Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Страна
Красивая странаРейтинги фокуса

Жизнь с идиотом: Андрей Жолдак обещает весной шокировать Украину

Видео вместо декораций, обнажёнка как художественный приём и набор визуальных символов в качестве сюжета – режиссёр Андрей Жолдак заработал репутацию скандалиста
000


То, что Жолдак – единственный украинский театральный режиссёр, которого можно назвать по-настоящему европейским, признают и его поклонники, и недруги. Да и сам он не стесняется об этом говорить. Впрочем, почва для самоуверенности у украинца, живущего в Германии, есть: он ставит спектакли по всей Европе, и что ни постановка – то провокация. Самую свежую из них – «Кармен. Исход» Жолдак представил в Москве 17 декабря и реакцией публики остался доволен. А вот что его удивило, так это равнодушие соотечественников. Режиссёра в Украину и правда зовут не часто, а иногда и вовсе запрещают, как случилось со спектаклем «Ромео и Джульетта. Фрагмент», и его этот факт всё ещё задевает, несмотря на международный успех. С плохо скрываемой обидой Жолдак, всегда подчёркивающий свою национальность, снова и снова рассуждает о причинах нелюбви к его работам на родине. В интервью Фокусу режиссёр озвучил некоторые из них.

Как принимали в Москве вашу новую постановку «Кармен. Исход»? Довольны ли вы результатом?

В целом я очень доволен. Культурная провокация произведена удачно. Но на премьере публика собралась поумнее, очень много представителей высшего света Москвы. И поэтому людей уходило совсем немного. А вот когда мы играли этот спектакль на закрытом показе в театре Моссовета, там публика была простая. Как написала московская критика, «Жолдак представил новую программу, и публика подвисает».

Сюжет о Кармен популярен и среди режиссёров, как в театре, так и в кино. Чем же он так привлекателен?

Кармен – это на самом деле четыре процента женственности, которые были ещё у Евы. Когда Адам и Ева находились в раю, там появился змей – мужчина, мачо, и произошло совращение на уровне сексуального. Ева попробовала изменить. Так вот, в каждой женщине существуют эти три-пять процентов Кармен. Потому что Кармен – это женщина, которая попробовала изменить, которая любит и одновременно изменяет, которая ищет измены. Все мужчины мира хотят хотя бы раз увидеть эту Кармен. Конечно, многие мечтают переспать с ней или просто поговорить. А у многих женщин этот эмбрион Кармен спит. Поэтому сюжет о Кармен вечен.

Многие из тех, кто сегодня занимает первые позиции в российской культуре, политике и бизнесе, подходили потом ко мне, говорили, что остались очень довольны. И они хотят, чтобы я и дальше в Москве что-то делал, такое же большое и серьёзное. И мне опять странно: почему же в родном Киеве остаётся культурная пустыня? У меня вообще такое ощущение, что Украина находится в такой демаркационной зоне, где контемпорари арт не ко двору.

Но ведь пока вас не зовут в Украину. А если и потом этого не произойдёт?

Пока мне есть чем заниматься. Я только закончил «Кармен. Исход», готовлюсь к большому спектаклю в Германии – буду ставить «Сексус» Генри Миллера. И точно знаю, что ещё сделаю что-нибудь хорошее в Украине, просто они ещё боятся меня звать.

Ну а рядовой украинский зритель не боится ваших работ? Готов ли он воспринимать современный театр?

Украинский зритель вообще не видел современный театр. Сюда не приезжают режиссёры с мировыми именами. В театре Украина отстала колоссально, лет на 50–70. 

Что есть театр? Театр – это интеллектуальное развлечение, размышление, тренировка мозга нации. Получается, что мы хорошая нация, с хорошей территорией, но нас можно использовать только как придаток к европейскому рынку, а не как людей, способных создавать полноценные концепции, крупные проекты. У нас люди живут с мелким мышлением.

Неужели всё так плохо в украинском театре и никого из отечественных режиссёров нельзя отметить?

