Футбольные фанаты. Заболевшие

Конфликты болельщиков и массовые беспорядки, сопровождающие футбольные матчи, вопреки устоявшемуся мнению, случались в Украине задолго до развала СССР 

Related video

Родина футбольного фанатства, как и футбола, – Англия. Британцы – известные любители подраться на футбольных матчах, особенно после двух-трех бокалов пива. По данным спортивных историков, первая организованная группировка, подготовленная к ведению "боевых действий", появилась в 60-х годах прошлого столетия в Манчестере, называлась она Red Army. Английские болельщики подхватили новое веяние, и вскоре в стране начали вспыхивать масштабные бои между фанатами.

В последнее время все чаще о себе заявляют фанатские группировки разных украинских команд, а недавний матч между ахтырским "Нефтяником" и киевским "Динамо", наверное, войдет в историю отечественного футбола под названием "ахтырское побоище". Именно так многие окрестили массовые беспорядки во время и после игры в небольшом городке Сумской области. Такие побоища становятся неотъемлемой частью футбольных поединков.

Многие считают, что фанатское движение пришло в нашу страну после развала СССР – якобы именно тогда все узнали, что поход на стадион не ограничивается просмотром матча. Оказалось, что можно еще петь песни, выкрикивать разные речевки, надевать символику любимой команды, писать лозунги, зажигать пиротехнику, устраивать массовые беспорядки и драки с болельщиками команды соперника. На самом деле такие фанаты были практически у каждой команды еще во времена Советского Союза.

"Бей ляхов"
В Западной Украине в 20–30 годах XX столетия были частым явлением драки украинских и польских болельщиков на местных стадионах (в те годы этот регион входил в состав Польши). Кстати, в отличие от нынешних драк, которые происходят между фанатами команд-соперниц или же милицией, тогда нередко доставалось футболистам и даже судьям. Масла в огонь подливала национальная неприязнь украинцев и поляков. А так как многие тамошние команды формировались по национальному признаку – из украинцев (львовская "Украина") или поляков (львовская "Погонь"), победа той или иной команды зачастую заканчивалась грандиозным побоищем.

Об одном из таких противостояний фанатов польской команды "Ресовия" и "Украины" в 1935 г., спустя годы, вспоминал известный львовский футболист Александр Скоцень: "Как только прозвучал финальный свисток судьи, толпа польских болельщиков с ревом выбежала на поле и начала нас оскорблять, выкрикивая нецензурные антиукраинские лозунги. Руководство "Ресовии" не реагировало на это. Нас били, толкали, плевали нам в лицо, наверное, не за то, что мы проиграли (1:3), а за то, что осмелились попытаться выиграть. А вот в 1937 г. игра все той же "Украины" с "Погонью" закончилась дракой стенка на стенку между поляками и украинцами. "Начали всех нас бить по ногам и толкать, – рассказывал Скоцень. – С другой стороны прибежали наши друзья на помощь. Пахло кровопролитием. Офицер предупредительным выстрелом из пистолета придержал обозленную толпу, однако ненадолго, началась драка".

Известный в те годы судья Юзеф Земан вспоминал, что однажды после матча перемышльской "Полонии" с "Гасмонией" ему тоже досталось от болельщиков: "На станции подошел ко мне еврейский "тряпочник" и со словами "Это тебе за твое судейство, твою мать" ударил меня в лицо".

Кстати, горячий темперамент западно-украинских болельщиков и бескультурье послевоенных лет отразились и на эмигрантах. В частности, в Канаде, где украинцы имели свою футбольную лигу. Вот как описывал поведение украинских болельщиков-эмигрантов во время одного из футбольных матчей корреспондент газеты "Новый шлях" Степан Росоха: "С болью в сердце пишу эти строки. Но писать должен. Совесть бы грызла и не давала покоя, что видел зло и не пытался его остановить. Поскольку то, что я видел и слышал на футбольном "Бродвю-Стадионе" в Торонто в субботу 10 июля 1954 года в ходе игры "Тризуба" и "Украины", превзошло всякое хулиганство и настоящую дикость. Только началась игра, как со стороны публики послышались хулиганские выкрики и призывы к игрокам "Украины", чтобы своим братьям по крови "ломали ноги", "разбивали рыла" и "забивали как собак". Мой сосед не выдержал и сделал футбольным хулиганам замечание, а они ему в ответ: "Дурак, мурло, сейчас и ты получишь в рыло так, что тебя кровь зальет".

Антисоветские фанаты
В СССР фанатское движение появилось в начале 1970-х годов, когда часть поклонников стала ездить по стране за своими командами. Первыми ласточками были болельщики московского "Спартака", затем по их стопам пошли фанаты киевского "Динамо" и ленинградского "Зенита".

