Советы Нацбанка: отказаться от доллара, жить на зарплату

По мнению главы Совета НБУ, доллары скупать не стоит. Он уверен, что депозиты разморозят даже раньше чем через полгода, и считает: лучше перевыборы, чем бездействующая Рада

Related video

Экономический кризис в какой-то степени вернул Петра Порошенко в политику – точнее, к политикам: его как председателя Совета Национального банка можно увидеть на антикризисных совещаниях правительства и главы государства. Но к большему участию в политических буднях он пока не стремится.

С Фокусом г-н Порошенко не отказался поговорить о долларах, гривне и депозитах, но не стал обсуждать правых и виноватых в политическом кризисе. Поскольку во время кризиса экономического, по его мнению, это неуместно. Вообще, нынешний период глава совета НБУ называет "временем собирать камни". Это касается, по словам Порошенко, и его отношений с давней оппоненткой Юлией Тимошенко (конфликт между ними в 2005 году фактически стоил обоим должностей), а также кумом Виктором Ющенко.

– Президент и премьер сейчас соревнуются, кто из них лучший антикризисный менеджер. Чья антикризисная программа вам больше нравится?
– Та, которая будет реализована и защитит экономику страны, а если продолжится соревнование, значит, данная программа обречена на неудачу. Сработать может только единый комплекс мер и готовность всех брать на себя ответственность за принятие и реализацию даже непопулярных мер.

– Насколько эффективными оказались меры, принятые НБУ? В частности, продолжается ли отток вкладов населения из банков?
– Последние данные свидетельствуют о том, что ситуация с вкладами постепенно стабилизируется. Сегодня мы уже наблюдаем рост депозитов предприятий и замедление оттока депозитов физлиц. Это стало возможным благодаря принятию непопулярного, но необходимого решения Нацбанка о замораживании счетов срочных депозитов. Однако ни один банк не должен сегодня тешить себя иллюзиями, что эта мера будет действовать продолжительное время. Это эффективная, но временная мера.

– То есть мораторий на досрочное погашение депозитов не будет действовать полгода, как это было запланировано?
– Я считаю, что после снятия пиков паники и стабилизации ситуации мы должны перейти на другие механизмы. Уже сейчас необходимо сформулировать и обнародовать исчерпывающий перечень условий, при реализации которых ограничения по депозитам будут немедленно отменены.

– Значит, скупать доллары вы не советуете?
– Если вы сейчас начнете покупать доллары в обменных пунктах по 6,5, забрав свои депозиты из банков, на которые начисляются проценты, вы гарантированно потеряете. Ведь спрос на валюту на межбанке в разы превышает потребности импортеров, которые выкупают доллары для своих операций. Учитывайте также то, что в это же время банкиры покупают доллар по курсу интервенций НБУ – на гривну дешевле.

Авантюристы стали играть в "импорт без импорта". Взял гривневый кредит, оформил фиктивный контракт и вывел деньги за границу. Расчет на то, что они вернутся через 3–4 месяца и изменившегося курса хватит, чтобы и проценты оплатить, и заработать. Это неправильно, и так не будет! На заседании Совета НБУ мы приняли решение: официальный курс больше не будет существенно отличаться от курса рыночного. Убежден, что все спекулянты, которые сегодня играют против гривны, получат по рукам и потеряют деньги.

– Вы хотите сказать, что у НБУ сейчас есть рычаги и ресурсы для того, чтобы вернуть курс на докризисный уровень?
– Нет, мы говорим о том, что будем стабилизировать курс в пределах своей компетенции. Но тратить золотовалютные резервы страны на борьбу со спекулятивным трендом – недальновидно и бесперспективно. Превращать Украину в Исландию, где в считанные дни были съедены все золотовалютные резервы страны и экономику государства фактически постиг дефолт, мы не позволим.

– Во время телеэфира вы говорили, что Нацбанк будет удерживать курс. Какими методами?
– Путем проведения соответствующей монетарной политики: это и регулирование количества денег в обращении, и прозрачность валютного рынка и интервенций за счет золотовалютных резервов страны.

– Вы же только что сказали, что не будете тратить резервы, чтобы не превратиться в Исландию.
– Мы не будем идти на поводу у спекулятивного спроса и спускать золотовалютные резервы страны. А Исландия – это пример того, почему так делать нельзя. Но когда будет принят пакет антикризисных мер, в котором резервы станут частью общей программы, мы будем их использовать для стабилизации национальной денежной единицы.

– Вы согласны с Тимошенко, которая считает, что во время кризиса нельзя проводить выборы?
– Я против выборов. Но если они неизбежны, так как этот парламент ничего не делает, то я за то, чтобы даже во время выборов все как один работали на страну. Пора подумать об Украине, об экономике, а не о лозунгах очередной кампании.

Юлия Тимошенко заявляет о своей готовности идти на максимальные компромиссы ради принятия согласованного закона антикризисных мер. Представители Партии регионов тоже говорят, что проблема не в авторстве закона, а в том, что должны быть приняты предложения, которые они наработали. Представители других политических сил занимают такую же позицию. Вот и получается, что вроде бы все "за". Тогда почему в парламенте невозможно провести голосование? То кто-то заявляет, что не будет принимать участие в обсуждении совместного законопроекта, то блокируется трибуна, то мешают фантики, то копейки, засунутые в устройства для голосования (на прошлой неделе из-за этого система "Рада" не смогла работать. – Фокус).

