Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Политика
Красивая странаРейтинги фокуса

Кризис заставит украинцев перейти на курятину

Она в будущем году подорожает на 20–30%, но другие виды мяса будут ещё дороже, уверен председатель правления компании «Мироновский хлебопродукт» Юрий Косюк
000


Юрий Косюк – один из немногих украинских бизнесменов, которые в условиях нынешнего кризиса сохраняют спокойствие. А всё потому, что проблемы в экономике неминуемо заставят украинцев есть курятину. 

– Это может прозвучать цинично, но кризис вынудит многих людей перейти на курицу. Куриное мясо на 50% дешевле свинины и почти в два раза дешевле говядины. Бедность заставляет людей потреблять более дешёвые продукты. 

Юрий Косюк 

Родился 27 мая 1968 г. в Катеринополе Черкасской области
С 1991 г. – брокер на Киевской товарной бирже.
В 1992 г. окончил Киевский институт пищевых технологий
В 1994 г. создал торговый дом «Рода»
С 1995 г. – президент Научно-технического центра пищевой промышленности, позже реорганизованного в «Мироновский хлебопродукт»
С 1998 г. – председатель правления компании «Мироновский хлебопродукт»
Женат, есть сын


Бизнесмен оговаривается, что воспользоваться рыночной конъюнктурой в полной мере украинские производители курятины не смогут: слишком уж низки таможенные пошлины и, как следствие, велики объёмы импорта. Но даже с учётом этих факторов Юрий Косюк, по оценке Фокуса, на конец февраля 2008 г. обладавший состоянием $980 млн., в накладе не останется. Его «Мироновский хлебопродукт» – крупнейший игрок на рынке птичьего мяса. Компания владеет торговыми марками «Наша ряба» и «Легко!» и контролирует 40% рынка курятины. А рынок этот – более чем перспективный. По словам Косюка, даже большие объёмы импорта и внутреннего производства не покрывают в полной мере потребностей украинцев. 

– В этом году потребление мяса птицы вырастёт максимум до 50 кг в год на человека. Биологическая норма потребления – 70–80 кг. В Америке этот показатель больше – 100 кг на человека в год, и даже в КНР на одного китайца приходится 56 кг в год. Украина будет двигаться к американской модели, в которой мясо птицы занимает около 50% потребления. Популярность курятины объясняется просто – низкая цена и никаких религиозных или культурных ограничений. 

Толстый и худой
 
И всё же кризис не обошёл стороной детище Юрия Косюка. В мае этого года на основной площадке Лондонской фондовой биржи «Мироновскому хлебопродукту» удалось привлечь свыше $322 млн. В момент выхода на биржу капитализация компании оценивалась в $1,7 млрд., сейчас она менее $1 млрд. 

– Компания потеряла в стоимости более $700 млн. Но меня это не тревожит, беднее я не стал. На мой взгляд, сейчас компания недооценена из-за давления мирового кризиса, паники и дополнительных рисков Украины. Это подтверждают выводы аналитиков инвестбанка UBS, которые оценивают капитализацию компании в $2,2 млрд. В связи с этим я надеюсь на скорое изменение отношения инвесторов к ценным бумагам компании. 

– Вы сейчас не жалеете, что не продали большую долю в «Мироновском хлебопродукте», когда цена компании была выше?
– Нет, не жалею. Я продал столько бумаг, сколько было необходимо для капитализации компании. Откровенно говоря, мы даже и предположить не могли, что мировая экономика так скоро окажется в глубоком кризисе. Некоторые украинские игроки агрорынка уже перестали платить производителям за зерно и другую продукцию. Но компания «Мироновский хлебопродукт» чувствует себя достаточно комфортно. К счастью, нам удалось вовремя выйти на биржу и получить немалые деньги. 

– На что потратили вырученные средства?
– Примерно половину – на рефинансирование долгов и строительство новой фабрики в Виннице. Оставшиеся средства компания ещё не потратила, и мы можем использовать их на своё усмотрение. Мы имеем 100% загрузку и хорошие продажи. У нас достаточно средств на счету, чтобы пережить ещё года два такой ситуации. Ближайшие выплаты по облигациям нам предстоят только в конце 2011-го. Как говорится, пока толстый похудеет, худой умрёт. 

– Сейчас говорят о массовых увольнениях. Вы тоже планируете сократить штат?
– У нас работает 20 тыс. сотрудников, но увольнений мы не планируем. Хотя в целом на рынке труда будет большая безработица: думаю, в течение года она вырастёт на 10%, а то и больше. Правительство ничего не сможет с этим поделать. А что можно сделать с остановившейся металлургией, строительством, лёгкой промышленностью, которая умирает из-за вступления в ВТО? Будем возвращаться к протекционизму – другого выхода нет. 

Взлёт и падение. Разместив акции «Мироновского хлебопродукта» на Лондонской бирже, Юрий Косюк получил $322 млн. Но из-за кризиса компания подешевела на $700 млн.
Взлёт и падение. Разместив акции «Мироновского хлебопродукта» на Лондонской бирже, Юрий Косюк получил $322 млн. Но из-за кризиса компания подешевела на $700 млн.



