Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Страна
Красивая странаРейтинги фокуса

Улётный торговец

Совладелец Fozzy Group Владимир Костельман днём руководит торговыми сетями Fozzy, «Сільпо» и «Фора», а ночью – аптеками, салонами мобильной связи и сборкой биотуалетов
100


Участник рейтинга Фокуса «130 самых богатых людей Украины», руководитель холдинга Fozzy Group Владимир Костельман – нетипичный миллионер. Костюм он надевает только по случаю специальной фотосессии, а в обычной жизни носит неформальную одежду, причём зачастую уж слишком неформальную. Но фотографироваться в своём привычном образе бизнесмен категорически отказывается – чтобы не узнавали при случайных встречах.

– Свободный стиль в одежде очень мешает в деловых переговорах, поэтому приходится лучше их вести (смеётся). Зато потом партнёры ослабляют галстуки, а на следующую встречу сами приходят не в костюмах.

– Как же вам при таких сложностях удалось из небольшой оптовой фирмы развиться в крупную корпорацию?
– У меня даже есть на этот вопрос заготовка: постепенно (смеётся). Хотя мы ещё не вырастили монстра торговли. Но думаю, что это будет несложно. Конечно, по сравнению с западными компаниями у нас масштаб пока не очень большой. Мы ещё растём, и темпы роста будут сохраняться. Далеко в будущее не заглядываем, но до 2014-го планируем достичь оборота на уровне $10 млрд. в год (сейчас оборот Fozzy Group составляет $1,1 млрд. – Фокус). Если сравнивать с какой-нибудь европейской ритейловой компанией, то через шесть лет мы хотим быть как одна восьмая сегодняшнего TESCO (британская сеть, четвёртый ритейлер в мире с годовым оборотом около $80 млрд. – Фокус).

Владимир Костельман
Родился 11 ноября 1972 г. в Днепропетровске
1997 г. – открыл в Киеве первый гипермаркет Fozzy
С 2000 г. – руководитель холдинга Fozzy Group
2001 г. – окончил Центральный институт последипломного педагогического образования
Разведён, есть дочь


Владимир Костельман скромничает – его компания остаётся лидером рынка украинского ритейла. В сеть Fozzy grоup входят 144 супермаркета «Сільпо», 4 гипермаркета Fozzy, 79 магазинов у дома «Фора». А недавно Fozzy Group добавила к своей торговой империи ещё и сеть «Буми» из 40 магазинов. Впрочем, в юношестве будущий лидер рынка вовсе не мечтал заниматься розничной торговлей.

– Честно говоря, я хотел в «Спортлото» выигрывать. Был уверен, что у меня это получится, и одно время даже получалось. А потом теория вероятности вошла в мою жизнь (смеётся). Пока я постоянно был в плюсе, я был уверен, что расшифровал эту систему. А раз так, то всё нормально, зачем работать? А когда вдруг уходил в минус, то начинал усиленно вырабатывать новую систему. Все мои тетради были исписаны различными комбинациями. При этом я никогда не считал себя азартным – был уверен, что я умный.

Мобилки и туалеты
Кроме торговых сетей, Fozzy Group развивает массу других направлений. Например, группа владеет Нежинским консервным комбинатом, Снятинской птицефабрикой и кондитерской фабрикой имени Фридриха Энгельса. Название последней не досталось в наследство от СССР, а было придумано Костельманом с партнёрами в пику столичной фабрике им. Карла Маркса. 

Большинство продукции этих предприятий продаётся в чужих магазинах, а в супермаркетах Fozzy Group – только 5% от объёма производства. Сопутствующие виды бизнеса сам Владимир Костельман не считает непрофильными, называя их «бизнесами меньшего масштаба».

– Есть у нас интернет-магазин, торгующий продуктами. Не так давно инвестировали в салоны мобильной связи – такие чёрные с зелёным, ringoo называются. В прошлом году мы начали этот бизнес и открыли 10 салонов связи. В этом году планируем открыть ещё 30–50 салонов. Есть компания «Эко-сервис Украина», которая производит биотуалеты. Но их мы только собираем и продаём, сами комплектующие не производим.



– И как развивается туалетный бизнес?
– Весьма успешно. Причём не только в Киеве, но и в Одессе, и в других городах. Занимаемся аптеками, как раз сейчас делаем их рестайлинг. Они станут чуть-чуть крупнее, изменится ассортимент, дизайн, название. Как они будут называться – пока говорить не хотим, чтобы не сглазить. Кроме того, мы занимаемся ещё и ресторанным бизнесом. Пока у нас всего два ресторана – это чешская ресторация «У хромого Пола» и ресторан на Бессарабке Prad-A-Cafe. Но в этом году хотим открыть ещё два или три, сейчас активно ищем площадки. Уже известно, что один из ресторанов будет на улице Артёма (в Киеве, – Фокус), другие – тоже традиционно в центре. Все они планируются разноформатными, но, скорее всего, это будет что-то наподобие «У хромого Пола». То есть национальная кухня, национальный колорит.

– Какой бизнес вам сейчас наиболее интересен?
– В дневное время больше внимания уделяю тем бизнесам, которые уже стали крупными, а вечером и ночью – тем, что только начинаются. Так сложилось. Но мне всё интересно, не могу выделить что-то одно. Ведь когда у тебя двое детей, то тяжело сказать, кого больше любишь, старшего или младшего. Так же и с бизнесом.