А кого из украинских режиссёров знают за рубежом? Нет таких людей. Ступка известен как артист, да и то только в Польше и России. Всё – это предел. В кино есть Кира Муратова. А театральных режиссёров – ни одного. Виктюк всё равно уже скатился до попсы. Он для Украины, конечно, много сделал, но сейчас превратился в машину по зарабатыванию денег, притом машину низкого качества. А все остальные не могут конкурировать. Если их вывести хотя бы за пределы Польши, они все окажутся безработными, им никто не доверит театральную режиссуру.

Я спрашивал у тех, кто был на моей московской премьере, слышали ли они за последние три-пять лет новые украинские имена в театре или кино. Они ничего не слышали. Получается, что 40 миллионов не рождают реальных мозгов, такая у нас система.

В прошлом году ходили слухи, что вам собираются отдать театр в Украине, а потом разговоры затихли. Что произошло на самом деле?

В декабре 2006-го прошла неделя моих спектаклей в Украине. И после этого стали ходить разговоры, что нужно Жолдаку дать театр в Киеве, куда я смог бы приглашать самых радикальных художников мира. Если бы у меня появилась такая современная театральная фабрика в Киеве, то я ставил бы один спектакль в год, а в остальное время шли бы постановки лучших, например, польских или российских режиссёров. Я ведь знаю, кто в какой стране сейчас самый умный, открытый и честный из молодого поколения. Вот Кирилл Серебренников сказал, что он бы с удовольствием поставил у меня. Но у меня нет своего дома. Когда у меня спрашивают: «Андрей, где твой дом?», я не знаю. Знаю, что живу в Берлине, но это пока не мой дом.


Никого нет дома. Когда меня спрашивают: «Есть ли в Украине кроме Киры Муратовой другие кинорежиссеры?», я не знаю, что отвечать


А в Москве вам комфортно работать? Сейчас много говорят о российской цензуре. Или она до театра не добирается?

Как вам сказать... Я недавно поставил спектакль в Румынии по Виктору Ерофееву «Жизнь с идиотом». Если я его привезу в Киев, это будет шок для Украины. Потому что он очень смелый. В России такой спектакль не получилось бы поставить. В Украине, я думаю, тоже, по крайней мере, вчера – точно нет. Сегодня, я надеюсь, художникам у вас посвободнее. Хотя в то же время у вас была свобода, а что нового в кино появилось? Или в театре?

Все ваши постановки – сплошь экспериментальные. Не планируете вернуться к театральным истокам и поставить спектакль по классическим канонам, с четким сюжетом, единством места и времени действия?

Ну вот, например, «Жизнь с идиотом» по Ерофееву, которую я хочу в мае показать в Киеве вместе с «Кармен. Исход». В «Жизни с идиотом» есть вполне видимый сюжет. С «Кармен» сложнее – там сюжет не такой явный. Могу ли я сделать классический спектакль? Тут всё зависит от продюсера. Если продюсер появится и скажет: «Андрей, сделай», я сделаю. Как в Америке: там продюсер предлагает режиссёру свой проект. А режиссёр уже принимается за постановку или нет. 

Я сейчас работаю в свободном режиме, потому сам выбираю. Вот у меня ещё продолжаются переговоры с Ленкомом, с Марком Захаровым, он хочет позвать меня на постановку в свой театр. Но почему меня не приглашают украинские театры? Почему у меня в Европе рейтинг высокий, мои гонорары высоки, моя критика – в ведущих европейских газетах, а в Украине делают вид, что я не существую? Вот как это понимать?

Вы говорите: высокие бюджеты, высокие гонорары. Если не секрет, каковы суммы?

Ну во-первых, и футболисты, и теннисисты, и многие артисты не разглашают свои гонорары. У меня они небольшие – по сравнению с футболом и теннисом, но по украинским меркам довольно высокие.

Когда я говорю «гонорары», «бюджеты», я имею в виду в первую очередь стоимость постановки. Вот если я говорю, что хочу, чтобы в первом акте на сцене была опера, а во втором – были спецэффекты и пробивались стены, как, например, на переговорах, которые я веду с Ленкомом, то всё это стоит очень больших денег. В своё время Виктор Пинчук пять или шесть лет поддерживал Ленком, и это были большие суммы. Так что пора уже нашим миллионерам и миллиардерам понять, что вкладывать деньги в театры необходимо.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.