Налог-призрак

О налоге на недвижимость в Украине говорят более 10 лет, но до принятия закона дело не доходит. А ведь это могло бы привести к снижению цен на жилье

Related video

Недавно Президент Виктор Ющенко в который раз заявил, что он сторонник налога на недвижимость. Сказано это было на заседании Ассоциации городов Украины, а поскольку средства от налога должны направляться в местные бюджеты, президентское мнение не могло не найти отклика в сердцах представителей региональной власти. Но как этот налог будет действовать, и самое главное — когда, глава государства умолчал.

Введение налога на недвижимость предусмотрено базовым законом "О системе налогообложения", принятом еще в 1991 г. Только за последние семь лет законопроекты на эту тему появлялись четырежды. Они отличались и методикой налогообложения, и механизмом льгот, и способами оценки самой недвижимости. Но ни один из них так и не был принят.

Последнее слово сказал в сентябре уходящего года тогда еще нардеп-социалист Василий Цушко. Он предложил, чтобы налог на недвижимость (1% от стоимости) платили собственники объектов, цена которых превышает $70 тыс. Законопроект всколыхнул общество, политики и аналитики поразмышляли по этому поводу, и все закончилось: автор ушел в министры внутренних дел, пообещав 100 дней не общаться с прессой. Сейчас текст документа на сайте Верховной Рады недоступен, а лидер фракции СПУ Иван Бокий сказал Фокусу, что ему "неизвестна судьба этого законопроекта".

Шансов, что закон о налоге на недвижимость будет принят в ближайшее время, практически нет. "В нынешнем парламенте слишком много людей, которые этот закон не воспринимают", — полагает Иван Бокий. С ним согласен и президент Ассоциации специалистов по недвижимости Александр Бондаренко: пока богатые сами устанавливают выгодные для себя законы, "налог на богатство" обречен на провал.

Как отмечают специалисты, одним из главных препятствий для введения налога, кроме политической составляющей, является создание единой базы данных недвижимости и системы оценки ее стоимости. Не секрет, что официальные оценки Бюро технической инвентаризации часто на несколько порядков отличаются от рыночной стоимости жилья: какую-нибудь квартиру в старенькой киевской "хрущевке" официально оценивают в 5-15 тыс. грн., в то время как реально ее можно купить, заплатив $50 тыс.

Кстати, в странах Северной Америки при уплате налога на недвижимость в расчет берется единая рыночная стоимость участка с недвижимостью, в то время как во Франции разделяют стоимость земли и стоимость здания. Земельный налог зависит от месторасположения, а налог на недвижимость рассчитывается по балансовой стоимости здания. Французский метод легче в применении и не требует обращения к услугам риелторов, но для Украины не пригоден — у нас нет опыта взимания платы за землю там, где есть многоэтажная застройка.

По мнению Александра Бондаренко, расчет следует производить не от стоимости квартиры (в нынешних условиях это нестабильная величина), а от количества квадратных метров в собственности, как предусматривал, к примеру, более ранний законопроект Петра Симоненко. При этом необлагаемый налогом "жилищный минимум" для семьи следовало бы установить в 120 кв. м. А вот использовать поступления от "налога на богатство", по мнению риелтора, следует иначе, чем предлагал Цушко: в законопроекте речь шла о создании за эти средства фонда возвращения обесцененных вкладов Сбербанка. В то же время, в большинстве стран мира поступления от этого налога расходуются на целевые программы содержания инфраструктуры недвижимости — на ремонт улиц, реконструкцию теплосетей и т.д. Человеку должно быть выгодно платить этот налог, потому что после таких ремонтов растет рыночная стоимость недвижимости в районе, где он живет, считает Бондаренко.

В то же время глава украинского представительства кипрского девелопера "Пафилия" Андрей Кремень сомневается, что в случае принятия предлагаемого законопроекта налог на недвижимость будет реально работать. "Если вводить такой налог, то нужно повысить необлагаемый налогом минимум хотя бы до $150-200 тыс. (на Кипре это $220 тыс.), ввести шкалу налога шагом хотя бы в $300 тыс. и снизить ставку налога хотя бы до 0,5%", — предлагает он.

Последствия пусть даже гипотетического введения налога на недвижимость оцениваются неоднозначно. Некоторые специалисты полагают, что необходимость платить налог с нескольких квартир, находящихся в собственности, подтолкнет их владельцев к продаже части недвижимого имущества. При нынешнем дефиците жилья это могло бы несколько снизить цены на него. Но г-н Кремень отмечает, что с учетом индекса инфляции, индекса ежегодного удорожания недвижимости в Украине и размера самого налога в нынешней ситуации владельцам недвижимости выгоднее будет платить налог, а не продавать свои квартиры.