Работа с образом

Вице-президент по связям с общественностью «альфа-банка» Александр Гафин эксплуатирует образ творческого интеллигента для пиар-сопровождения одного из крупнейших в россии финансовых учреждений. Чтобы очеловечить российского буржуа и защитить крупный бизнес от нападок, он даже намерен написать книгу

Related video

—Как получилось, что не имея высшего образования, вы пришли на работу в "Альфу"?
—Меня пригласил на работу Михаил Фридман (бывший львовянин, основатель и председатель наблюдательного совета директоров консорциума "Альфа-Групп" — Фокус). Это человек уникальных способностей, человек, который все время растет над собой. Помимо того, что Фридман — глубокий интеллектуал и блестящий организатор, он неплохо разбирается в людях. В середине 90-х он уже обладал определенным капиталом и очень хорошо понимал необходимость связей в политической и правительственной элите. С этой целью Фридман пригласил на работу в банк Петра Авена (президент "Альфа-Банка" — Фокус), экс-министра внешнеэкономических связей России. Я же был нужен для того, чтобы наладить коммуникации с миром искусства и культуры, создать некий социальный оттенок в образе банка. Я работаю в "Альфа-Банке" уже почти 14 лет и вряд ли бы пошел работать в другое место, поскольку очень уважаю Михаила Фридмана, который помог мне реализовать свои способности. Надеюсь, что я адекватно ответил на все его ожидания.

—Ваш образ жизни довольно раскованный в материальном плане, и при этом вы постоянно на виду. Это тоже продуманная часть имиджа?
—Безусловно, став публичной фигурой, я столкнулся с огромным интересом к себе и своей семье со стороны прессы. Но поверьте, этот интерес специально никем не подогревается. Так уж вышло, что моя жена занимается дизайном, я тоже люблю обставлять квартиры, заниматься декорированием, собираю коллекции интересных предметов. Все это интересно мне самому, и уже потом к этому проявляет интерес пресса. Но это только одна сторона медали. Когда к тебе домой приходят люди из нескольких журналов по дизайну или архитектуре, снимают дачу, квартиру; затем из журналов, пишущих о животных, целый день снимают котов или собак, со временем от этого очень сильно устаешь. С некоторых пор я перестал пускать к себе в дом журналистов, поскольку чувствую, что нарушается хрупкое пространство моей среды. Быть может, читателям интересно узнать какие-то личные детали, но жить так достаточно тяжело.

—Вы наемный менеджер или акционер банка?
—Я — член совета директоров "Альфа-Банка", наемный менеджер. Владею небольшим пакетом акций банка, которые получил в качестве бонуса. Это обычная практика по отношению к топ-менеджерам во многих компаниях. Речь идет о совсем небольшом пакете, который не является ни контрольным, ни влияющим на принятие решений акционерами. Это некий бонусный проект, который я могу в любой момент продать или сохранить за собой.

—Вы — профессиональный литератор. Остаетесь действующим автором?
— В основном я сосредоточен на работе, хотя иногда занимаюсь некими литературными эскизами и зарисовками. Вообще-то мне очень повезло, поскольку довелось жить в интересное время, встречать много интересных людей. В принципе, уже можно кое-что осмыслить. В связи с этим у меня есть договор с крупным московским издательством "Эксмо" о публицистической книге. Это будут жизненные зарисовки и короткие эссе, которые рассказывают о судьбах разных людей, окунувшихся в современный мир и достигших успеха, подвергающих свою жизнь некой философской оценке. Ведь недаром есть такая поговорка, что деньги счастья не приносят. Я с этим глубоко согласен. Кроме того, чтобы управлять большими деньгами, нужен очень высокий культурный уровень. Если человек далек от этого уровня, то рано или поздно его империя превращается в прах.

—Вы намерены выступить в защиту мира больших денег?
—Нет, моя книга не направлена на решение этой задачи. Дело в том, что в своей жизни я сталкивался с очень интересными людьми, с крупными бизнесменами, о которых сейчас много пишут: с Романом Абрамовичем, Борисом Березовским, Виктором Вексельбергом. Мне было бы интересно показать их внутренний мир, о котором мало знают. Хотя не думаю, что буду упоминать какие-то реальные фамилии, скорее, это будет собирательный образ, очень похожий на этих героев.

— Вас не устраивает восприятие крупного бизнеса в обществе?
— У нас еще не сформировано отношение к бизнесменам как к людям, которые толкают общество вперед. У многих до сих пор в голове не укладывается, что любое государство существует на деньги налогоплательщиков, а главными налогоплательщиками являются бизнесмены. И чем крупнее бизнесмен, чем значительней его бизнес, тем больше он отчисляет денег в государственную казну. На эти средства содержатся школы, библиотеки, армия, милиция. Многие процессы без бизнеса уже невозможны, поскольку государство бы задохнулось. Поэтому этим людям мы должны быть благодарны, они создают рабочие места, строят заводы. Но об этом мы почему-то мало говорим. Обычно образ бизнесмена интересует публику только с одной стороны — со стороны личной жизни. Пытаются выяснить, какую машину он купил, сколько у него любовниц и на чем ездит нянька его ребенка. А другие более глубокие темы — не интересны. Пока не изменится отношение общества к бизнесу, думаю, будет очень сложно вообще рассчитывать на какие-то серьезные подвижки.

—Разве негативный образ крупного бизнеса не находит подтверждений в реальных фактах?
—Негативный образ бизнесмена исходит из ментальности населения, потому что за семьдесят лет советской власти уважение по отношению к людям, которые занимаются бизнесом, было полностью отбито и парализовано. К человеку, который занимался бизнесом, сразу приклеивался ярлык фарцовщика, спекулянта, деловара. Ментальность, которую подарила советская власть, осталась в головах у многих людей. Хотя я считаю, что на Украине этот процесс будет идти гораздо эффективней и быстрее, чем в России, поскольку здесь, на мой взгляд, более трудолюбивое население, испокон веков велось эффективное сельское хозяйство. В российском Нечерноземье класс крестьянина-собственника и активного человека полностью истреблен. Если говорить в геополитическом масштабе, то все надежды только на южные регионы.

—Насколько отличается финансовый климат в Украине и России?
—Украинское законодательство дает банкам возможность развиваться быстрее. Тогда как в России — жесткий диктат Центрального банка РФ, многие процедуры чрезмерно заорганизованы. Хотя в Украине необходимы некоторые шаги, направленные на улучшение финансового климата. Украинское правительство должно будет сократить количество банков, чтобы устранить тех, кто занимается отмыванием денег. Необходимо также укрупнить банки, чтобы к ним было больше доверия со стороны клиентов.