Михаила Морскова «Состояние». Как ему удалось заполучить вас в свою картину?
– Посмотрел его фильмы, прочёл сценарий. Понял: парень одарённый. Естественно, снимался у него бесплатно, о деньгах и разговора не было. Молодым нужно помогать, иначе нельзя. Тем более что история меня зацепила. Талантливого пианиста находит продюсер Полетов – как раз его я сыграл – и делает из него звезду. Вроде бы у парня есть всё: слава, поклонники, успех. Но герой нестерпимо страдает от окружающего его лицемерия. Миша попытался передать перемену в душе музыканта, поэтому фильм и называется «Состояние». 

– Вашей партнёршей по этой картине стала Анна Михалкова. Она тоже оказалась в картине случайно?
– Когда мы с Мишей беседовали, я ещё не знал, что у неё будет роль в фильме. Никогда не спрашиваю режиссёра: «Кто ещё занят?». Это глупо! В кинематографе не бывает случайностей: хороший фильм, как правило, собирает хорошую компанию. С Аней работать было приятно. Она очень подходит на маленькую роль, которая ей досталась. Но я не из тех, кто ищет знакомства с нужными людьми. 

– Они сами вас ищут? 
– Никогда не дружил с нужными людьми – не умею этого делать. Человек либо близок мне, либо нет. 

– Мечтаете оказаться за кадром, в качестве режиссёра?
– Пока таких амбиций у меня нет. Видите, нет даже таких! Многие задают вопрос: не хочу ли я снять фильм? Но мне интересна скорее педагогика. С удовольствием подсказываю что-то молодым партнёрам. С Иваном Стебуновым – он играл сына моего персонажа в картине «Искушение» – вместе разбирали его роль. Это мне нравится. Хотелось бы набрать курс, скажем, во ВГИКе, но тогда нужно на четыре года отойти от работы. Быть свадебным генералом, приезжать раз в полгода и говорить: «Ну-с, посмотрим, что тут происходит…» Нет уж, увольте.  

– Правда ли, что Виктор Ющенко не только поклонник вашего творчества, но и друг?
– Не смею претендовать на дружбу с Президентом, но отношусь к нему с невероятной симпатией. Рад, что благодаря оранжевой революции Украина приобрела умного и порядочного главу государства. Приятно, что пан Президент смотрит мои работы.

– Говорят, он звал вас в советники по культуре?
– Во-первых, предложение исходило не от него, а от других людей. Да и то – неофициальное, полушуточное. Не знаю, чем должен заниматься советник по культуре, и, признаться, немного побаиваюсь политики. Но то, что Виктор Ющенко приходит на фестивали, искренне интересуется кинематографом, мне очень по душе. 

– Известно, что вы участвовали в озвучке мультипликационных фильмов. К примеру, «Алёши Поповича и Тугарина Змея». Не зазорно ли драматическому актёру работать в мультиках?
– С удовольствием сотрудничаю с мультипликаторами. Удивительный процесс: ты стоишь перед пустым экраном и голосом, интонацией, душой рисуешь образ. Со стороны может показаться: Маковецкий сошел с ума. Мой Князь Киевский получился очень разный… 

– Чем-то его интонации напоминают голос российского президента.
– Не хочу касаться политики. В третьей части мультфильма Князь появляется буквально в каждом кадре. Надеюсь, это будет интересно.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.