Без царя
Несколько лет назад в числе основных лоббистов интересов «Мироновского хлебопродукта» называли Игоря Тарасюка, главу Государственного управления делами при президенте Украины. Тогда в одном из интервью г-н Тарасюк рассказал, что владеет акциями «Мироновки», но отдал их в управление. Сейчас и Юрий Косюк, и Игорь Тарасюк отмечают исключительно дружеский характер своих отношений. 

– Игорь Тарасюк – мой давний друг. У меня есть друзья во власти, но они не больше чем друзья, которых я очень давно знаю и которые просто делают свою работу. А лоббируют мои интересы 30% избирателей, 16 млн. человек, которые сегодня теряют деньги из-за роста цен и перманентных выборов. 

Комментируя намечающиеся парламентские выборы, предприниматель говорит, что они не повлияют на его бизнес. Юрий Косюк утверждает, что в Украине бизнес можно делать без прикрытия во власти, и ссылается на опыт Евросоюза, где, по его словам, «бизнес жёстко отделён от власти и не страдает от этого». 

– Страна живёт в ситуации перманентных выборов, и мы к этому уже привыкли. Когда их нет, появляется ощущение, что чего-то не хватает. Я готов терпеть постоянные выборы, но не готов терпеть царя, например, такого как Путин в России. А сам я в депутаты никогда не ходил, услугами лоббистов в правительстве и парламенте тоже не пользуюсь. 

Сельская экзотика
Хотя сельское хозяйство и называют убежищем для кризиса, Юрий Косюк убеждён: в этой отрасли выживут далеко не все. По его словам, в создание своего птицеводческого бизнеса он инвестировал около $750 млн., а чтобы создать рентабельное производство говядины или свинины, необходимо вложить ещё больше – $700–900 млн. 

– Все, кто приходит на этот рынок с $30 млн., – это просто пионеры, которых завтра-послезавтра ждёт банкротство. 

Судьба отечественных фермеров в ситуации господства агрохолдингов незавидна. По мнению владельца «Мироновского хлебопродукта», им придётся осваивать мелкие специализированные ниши – от выращивания экзотических фруктов до производства специальных видов мяса для платежеспособного потребителя. Массовый же потребитель останется за крупными производителями, способными за счёт эффекта масштабности обеспечить сочетание низкой цены и высокого качества продукции. Впрочем, несмотря на контролируемую компанией долю рынка курятины, Юрий Косюк не считает «Мироновский хлебопродукт» монополистом, а в концентрации капитала в отрасли видит только позитив. 

– У нас нет монополии. После вступления в ВТО границы открыты, мясо можно ввозить практически беспошлинно. В этом году импорт мяса составит 500 тыс. тонн – самый большой объём за все годы существования страны. А что касается концентрации, то мы тут ничего нового не придумали. Модель индустрии, в которой представлена наша компания, одинакова в большинстве стран мира. В Германии компания-лидер контролирует 50% рынка, в Испании – 30, в Италии – более 30, в США – более 20, в Бразилии – свыше 30%. Почему? Да потому что люди хотят питаться качественно, дёшево и безопасно. 

Валютные курицы
Кроме птицеводства «Мироновский хлебопродукт» занимается производством зерна, подсолнечного масла, говядины, картофеля, фруктов, обрабатывая более 150 тыс. га земли. Поэтому проблему, связанную с мораторием на торговлю сельскохозяйственными землями, Юрий Косюк ощущает остро. 

– Обрабатываемая нами земля находится в долгосрочной аренде, как правило, сроком на 15 лет. В год мы платим $60–100 за гектар. Нас эта ситуация вполне устраивает. Если бы мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения был снят, мы могли бы выкупить землю. Хотя опыт общения с нашими арендодателями подсказывает, что многие из них не готовы продавать свои участки. С другой стороны, их можно понять: свободного оборота земли, по большому счёту, нет нигде в мире. В Европе, например, этот вопрос зарегулирован, там не всё так легко, как может показаться. 

Куда большие хлопоты доставило бизнесмену вступление в ВТО. Юрий Косюк не скрывает, что крайне недоволен условиями вступления. Например, не нравятся ему слишком низкие пошлины на импортное мясо. Причину он видит в частой смене чиновников, ответственных за этот вопрос. 

– За годы переговорного процесса сменилось 12 переговорщиков. Это и привело к плачевному результату. После вступления Украины в ВТО, пошлины снизили, а вот с экспортом история совсем другая. Члены ВТО, например страны Евросоюза, устанавливают нетарифные барьеры, которые очень усложняют экспорт продукции в эти страны. 

Ситуация с импортом привела к тому, что цена на украинскую курятину теперь зависит от курса доллара. Если гривна подешевеет – мясо птицы подорожает. Если же курс будет стабильным – цены особо не вырастут. 

– Максимум роста в будущем году – 20–30%. Но всё будет зависеть от доллара. У нас импортная зависимость, а импортёры будут считать по реальному курсу доллара.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.