Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Страна
Красивая странаРейтинги фокуса

Мифы огненной воды

Мифы огненной воды

Хоть украинский рынок крепкого алкоголя, можно сказать, «устаканился», водка по-прежнему окружена мифологией и старого, и нового времени. Правда смешана с вымыслом как спирт с водой. Фокус исследовал мифы, и выяснил, имеет ли право украинская водка считаться одной из лучших в мире

000


Миф №1: Украинская водка хуже русской

—Не хочется злорадствовать по поводу того, что российская водка проигрывает украинской. Но, если быть объективным, это факт, — говорит Вячеслав Сокерчак, президент Ассоциации СОВАТ (Союза оптовиков и производителей алкоголя и табака). — Причина тому — серьёзная конкуренция на нашем внутреннем рынке, способствующая повышению качества продукта. 95% водки производится на ликёро-водочных предприятиях негосударственной формы собственности.

Негативным фактором для качества российской водки стало введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Теперь все российские магазины, торгующие алкоголем, в обязательном порядке должны ежемесячно предоставлять властям электронную декларацию о товарообороте спиртного. Под страхом уголовной ответственности. Это нововведение немедленно увеличило теневой сегмент оборота ликёро-водочной продукции и отразилось на качестве водки. Россию буквально охватила эпидемия массовых отравлений суррогатным алкоголем. По оценкам СОВАТ, в тени в РФ 50% спиртного (в то время как в Украине — всего 15%. А ведь ещё четыре года назад в тени пребывало 60% нашего алкоголя).

—У нас в Украине два года назад хотели ввести аналог системы ЕГАИС, контрольно-учётные марки, — продолжает Вячеслав Сокерчак. — Слава богу, удалось отстоять свои позиции…

Надо сказать, что даже при увеличении налоговой нагрузки отечественная отрасль не ушла в тень. По итогам минувшего года, акцизный сбор от продаж ликёро-водочной продукции составил 2 млрд. 83 млн. грн., что на 450 млн. больше, чем в 2004 г. Между тем в Польше увеличение в 4 раза акцизных ставок привело к сворачиванию работы местных предприятий и контрабандным поставкам спиртного из западных областей Украины.

Как видим, в извечном споре славян сегодня побеждает точка зрения и технологии именно украинской стороны.

И ещё один миф приказал долго жить. «Словосочетание Russian vodka является чем-то столь неразрывно-ординарным, что едва ли не превращается в тавтологию, — читаем у Юрия Андруховича в «Страницах дневника». — При этом феномен Ukrainian horilka остаётся скрытым от мира и неизведанным». Надо признать, что классик отстал от жизни! Благодаря армии отечественных менеджеров, пиарщиков, технологов и маркетологов, феномен Ukrainian horilka стал реальностью, с которой нельзя не считаться.

Украинский прорыв водок «Nemiroff», «SV», «Мягков» на российский рынок состоялся не случайно. Политика продвижения этих брендов сочетала в себе, с одной стороны, спонсорство в таких поощряемых общественной моралью сферах как спорт, искусство, мода. А с другой — умелое слияние с местным колоритом. Вот где пригодились «медовая с перцем» или «на берёзовых почках». За эту «мимикрию» пиарщикам вышеупомянутых марок смело можно ставить «пятёрку».

Миф №2: Россия — родина водки
Как раз в эти дни в России отметили 503-летие водки. Точка отсчёта тамошних историков — 1503 г., когда этот напиток якобы впервые был получен «монахами Кремля». Что же, отличный повод выпить. Однако с исторической достоверностью нелады. Упоминание о «чистом, прозрачном вине, которое перебродило 9 раз» встречается ещё в свитках китайца Гэ Хуна в IV в. В это же время осваивает перегонку монах и алхимик Зосима из Александрии. Да и слово «алкоголь» пришло к нам вовсе не из России. В переводе с арабского оно означает «тонкий порошок» (аль-кооль). Древние алхимики были уверены в существовании «философского камня» — субстанции, способной «облагородить» любой металл. В их представлении эта субстанция должна была быть чистейшим порошком наподобие сурьмы. Одним из эффективнейших средств очистки в то время считалась возгонка, или перегонка. Высшая степень перегонки — квинтэссенция (по-латыни — «пятая сущность») — и получила название «алкоголь», в значении «чистейшее, изначальное вещество», «истина». Перегоняя винную эссенцию, алхимики получили в конце концов жидкость, признанную «опьяняющей основой вина». Она обладала поистине уникальными свойствами: была абсолютно прозрачной, летучей, легковоспламеняющейся, сохраняющей органические тела нетленными, растворяющей огромное количество считавшихся дотоле нерастворимыми веществ, и не замерзающей даже при самых лютых морозах. Не случайно эта жидкость получила красивое имя «дух вина» или, по-латыни, spiritus vini, и стала в наши времена «спиртом». В XI в. опыт арабов переняли алхимики средневековой Генуи. По всей видимости, именно из этого города aqua vitae — «вода жизни» — начала своё триумфальное шествие по Европе. И через вездесущих генуэзских купцов в конце ХIV в. угодила в Московию, где быстро завоевала популярность. Уже в 1474 г. русский царь Иван III издаёт указ о введении государевой монополии на производство и продажу водки.

