Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Страна
Красивая странаРейтинги фокуса

Видео-невидео: формат VHS навсегда уходит в прошлое

Пришло время проститься со старыми кассетами. Формат VHS уходит с прилавков магазинов и из домашних видеотек
000


«Нам осталось лишь избавиться от того, что осталось на складе», – заявил в октябре 2008 г. Райан Каглер, глава компании Distribution Video Audio – последнего крупного поставщика видеокассет. Также в прошлом году был выпущен последний видеомагнитофон (существует, правда, DVD-рекордер фирмы Toshiba со встроенной VHS-системой). А два года назад от выпуска фильмов в формате VHS отказались все крупнейшие голливудские кинокомпании. Последним VHS-релизом стала картина «История насилия» (у нас в прокате «Оправданная жестокость», 2005 г.). Символично, что именно этот триллер завершил эру видео­кассет. В 1982 г. его режиссёр канадец Дэвид Кроненберг поставил фильм «Видеодром», в котором весь фантастический сюжет держится на видеокассетах и манипуляции сознанием с их помощью. 

Смотреть с катушек. Один из первых советских катушечных видеомагнитофонов «ВМ-403 ЛОМО» предназначался для учебных и научных телецентров (1981 год)
Смотреть с катушек. Один из первых советских катушечных видеомагнитофонов «ВМ-403 ЛОМО» предназначался для учебных и научных телецентров (1981 год)



История носителя
VHS (Video Home System) – лишь один из форматов, передающих звук и изображение. Просто так исторически сложилось, что разработку японской компании JVC 1976 года приняли на всех континентах и объявили стандартом. Первый же видеопроигрыватель появился ещё в 1927 г. Он был дисковым (запись производилась на граммофонные пластинки), назывался PhonoVision, а изобрёл его шотландец Джон Бэрд, которому человечество обязано первым телевизором. На диск помещалось 4 минуты видеозаписи, а предназначался он для проигрывания на так называемых механических телевизорах. 

В 1952 г. в Калифорнии Джон Маллин и Уэйн Джонсон продемонстрировали первый плёночный видеопроигрыватель. Спустя 4 года компания CBS заказала три таких видеомагнитофона. Они были размером с трёхкамерный холодильник и стоили порядка $75 тысяч. День закупки – 14 апреля 1956 г. принято считать датой рождения видео­магнитофона. 

К началу 70-х в мире появилось несколько конкурентоспособных видео­форматов. В 1971 г. компания Sony представила формат Betamax и серию поддерживающих его носителей. Кассетник назывался U-Matic, и его на ура встретили телевизионщики всего мира. Европейцы тоже не хотели отставать: в 1973–1975 гг. голландцы Philips и немцы Grundig выпустили на рынок видеомагнитофоны форматов VCC и VCR. Но уже к 80-м они не устояли перед японским натиском. Появление видеокассет Betamax (Sony) и VHS (JVC) похоронило другие видеоформаты. Дальнейшая история видео строилась на противостоянии кассет Betamax (Sony) и VHS (JVC). 

Видеопианино. Видеомагнитофон «Кадр-3» больше похож на пианино, чем на бытовую технику
Видеопианино. Видеомагнитофон «Кадр-3» больше похож на пианино, чем на бытовую технику


Войны форматов
Качество изображения и звука не являлось решающим фактором в массовом признании VHS. Гораздо важнее была его умеренная цена и доступность. Betamax и последующий за ним Betacam превосходили VHS по всем параметрам. Качество изображения разработки Sony давало разрешение в 650 строк в кадре. Это был своеобразный hi end мира видео. Betacam до сих пор в ходу у профессионалов. А VHS подкупал тем, что отснятый материал можно было сразу посмотреть, но для монтажа требовалась дополнительная аппаратура. К тому же при перезаписи фильма на другой VHS-носитель терялось качество. 

К 1978 году стандарт VHS был принят в Европе, Азии и Америке. В 1978–1979 гг. несколько компаний наладили серийный выпуск габаритных пишущих видеоплееров. Среди пионеров видео были JVC, Panasonic и Sharp (формат VHS), а также Sanyo, Sony и Toshiba (Betamax). А к 80-му году прокат мало-мальски заметного голливудского фильма сопровождался выпуском видеокассеты для домашнего просмотра. 

Но противостояние Betamax и VHS продолжалось до середины 80-х. Летом 1984-го лагерь сторонниц Beta покинула Toshiba, а в начале 1985 г. Philips представил серию своих видеомагнитофонов формата VHS. Осенью это же сделал Grundig. Наконец, в середине 1988 года свой первый VHS-видеомагнитофон выпустила Sony. Если собрать все выпущенные когда-либо видеомагнитофоны в одну стопку, получится 200 тысяч километров. Ещё столько же – и этот столб можно было бы упереть в Луну. 

