Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Страна
Красивая странаРейтинги фокуса

«Молодость» ушла из богадельни

В разгар «Молодости-2006» её бессменный гендиректор Андрей Халпахчи, чьё имя стало синонимом этого форума, потряс кинообщественность, заявив, что покидает свой пост. Теперь, когда фестивальная лихорадка позади, можно спокойно выяснить причины столь неожиданного решения
000


—Занимаясь фестивалем 17 лет, я в определённой мере себя исчерпал, — говорит Андрей Халпахчи. — Необходим более молодой человек, современный менеджер, умеющий играть по схемам наших госструктур. Лично я победить эти схемы не могу. Кстати, в российском кино они действуют ещё активнее. И фестиваль продюсерского кино в Ялте служит не столько обмену продюсерским опытом, сколько обучает, как в Украине, по российскому примеру, чётко наладить схемы перекачивания денег. Бороться с этим бессмысленно. Я устал сражаться и к тому же почувствовал, что уже неспособен на должном уровне заниматься менеджментом фестиваля. Хочу, чтобы появился человек, который возьмёт на себя организационно-финансовые вопросы. Я буду консультировать: у меня накоплен опыт, связи. Я не ухожу с «Молодости», а остаюсь в ином качестве. Начну, наконец-то, больше заниматься творческой стороной фестиваля. Хотим развивать деятельность в нескольких направлениях, чтобы «Молодость» была не только акцией, демонстрирующей тенденции мирового кино и состояние украинского кинематографа на этом фоне, но и сама инициировала какие-то процессы. Хотим поддержать наших молодых режиссёров, направить их в правильное русло. Для этого планируем создать систему продюсирования. Вместе с Фондом «Украина 3000» (глава наблюдательного совета — Катерина Ющенко — Фокус) собираемся снять два полнометражных фильма. Планируем интересный копродюсерский проект с Йосом Стеллингом. Творческих планов много.

—Андрей Яковлевич, вы же понимаете, что «Молодости» необходим менеджер не в общепринятом понимании этого слова, а некий Остап Бендер, знающий, как пролезть в любые лазейки, включая чиновничьи.
—Я для такой роли абсолютно не гожусь. Я это осознал. Во всём мире люди, занимающиеся подобной работой, — это гибкие люди, способные на какие-то компромиссы…

—… на какие-то «откаты».
—Наверное. Но мне подобное даже не предлагали. Поэтому, как мне объяснили, мы и денег не получаем. Мне хочется, чтобы наш менеджер был не только гибким, но и порядочным, способным добиться того, чтобы фестиваль не нищенствовал. Чтобы мы могли оплачивать свои командировки — мы ездим отбирать фильмы для фестиваля в разные страны и достаточно большая часть бюджета «Молодости» уходит на это. И когда меня коллеги в Каннах или Берлине приглашают в ресторан, я отказываюсь, потому что мне нечем заплатить.