К концу 1970-х группировки болельщиков набрали определенную силу и обратили на себя внимание вездесущего КГБ – ему не понравилось новое футбольное веяние и его сочли антисоветским. Многих членов группировок исключили из вузов, уволили с работы, их штрафовали, подвергали давлению. В середине 1980-х ситуация изменилась. После прихода к власти Михаила Горбачева, объявившего курс на перестройку, фанаты получили больше свободы, а клубы, оценив поддержку болельщиков, стали активно поощрять их поездки на матчи в другие города Союза.

Постепенно движение приобретало массовый характер, а молодые фанаты стали обращать внимание на братьев по разуму в других странах, в частности, в Англии. На стадионах СССР начали петь футбольные песни, произносить речевки, появился свой сленг. Вместе с тем у английских фанатов был позаимствован и хулиганский беспредел, который очень быстро прижился среди наших болельщиков.

Начали формироваться и фанатские отношения между поклонниками советских футбольных клубов. Например, начиная с 1982 года, врагами киевского "Динамо" стали все московские клубы. Кроме них в советское время враждебными киевским фанатам считались "Черноморец", "Шахтер", "Металлист", минское "Динамо", запорожский "Металлург". Были и друзья – "Днепр", "Карпаты", вильнюсский "Жальгирис".

Наиболее интересна история противостояния одесских и киевских фанатов. Началась она в 1988 г. Тогда в Киеве под эгидой комсомола проходило собрание футбольных болельщиков всего Союза. Как вспоминает один из фанатов со стажем, одесситы тогда сказали, не подумав, буквально следующее: "Лучше один раз получить по голове в Киеве, нежели пять раз в Москве" (имелось в виду, что на протяжении сезона они играли в Киеве один раз, а в Москве – пять). Для киевских фанатов, враждовавших с московскими, этого было достаточно, чтобы обозвать болельщиков "Черноморца" "московскими проститутками". С тех пор отношения между ними остаются натянутыми. Например, в августе 1999 года около сотни киевских и одесских болельщиков подрались в центре столицы – на Крещатике, а в 2002 г. лишь автоматные очереди спецподразделения "Беркут" остановили массовое побоище между сторонниками обеих команд на одесском пляже "Аркадия".

Бои фанатов
Были и в СССР грандиозные побоища, аналогичные ахтырскому. Так, в 1987 г. произошла одна из крупнейших массовых драк в истории советского футбола между спартаковскими и киевскими фанатами. На календарной игре союзного чемпионата между "Динамо" и "Спартаком" присутствовало приблизительно 450 московских болельщиков. Киевляне, в ходе игры спровоцированные своими оппонентами, попытались взять штурмом сектор спартаковцев, но милиции удалось сдержать натиск. Однако после матча в автобусы с игроками и болельщиками полетели камни, кирпичи и бутылки. Обозленные киевские фанаты (одной из причин был проигрыш "Динамо" – 0:1) двинулись на железнодорожный вокзал, где на первом перроне произошла крупнейшая драка, в которой участвовало около тысячи человек. В этой неразберихе травмы получили даже игроки "Спартака": Хидиятуллин, Дасаев и Родионов. В поезде Киев – Москва были выбиты почти все стекла, и только поздно вечером сотрудникам милиции с большим трудом удалось эвакуировать московских гостей из столицы Украины. А фанаты практически всю ночь забрасывали камнями все поезда, следующие в московском направлении.

Следует отметить, что и до этого киевские болельщики не отличались сдержанностью. Массовые беспорядки были зафиксированы в 1956 г. на игре "Динамо" с московским "Торпедо". По словам очевидцев, судья матча открыто засудил бело-синих, что вызвало агрессию у болельщиков. После игры они заблокировали Мавританский дворик стадиона, требуя линчевать судью. В конфликт вмешалась милиция, в сторону которой тотчас полетели камни и бутылки. Разозленная толпа буквально начала сметать все на своем пути: били витрины магазинов, переворачивали автомобили, а в районе улиц Горького и Красноармейской воцарился хаос. Успокоить разбушевавшихся болельщиков удалось только с помощью внутренних войск в полном боевом снаряжении. Спустя три года похожая ситуация повторилась на игре киевлян и их московских одноклубников, тогда беспорядки остановили подразделения МВД.

Кстати, и первые фаер-шоу, которые теперь в моде на стадионах страны, начались с союзного чемпионата. В 1961 году киевское "Динамо" впервые в своей истории стало чемпионом СССР, сыграв вничью с "Авангардом". После матча на трибунах тысячи болельщиков поджигали газеты, футбольные программки или просто включали зажигалки, празднуя успех. К счастью, тогда удалось избежать противостояния с милицией, однако сейчас такие выходки украинских фанатов все чаще заканчиваются конфликтами с правоохранительными органами.