Снял прищепку. Культовый гнусавый переводчик Леонид Володарский стал писателем и сценаристом, а его голос теперь звучит на волнах московского радио
Снял прищепку. Культовый гнусавый переводчик Леонид Володарский стал писателем и сценаристом, а его голос теперь звучит на волнах московского радио



Видео в стране советов
В СССР разработки своих видеомагнитофонов начинались в 70-х. Сначала были катушечные видеоносители, поддерживающие формат VCR. Только к 1980 году было принято решение об освоении отечественной промышленностью производства бытовых видеомагнитофонов VHS. Первым советским видеомагнитофоном стал ВМ-12, разработанный Воронежским НПО «Электроника». Промышленное производство ВМ-12 началось в 1983 г.

Многие из них имели смешанную (японскую и нашу) комплектацию, а их стоимость составляла 1200 рублей. Зарубежные аналоги можно было купить в магазинах «Берёзка» по чекам Внешпосылторга за $1000 и выше. 

Первые видеокассеты с записями зарубежных фильмов появились в начале 80-х. На так называемых подпольных показах на свой страх и риск можно было посмотреть классику кино и новые голливудские картины. Но к концу 80-х видеоманией заразилась вся страна. Тогда, в эпоху перестройки, для миллионов советских людей слово «видео» стало синонимом свободы. Вот что пишет Елена Кутловская в очерке, посвящённом лучшему советскому переводчику видеофильмов Алексею Михалёву: «В конце 80-x иметь видео­кассеты с записями западного кино было модно и уж куда престижнее, чем Библиотеку всемирной литературы. Это было частью негласного интеллектуального кодекса. Для советских граждан западное кино несло совершенно оглушительную по новизне эстетическую, идеологическую, наконец, эротическую информацию. Уже в начале 90-х увлечение пиратскими записями переросло в откровенный видеобум. Интеллигенция, собираясь на кухнях, предваряла свои диссидентские беседы просмотром какой-нибудь видеокассеты... Неинтеллигенция смотрела домашнее видео под водочку с огурчиком или под чай с вареньем». 

Актёр и адаптатор. Голосом Василия Горчакова говорили не только Джек Николсон, но и Настасья Кински и Мерил Стрип
Актёр и адаптатор. Голосом Василия Горчакова говорили не только Джек Николсон, но и Настасья Кински и Мерил Стрип



Видеосталкеры
Видео пересекало границы, однако чтобы преодолеть языковой барьер, были необходимы проводники – переводчики. В СССР люди, переводившие западные фильмы, были личностями легендарными. Василий Горчаков, Леонид Володарский, Алексей Михалёв, Андрей Гаврилов. Они работали вживую, но очень чётко, многие их фразы стали нарицательными. По поводу гнусавого голоса «человека с прищепкой на носу» (голос Леонида Володарского) иронизировали два десятка лет. «Меня мой голос не интересует совсем. Было время, я занимался переводами фильмов, и теперь меня в первую очередь узнают по голосу, постоянно спрашивают про прищепку на носу. Мне это не нравится. Я не оперный певец, и голос не имеет никакого отношения к моей индивидуальности. Говорят, что он стал частью истории? Ну и хорошо. А я живу сегодня», – в такой резкой форме высказался недавно легендарный переводчик. Сейчас Володарский ведёт цикл передач на FM-радиостанции «Серебряный дождь», пишет книги (политический детектив «Снег из Центральной Америки»), но и старое не забывает. Он сделал одноголосный перевод культового сериала «Клиент всегда мёртв». 

Непревзойдённый. Лучший советский переводчик голливудских комедий и мелодрам Алексей Михалёв умер в 1994 году, не дожив 10 дней до своего 50-летия
Непревзойдённый. Лучший советский переводчик голливудских комедий и мелодрам Алексей Михалёв умер в 1994 году, не дожив 10 дней до своего 50-летия



Другой известный переводчик Василий Горчаков в 90-х не раз появлялся на ТВ с репортажами с различных кинофестивалей. Он подружился с режиссёром Питером Гринуэем и даже сыграл в его фильме «Чемоданы Тульсе Люпера». А Андрей Гаврилов стал музыкальным издателем, владельцем компании Solid records, выпустившей Владимира Высоцкого, Александра Галича и Булата Окуджаву на компакт-дисках. Кроме этого, Гаврилов ведёт передачу о кино на радио «Кино FM». 

Однако лучшим переводчиком видео, по мнению большинства, был Алексей Михалёв. Он перевёл 241 фильм (в основном классику и комедии) и умер в далёком 1994 году. Известный кинокритик Андрей Плахов так отзывался о нём: «Михалёв относился к числу тех, кого называют перфекционистами. Он либо делал что-то с подлинным совершенством, либо вообще не брался за то, в чём не считал себя асом». До сих пор на рынке можно найти DVD-фильмы с канонизированным переводом Алексея Михалёва.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.