Улетный торговец

Совладелец Fozzy Group Владимир Костельман днем руководит торговыми сетями Fozzy, "Сільпо" и "Фора", а ночью – аптеками, салонами мобильной связи и сборкой биотуалетов

Related video

Участник рейтинга Фокуса "130 самых богатых людей Украины", руководитель холдинга Fozzy Group Владимир Костельман – нетипичный миллионер. Костюм он надевает только по случаю специальной фотосессии, а в обычной жизни носит неформальную одежду, причем зачастую уж слишком неформальную. Но фотографироваться в своем привычном образе бизнесмен категорически отказывается – чтобы не узнавали при случайных встречах.

– Свободный стиль в одежде очень мешает в деловых переговорах, поэтому приходится лучше их вести (смеется). Зато потом партнеры ослабляют галстуки, а на следующую встречу сами приходят не в костюмах.

– Как же вам при таких сложностях удалось из небольшой оптовой фирмы развиться в крупную корпорацию?

– У меня даже есть на этот вопрос заготовка: постепенно (смеется). Хотя мы еще не вырастили монстра торговли. Но думаю, что это будет несложно. Конечно, по сравнению с западными компаниями у нас масштаб пока не очень большой. Мы еще растем, и темпы роста будут сохраняться. Далеко в будущее не заглядываем, но до 2014-го планируем достичь оборота на уровне $10 млрд. в год (сейчас оборот Fozzy Group составляет $1,1 млрд. – Фокус). Если сравнивать с какой-нибудь европейской ритейловой компанией, то через шесть лет мы хотим быть как одна восьмая сегодняшнего TESCO (британская сеть, четвертый ритейлер в мире с годовым оборотом около $80 млрд. – Фокус).

Владимир Костельман Родился 11 ноября 1972 г.1997 г.С 2000 г.2001 г.

Владимир Костельман скромничает – его компания остается лидером рынка украинского ритейла. В сеть Fozzy grоup входят 144 супермаркета "Сільпо", 4 гипермаркета Fozzy, 79 магазинов у дома "Фора". А недавно Fozzy Group добавила к своей торговой империи еще и сеть "Буми" из 40 магазинов. Впрочем, в юношестве будущий лидер рынка вовсе не мечтал заниматься розничной торговлей.

– Честно говоря, я хотел в "Спортлото" выигрывать. Был уверен, что у меня это получится, и одно время даже получалось. А потом теория вероятности вошла в мою жизнь (смеется). Пока я постоянно был в плюсе, я был уверен, что расшифровал эту систему. А раз так, то все нормально, зачем работать? А когда вдруг уходил в минус, то начинал усиленно вырабатывать новую систему. Все мои тетради были исписаны различными комбинациями. При этом я никогда не считал себя азартным – был уверен, что я умный.

Мобилки и туалеты

Кроме торговых сетей, Fozzy Group развивает массу других направлений. Например, группа владеет Нежинским консервным комбинатом, Снятинской птицефабрикой и кондитерской фабрикой имени Фридриха Энгельса. Название последней не досталось в наследство от СССР, а было придумано Костельманом с партнерами в пику столичной фабрике им. Карла Маркса.

Большинство продукции этих предприятий продается в чужих магазинах, а в супермаркетах Fozzy Group – только 5% от объема производства. Сопутствующие виды бизнеса сам Владимир Костельман не считает непрофильными, называя их "бизнесами меньшего масштаба".

– Есть у нас интернет-магазин, торгующий продуктами. Не так давно инвестировали в салоны мобильной связи – такие черные с зеленым, ringoo называются. В прошлом году мы начали этот бизнес и открыли 10 салонов связи. В этом году планируем открыть еще 30–50 салонов. Есть компания "Эко-сервис Украина", которая производит биотуалеты. Но их мы только собираем и продаем, сами комплектующие не производим.

– И как развивается туалетный бизнес?

– Весьма успешно. Причем не только в Киеве, но и в Одессе, и в других городах. Занимаемся аптеками, как раз сейчас делаем их рестайлинг. Они станут чуть-чуть крупнее, изменится ассортимент, дизайн, название. Как они будут называться – пока говорить не хотим, чтобы не сглазить. Кроме того, мы занимаемся еще и ресторанным бизнесом. Пока у нас всего два ресторана – это чешская ресторация "У хромого Пола" и ресторан на Бессарабке Prad-A-Cafe. Но в этом году хотим открыть еще два или три, сейчас активно ищем площадки. Уже известно, что один из ресторанов будет на улице Артема (в Киеве, – Фокус), другие – тоже традиционно в центре. Все они планируются разноформатными, но, скорее всего, это будет что-то наподобие "У хромого Пола". То есть национальная кухня, национальный колорит.

– Какой бизнес вам сейчас наиболее интересен?

– В дневное время больше внимания уделяю тем бизнесам, которые уже стали крупными, а вечером и ночью – тем, что только начинаются. Так сложилось. Но мне все интересно, не могу выделить что-то одно. Ведь когда у тебя двое детей, то тяжело сказать, кого больше любишь, старшего или младшего. Так же и с бизнесом.

– Вам не тесно в Украине? Выходить на зарубежные рынки не планируете?

