Афера Кириенко

Теперь об этом можно говорить, не боясь сглазить: бюджет украинского фильма впервые перевалил за миллион долларов. 10 мая в отечественном и российском кинопрокате — премьера психологической мелодрамы «Инди» киевского режиссера Александра Кириенко. Самой дорогой картины в истории отечественного кино

Related video

В главных ролях "Инди" — сплошь звезды: Алена Бабенко ("Водитель для Веры", "Жесть"), Александр Домогаров ("Марш Турецкого", "Бандитский Петербург") и Александр Балуев ("Турецкий гамбит", "Антикиллер"). Строго говоря, фильм обошелся компании "Паноптикум" в $1,2 млн. Учитывая молодость режиссера, цифра впечатляет. Права на телепоказ уже приобрели канал РТР, а также "1+1" и ТРК "Украина". Накануне премьеры "Инди" Фокус беседовал об этом с г-ном Кириенко.

— Саша, есть много режиссеров с неплохими идеями. Но не каждому из них удается найти деньги для реализации своих проектов. Как это удалось вам?
— Повстречал хороших людей. На них мне везет (трижды суеверно сплевывает). Поначалу повезло с "Королевой бензоколонки" — первым кино моей жизни. Это, конечно, был первый блин, хотя "Интер" и сходил с ума от радости, что фильм бьет все рейтинговые рекорды. Потом была почти афера. Я подумал: а не попытаться ли под выборы получить денег, чтобы снять фильм себе в удовольствие?

— Это вы про "Помаранчеве небо"? 500 тысяч и в самом деле дорогое удовольствие…

— Не сразу дело делалось. Поначалу придумали почти классическую историю — нынешних Ромео и Джульетты, — разнесли сценарий в офисы различных партий…

— Неужели кто-то откликнулся?

— Никто денег не дал! Потом, конечно, об этом жалели… По сути, "Помаранчеве небо" — частная инвестиция Ярослава Мендуся и кинокомпании "Синема". Благородный меценатский поступок. За что ему огромное спасибо. "Помаранчеве небо" — своевременный фильм, хотя и выглядит сейчас несколько наивно.

— Вы склонны к самокритике…
— Да, а что себя выхвалять! Пускай лучше другие это делают — смотрят и говорят: "Как хорошо!". Я это искренне говорю, без ерничанья. Ну вот, а затем мне опять повезло. Совершенная случайность свела меня с кинокомпанией "Паноптикум". Они собирались снимать "Июнь" — современный прокатный фильм по мотивам чеховской "Дамы с собачкой". У меня к тому времени вызрела идея более жесткого, сложного и эмоционального сценария. И я незаметно перетащил их в свою историю.

Только факты

— То есть они заполучили идею вместе с вами?
— Их идея была слаба. А я — совсем не обуза. Учтите, что в Украине съемка фильма — это подвиг продюсера. Снимать здесь — огромный риск. Я имел кое-какой опыт. Конечно, у нас было много дискуссий. В конце концов, мы взяли очень дорогих, звездных актеров. Нужно платить, чтобы получить отдачу, — слава Богу, продюсеры это сейчас понимают. Мы перерасходовали первоначальный бюджет. Продюсеры били копытом, пытались нам подрезать крылья, но согласились и с этим. Обычная борьба режиссера и продюсера, своеобразное искусство…

— Так значит, вы и в этом деле мастер?

— Ну, у меня какая школа съемки рекламных роликов! Работа с клиентами и агентствами. Приходилось гнуть свою линию и немного хитрить.

— Говорят, режиссер должен быть немного деспотом. У вас есть диктаторские качества? Не сложно ли вам было общаться со знаменитостями на съемочной площадке?

— На площадке режиссер главный, все должны слушать только его. Даже продюсер уходит на второй план. По-другому невозможно. Но знаете, мы абсолютно нормально работали над этим фильмом; слава Богу, обошлось без конфликтов. Хотя съемки были сложные: 32 съемочных дня. Снимали в Киеве, Каире (в прекрасном старом отеле), на Медведь-горе в Крыму, даже в Сахаре. Жара в Египте стояла невыносимая! Заставить работать кого-то было практически невозможно. Мы были все такие, как французы под Москвой, в страшных обмотках. Вместо глаз — щели. Снимали в наркоманских, страшных трущобах. Их обитатели предлагали нам курить гашиш. Убогость, антисанитария — вспоминаю сейчас те места как что-то нереальное!

— Все получилось?
— Слава Богу. Может, потому, что никто не пил. Лишь в последний съемочный день салютовали шампанским — я боялся, как бы актеры не простудились. На них пришлось вылить четыре пожарных машины воды — делали дождь.

— К слову, об актерах. Должно быть, заполучить звезд в фильм не легче, чем инвестиции?

— За Александра Балуева пришлось сражаться с продюсерами. В конце концов, о гонораре договорились. Вместо Александра Домогарова планировали привлечь Гошу Куценко. Но у него на это время уже были назначены съемки.

Ну а на роль жены героя Домогарова звали Машу Порошину. Столько я наговорил денег по мобильному телефону, упрашивая ее! Очень хотел, чтобы сыграла именно она. Но Маша стремилась к большой роли. В конце концов, она сказала: "Ой, у меня дела! Я откажусь!". Мы тут же нашли ей замену — Полину Кутепову.

— Можно ли сказать, что украинский кинематограф возрождается?

— К сожалению, как-то несистемно, спонтанно. В результате каких-то афер. Состояние нашего кино напоминает мне 1994 г. в рекламном бизнесе. Мы тогда, как заведенные, носились в поисках клиентов, охмуряли их, как могли! То же сейчас происходит в кино. Я не имею в виду производство этих ужасных мыльных сериалов! Этого и так хватает. А вот настоящие фильмы… Это всегда результат поступков. Надо сделать много работы и лишних телодвижений, чтобы добиться реализации проекта. Это можно сравнить с выстрелом в небо. Шанс, что дробь попадет в летящую утку невелик. Но стрелять надо! Причем, все время!