На территории современной Украины (во времена Речи Посполитой) водка появилась примерно в это же время. С той разницей, что «Оковита» в 15-18 вв. производилась и продавалась в соответствии с так называемой «пропинацией» (от латинского propinare — «пить за здоровье, угощать») — тоже своего рода монополии, но не «царя-батюшки», а шляхты и магнатов. Право пропинации магнаты часто сдавали в аренду «гуралям» — производителям водки, и «корчмарям» — её, как бы мы сегодня сказали, дистрибьюторам. Примечательно, что «водочные бунты» в Московии и погромы гурален во время селянских волнений на Украине зачастую были обусловлены дурным качеством и высокой ценой хмельного зелья. И в этом мы с Россией параллельны. О каком же праве «первой ночи» идёт речь? 

Миф № 3: Рекламные ограничения оздоровят нацию
Возможное принятие закона об ограничении рекламы алкоголя продиктовано не только заботой о подрастающем поколении — к такому выводу приходят многие исследователи нашего алкорынка. Прибавление к хранящемуся с прошлого года в архивах ВР законопроекту Миколы Томенко о запрете прямой рекламы вредных продуктов аналогичного проекта от Бориса Беспалого сути дела не меняет.

Как считает председатель правления Одесского коньячного завода (ТМ «Шустов») Роберт Гулиев, ограничения заставят производителей перебросить маркетинговые бюджеты на продвижение в рознице:

—Вся борьба за покупателя переместится непосредственно на полки супермаркетов, — говорит он. — Малоизвестные бренды при этом вовсе не найдут потребителя.

Аналитики считают, что крупным игрокам на рынке выгодна ситуация, когда из рекламной «гонки вооружений» высвобождаются лишние активы. Злые языки намекают: поборники оздоровления нации лоббируют законы как раз в предвкушении своих процентов от «высвобождаемых сумм».

Таким образом, вполне возможно, что водочные торговые марки в обозримом будущем образуют полузакрытый клуб брендов. Подобным образом стала выглядеть Верховная Рада после принятия нового закона о выборах — при пропорциональной, партийной системе.

Погоду в море отечественной водки будут делать с десяток имён — таких как «Хортиця» (предприятие «Имидж Холдинг»), SV (компания «Союз-Виктан»), Nemiroff, «Олимп», «Мягков» (концерн «Оверлайн») да пара-тройка других.

Повредит ли «водочная глобализация» потребителям? Вряд ли. Ведь «честь мундира» звучного бренда — не только в том, чтобы время от времени организовывать PR-фейерверки. Многое значит и реальное качество продукта, которое нет нужды проверять посредством взбалтывания, поиска «змейки» или чёрного следа от конвейерной ленты на ладошке. 

Вместо послесловия
Согласно оценке авторитетного британского журнала Drinks International, пятёрка ведущих мировых водочных брендов выглядит так: Smirnoff, Stolichnaya, Nemiroff, Absolut, SV. Как видно, два из них — украинского происхождения. Как же здесь не порадоваться?

—Наши люди склонны к излишней мифологизации водки. Мы до сих пор ревностно относимся к «национальности» продукта, — отмечает Ярослав Бондаренко, начальник отдела маркетинга на внешних рынках компании «Союз-Виктан». — Но вряд ли это важно при глобализации. Просто в отличие от других стран у нас слишком много пьют.

Гордость, появление рабочих мест, денежные потоки в бюджет — это хорошо. Но не стоит забывать, что мир всё-таки покоряется трезвой голове.

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.