– В какой-то мере мы уже присутствуем за границей. Там продается "Нежин". Последний раз увидел продукцию нашего консервного комбината на Брайтоне в каком-то магазине. Было приятно. А с другой стороны, не могу сказать, что у нас нет соблазна выйти за пределы страны. Нам постоянно поступают предложения сотрудничать с иностранными сетями. Но мы пока бьем себя по рукам.

– Почему? Боитесь, что не потянете конкуренцию с иностранцами?

– Да нет, просто нам пока вполне хватает работы и места в Украине. Потому в ближайших планах пока нет выхода на международные рынки. Но если подвернется возможность или что-то случится, то не исключено.

– Расскажите о покупке "Буми". Сколько вы заплатили за эту сеть?

– Сколько именно мы заплатили, я не могу раскрыть. А интернет пишет не очень точные цифры (200 млн. грн. – Фокус). Вряд ли на этом рынке возможны сделки по стоимости дороже, чем 30% от годового оборота сети.

Впрочем, по словам бизнесмена, гораздо выгоднее скупать одиночные магазины. Но поддерживать таким образом ранее взятый темп роста достаточно тяжело. Поэтому группа отдает предпочтение покупке сетей.

И хотя Владимир Костельман скрывает, с какими именно сетями ведет переговоры, сам факт того, что они вновь будут покупать магазины, не отрицает. Но покупка сетей – не единственный путь расширения бизнеса, и Костельман это понимает.

– Пока у нас нет опыта строительства объектов самостоятельно, с нуля. Но мы собираемся в скором времени этим заняться. Есть площадки в Киеве, Запорожье, Днепропетровске и Одессе. Наибольшее внимание будем уделять развитию магазинов у дома "Фора" в регионах.

Базарная конкуренция

– Ощущаете ли вы конкуренцию на рынке?

– В глобальном смысле о конкуренции говорить пока рано, есть скорее точечная конкуренция. Для каждого нашего супермаркета конкурентом является расположенный рядом магазин, базар или ларьки.

– А конкуренции со стороны сильных иностранных сетей не боитесь?

– Не боимся. Вот как раз в конце марта или в апреле ожидаем прихода Auchan (французская сеть, двенадцатый ритейлер в мире, годовой оборот – $26 млрд. – Фокус). Это будет круто! Для меня составит огромное удовольствие наблюдать за профессионалами высочайшего класса. Не могу сказать, что они кого-то вытеснят с рынка или повлияют на распределение долей. По крайней мере на нас приход французов никак не скажется. Но это очень сильный игрок с хорошей технологией и правильным форматом. За таким игроком все будут тянуться. Первыми подтянутся те, кто окажется по соседству с их магазинами, а потом уже и остальные.

– Как-то вы сокрушались, что ритейлерам и производителям сельхозпродукции трудно контактировать. Как решаете проблему?

– Да, такая проблема действительно существовала еще три года назад, но мы ее решили своими силами. У нас есть специально обученные люди, которые закупают продукты по селам. Конечно, в Европе прослойка таких закупщиков давно уже сформирована, у нас же каждый решает эту проблему самостоятельно. Тут нет никаких чудесных заработков, но делать это нужно.

– А на собственной торговой марке есть чудесные заработки?

– То, что собственная торговая марка приносит баснословные прибыли, не более чем миф. На самом деле маржа у таких продуктов не намного больше – чем у обычных, хотя стоят они дешевле. Private label создается в первую очередь для поднятия лояльности покупателя к сети, а не для баснословной прибыли. Что касается развития СТМ "Премия", то у нас есть хороший агрессивный план. Уже есть 250 наименований продукции, но хотим добавить новые продукты, войти в новые категории.

– Вы сами продукты "Премия" употребляете?

– С удовольствием. Особенно пельмени со сметаной. И потом: почему бы не покупать, допустим, сок того же качества только дешевле? Лично я так и делаю.

Парижские блинчики

Если разговаривать о бизнесе с Владимиром Костельманом легко и приятно, то попытки перейти на личные вопросы натыкаются на глухую стену. И хотя ни для кого не секрет, что бизнесмен "по совместительству" занимается музыкой, пишет стихи и даже издает журнал, говорить об этой стороне своей жизни он отказывается. Не скрывает разве что свои кулинарные пристрастия.

– Одно из самых любимых блюд – яичница, причем я сам ее готовлю по специальному рецепту. Еще очень люблю блинчики, которые готовят в Париже на большой сковороде прямо при тебе на улице. Я туда езжу почти каждую неделю отведать это чудо. Стоит такой блинчик 3 евро без начинки и 5,5 евро – с начинкой.

Хотя бизнесмен и помнит цены на блинчики, он признается, что считать деньги давно престал, потому как заработал достаточно. Мысль о том, что он обеспеченный человек, пришла в голову Владимиру Костельману после того, как он смог позволить себе купить антикварный Линкольн – просто потому что ему захотелось иметь такую машину. Тем не менее к идее дауншифтинга, или жизни рантье, он относится скептически.

– Думаю, что менеджерам высокого статуса такие размышления чужды по природе. Это красивая сказка. Я занимаюсь любимым делом с близкими мне людьми. Зачем менять это на нелюбимое дело и неинтересных людей?