—Бюджет фестиваля можно увеличить только за счёт спонсоров?
—И за счёт государства. Треть бюджета должна быть государственной, треть — от города и Киевской области, и треть — от спонсоров. И ещё 10% от продажи билетов, которые увеличиваются с каждым годом, потому что интерес к фестивалю растёт. Может, городское управление культуры должно давать нам не 100 тыс. грн., а подумать ещё об оплате аренды нашего офиса? Никто не задумывается, как и за счёт чего готовить фестиваль в течение года. И деньги нам должны давать не в октябре, когда «Молодость» открывается, а поэтапно, в предыдущие месяцы. В этом году, к примеру, Минкульт перечислил средства только на третий день работы фестиваля. Но есть какие-то вещи, которые надо оплачивать до начала форума. Скажем, каталог. Его мы начали печатать в августе, в долг. Сейчас «Молодость» достигла уровня, когда ей необходим хотя бы миллион долларов. Но таких денег нет. И Олег Скрипка, зная нашу ситуацию, поёт на закрытии фестиваля бесплатно. Но ведь это нонсенс. У нас ни один режиссёр, ни один актёр не попросили гонорар за проведение мастер-классов! Ни Сергей Юрский, ни Александр Адабашьян, ни Вадим Абдрашитов, ни Кира Муратова. И это тоже ненормально: интеллектуальный труд должен оплачиваться. Члены жюри должны получать какие-то суточные, потому что у них тяжёлый труд. Польские коллеги во время «Молодости» провели блестящий семинар в Минкульте. После этого их неплохо бы пригласить на ужин, но у министерства нет средств на представительские расходы. Я обратился к своим партнёрам и друзьям: генпродюсер канала ICTV Александр Богуцкий и гендиректор Одесской киностудии Александр Ткаченко из своего кармана оплатили ужин. Пусть тогда нам обеспечат такой бюджет, чтобы мы имели возможность от имени министра культуры пригласить на обед почётных гостей. Я много езжу и знаю, как это происходит в других странах. Меня приглашают на большие приёмы, на ужины с мэром Канн, с мэром Берлина.

—«Молодость» проходит при поддержке Виктора Ющенко. Разве его имя не позволяет решать вопросы быстрее?
—В прошлом году московские журналисты поинтересовались: почему Президент страны — почётный президент фестиваля? Я ответил: подобное практикуется во всём мире. Путин, например, — почётный президент федерации дзю-до. Наш Президент предпочитает кино. Но у нас в таких случаях привыкли спекулировать именем. Я себе этого никогда не позволял. Другое дело, имя Ющенко в некоторых ситуациях само срабатывает. Вот Минкульт сократил нам финансирование с миллиона до 800 тыс. грн., а потом там сказали, что могут дать только 500 тыс. Но когда узнали о «поддержке Президента», засуетились: ой, пишите ему, пусть что-то решает! Я говорю: позвольте, если бы я просил увеличить финансирование по сравнению с запланированным, то обратился бы к Президенту, чтобы он как-то на вас повлиял. Но я согласился с урезанным бюджетом, у вас проблемы с недофинансированием, так что пишите сами. Благодаря популярности Ющенко в мире западные звёзды хотят приезжать на наш фестиваль. По его личному приглашению Жерар Депардье был на закрытии «Молодости». В прошлом году очень занятый Роман Полански не планировал поездку в Киев. Но когда я сообщил ему, что на открытии фестиваля Президент Украины вручит ему приз за вклад в мировое киноискусство (это наш традиционный приз), Полански приехал. То есть, если я напишу звёздам, что Андрей Халпахчи даст им приз, их это не заинтересует. А Президент страны — совсем другое дело. И нам он важен именно для этого, а не для того, чтобы он звонил в Минкульт или объяснял нашему мэру, что «Молодость» — это инвестиции в экономику Киева. Многие гости приезжают за свой счёт и тратят деньги на гостиницы, рестораны, магазины, такси и Бессарабский рынок (все они в этом году уехали с украинским салом).

—Многие считают, что «уйдя» из Дома кино, «Молодость» утратила свою атмосферу.
—Людей, которые большую часть фестиваля сидели в барах и могли провести в Дом кино всех своих знакомых, «Баттерфляй», конечно же, не устроил. Но те, кто на «Молодости» привык смотреть кино, в итоге остались довольны: в мультиплексе качественные кинозалы. Дом кино стареет, дряхлеет и разрушается, как и члены Союза кинематографистов. Думаю, мы сделали правильный ход, расставшись с этой богадельней.

«Молодость» в цифрах
$400 тыс — во столько обошёлся фестиваль организаторам.
303 фильма было показано во время фестиваля (из них конкурсных — 66).
более 250 гостей и участников прибыло из 45 стран мира.
120 тыс. зрителей посетило «Молодость».
Самым кассовым фильмом оказался «Остров» Павла Лунгина.
14 мастер-классов провели знаменитые режиссёры и актёры.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.