– Вам не тесно в Украине? Выходить на зарубежные рынки не планируете?
– В какой-то мере мы уже присутствуем за границей. Там продаётся «Нежин». Последний раз увидел продукцию нашего консервного комбината на Брайтоне в каком-то магазине. Было приятно. А с другой стороны, не могу сказать, что у нас нет соблазна выйти за пределы страны. Нам постоянно поступают предложения сотрудничать с иностранными сетями. Но мы пока бьем себя по рукам.

– Почему? Боитесь, что не потянете конкуренцию с иностранцами?
– Да нет, просто нам пока вполне хватает работы и места в Украине. Потому в ближайших планах пока нет выхода на международные рынки. Но если подвернётся возможность или что-то случится, то не исключено.

– Расскажите о покупке «Буми». Сколько вы заплатили за эту сеть?
– Сколько именно мы заплатили, я не могу раскрыть. А интернет пишет не очень точные цифры (200 млн. грн. – Фокус). Вряд ли на этом рынке возможны сделки по стоимости дороже, чем 30% от годового оборота сети.

Впрочем, по словам бизнесмена, гораздо выгоднее скупать одиночные магазины. Но поддерживать таким образом ранее взятый темп роста достаточно тяжело. Поэтому группа отдаёт предпочтение покупке сетей.

И хотя Владимир Костельман скрывает, с какими именно сетями ведёт переговоры, сам факт того, что они вновь будут покупать магазины, не отрицает. Но покупка сетей – не единственный путь расширения бизнеса, и Костельман это понимает.

– Пока у нас нет опыта строительства объектов самостоятельно, с нуля. Но мы собираемся в скором времени этим заняться. Есть площадки в Киеве, Запорожье, Днепропетровске и Одессе. Наибольшее внимание будем уделять развитию магазинов у дома «Фора» в регионах.

Базарная конкуренция
– Ощущаете ли вы конкуренцию на рынке?

– В глобальном смысле о конкуренции говорить пока рано, есть скорее точечная конкуренция. Для каждого нашего супермаркета конкурентом является расположенный рядом магазин, базар или ларьки.

– А конкуренции со стороны сильных иностранных сетей не боитесь?
– Не боимся. Вот как раз в конце марта или в апреле ожидаем прихода Auchan (французская сеть, двенадцатый ритейлер в мире, годовой оборот – $26 млрд. – Фокус). Это будет круто! Для меня составит огромное удовольствие наблюдать за профессионалами высочайшего класса. Не могу сказать, что они кого-то вытеснят с рынка или повлияют на распределение долей. По крайней мере на нас приход французов никак не скажется. Но это очень сильный игрок с хорошей технологией и правильным форматом. За таким игроком все будут тянуться. Первыми подтянутся те, кто окажется по соседству с их магазинами, а потом уже и остальные.

– Как-то вы сокрушались, что ритейлерам и производителям сельхозпродукции трудно контактировать. Как решаете проблему?
– Да, такая проблема действительно существовала ещё три года назад, но мы её решили своими силами. У нас есть специально обученные люди, которые закупают продукты по сёлам. Конечно, в Европе прослойка таких закупщиков давно уже сформирована, у нас же каждый решает эту проблему самостоятельно. Тут нет никаких чудесных заработков, но делать это нужно.

– А на собственной торговой марке есть чудесные заработки?
– То, что собственная торговая марка приносит баснословные прибыли, не более чем миф. На самом деле маржа у таких продуктов не намного больше – чем у обычных, хотя стоят они дешевле. Private label создаётся в первую очередь для поднятия лояльности покупателя к сети, а не для баснословной прибыли. Что касается развития СТМ «Премия», то у нас есть хороший агрессивный план. Уже есть 250 наименований продукции, но хотим добавить новые продукты, войти в новые категории.

– Вы сами продукты «Премия» употребляете?
– С удовольствием. Особенно пельмени со сметаной. И потом: почему бы не покупать, допустим, сок того же качества только дешевле? Лично я так и делаю.

Парижские блинчики
Если разговаривать о бизнесе с Владимиром Костельманом легко и приятно, то попытки перейти на личные вопросы натыкаются на глухую стену. И хотя ни для кого не секрет, что бизнесмен «по совместительству» занимается музыкой, пишет стихи и даже издаёт журнал, говорить об этой стороне своей жизни он отказывается. Не скрывает разве что свои кулинарные пристрастия.

– Одно из самых любимых блюд – яичница, причём я сам её готовлю по специальному рецепту. Ещё очень люблю блинчики, которые готовят в Париже на большой сковороде прямо при тебе на улице. Я туда езжу почти каждую неделю отведать это чудо. Стоит такой блинчик 3 евро без начинки и 5,5 евро – с начинкой.


Хотя бизнесмен и помнит цены на блинчики, он признаётся, что считать деньги давно престал, потому как заработал достаточно. Мысль о том, что он обеспеченный человек, пришла в голову Владимиру Костельману после того, как он смог позволить себе купить антикварный Линкольн – просто потому что ему захотелось иметь такую машину. Тем не менее к идее дауншифтинга, или жизни рантье, он относится скептически.

– Думаю, что менеджерам высокого статуса такие размышления чужды по природе. Это красивая сказка. Я занимаюсь любимым делом с близкими мне людьми. Зачем менять это на нелюбимое дело и неинтересных людей?

1
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.