Возьмем конкретный пример с Проминвестбанком. Как объяснить людям, что есть возможность немедленно разблокировать ситуацию в ПИБ? Не принимается закон, позволяющий перечислить из бюджета два миллиарда гривен, которые через год вернутся в бюджет, и предоставляющий возможность выиграть время для проведения аудита и прозрачной процедуры продажи. Ведь еще две недели бездействия политиков, и Проминвестбанк не выдержит – можно будет начинать разговор о процедуре ликвидации!

– Но ведь есть инвесторы. Например, российская Национальная резервная корпорация готова санировать ПИБ.
– Пока это похоже на желание бесплатно получить Проминвестбанк. Сегодня картотека ПИБ, допустим, 3 миллиарда гривен. Это означает, что есть платежи, которые надо провести немедленно, а кредиты вернутся позже. К нам приходит инвестор и говорит: у меня есть миллиард, больше вам никто не предложит. Проблема только в том, что миллиард – это мало, поскольку на счету картотека в 3 миллиарда.

– Получается, что пока никто не предложил достаточной суммы?
– Безусловно. И хотя лично я против национализации, потому что государство – худший собственник, но сейчас оно должно войти в структуру собственности, провести аудит и решить вопросы, требующие безотлагательных мер. Ведь проблемных кредитов в ПИБ меньше, чем в среднем по системе.

– Все говорят о рейдерской атаке на ПИБ, но известно ли, кто именно за ней стоит?
– Я, как и вы, слышал выступление главы СБУ Наливайченко и генпрокурора Медведько, которые сказали, что установлен тот, кто стоял за этим. Считаю, что дело должно завершиться судом, чтобы другим неповадно было. Законодатели должны сделать соответствующие выводы и принять меры, поскольку промышленные предприятия могут выдерживать рейдерскую атаку и год, и два, а банк, доверие которого целенаправленно подорвано, нет.

– Вернемся к теме выборов. Как можно сейчас экономически оправдать перед народом их проведение?
– Никак нельзя оправдать. Но если вы видите, что политики не в состоянии договорится, гоните их и вообще за них не голосуйте (смеется). В украинской политике существует та же проблема, которая наблюдается и в нашем обществе, и во всем мире – это кризис доверия. Каждый держит камень за пазухой, стараясь тем или иным способом дорваться до власти. А экономика, это я вам говорю как специалист, – священная корова, и ее нельзя терзать в процессе политических дискуссий.

– Кстати, во время кризиса и зарплата, и аренда, очевидно, снизятся?
– В зависимости от того, насколько глубоким окажется кризис. Меня спрашивали: что мы будем делать, если импортеры начнут перестраховываться и в цены заложат курс, исходя из 7 гривен за доллар? Ничего не будем делать! Мне жалко этих людей, потому что они разорятся. Главная и ключевая позиция – мы должны научиться жить в нормальной экономике по средствам. Если у тебя нет денег, не бери кредит, полагаясь на авось. Человек в селе получает 2000 гривен с задержками, а охранник казино в Киеве – 1000 долларов, при этом он еще взял кредиты на машину и квартиру. Это несправедливо, и долго продолжаться не могло (выход для Украины Порошенко видит в ограничении импорта)

– Когда закончится кризис в Украине?
– Если вы мне скажете, когда закончится мировой кризис, я скажу, когда закончится кризис в Украине. Даты не совпадут. Даже самые оптимистичные банкиры говорят, что ожидать первых предпосылок улучшения ситуации в мире можно лишь в четвертом квартале 2009 года.

– В 2005 году конфликт с Юлией Тимошенко стоил вам обоим должностей. С чем связано заметное потепление отношений между вами в последнее время? На юбилее 5-го канала она говорила вам комплименты. Или это все для зрителей?
– Время разбрасывать камни прошло. Пришло время их собирать. Это понимает все больше людей. И отношения между Порошенко и Ющенко, Порошенко и Тимошенко и целого ряда других политиков – не исключение.

– Возможно ли тогда, что через несколько лет Тимошенко будет мирно сосуществовать и со своим нынешним оппонентом – Виктором Балогой?
– Еще раз скажу, что пора собирать камни. И потом, а если бы я свои неудачи объяснял тем, что есть Балога? Кого это интересует? Или ты работаешь со всеми рисками и угрозами, или не работаешь. Получается, Балога страшнее мирового экономического кризиса? Это же смешно.

Я считаю, что в одиночку сегодня выйти из ситуации нельзя. Понимает ли это президент? Да. Поэтому он и приостановил действие указа о досрочных выборах прямо на заседании СНБО. Понимает ли это премьер? Да. Иначе она не вышла бы в телеэфир и не объявила о том, что готова создать коалицию из всех пяти парламентских политсил. Я представляю, чего ему и ей это стоило. Сегодня, надеюсь, все понимают, что шапкозакидательство больше не работает. Угрозы, вызовы и задачи, стоящие сейчас перед нами, в десятки раз сложнее. Поэтому любой конфликт приведет к уничтожению всех участвующих в нем. Ситуацию может спасти только консолидация и профессионализм, причем, как сказал ныне непопулярный классик, промедление смерти подобно.