"Океан Ельзи": перезарядка

В ходе крупнейшего в истории «Океана Ельзи» гастрольного тура, лидер группы и кандидат в депутаты от «Нашей Украины» Святослав Вакарчук напрочь отказывается говорить о политике — лишь о «чистом» искусстве. И сообщает, что «ОЕ», возможно, прекратит свою деятельность. Не навсегда, но на время. Мол, пора осмыслить пройденный путь, «подзарядить аккумуляторы». Не хочется сглазить, но примерно то же говорил продюсер Тhe Beatles Брайан Эпстайн накануне последних гастролей группы в 1966-м…

Related video

— Длительными ли будут идущие гастроли?
— Скорее всего, распишем гастрольный график до конца года. Речь не только о гастролях на Украине, но и дальнем зарубежье — Северной Америке, Европе, России, возможно, других странах СНГ.

— Ходят слухи, что ваша группа собирается сделать паузу в своей деятельности

— Не ищите в этом сенсации. С "ОЕ" все в порядке. Мы хотели бы немножко встряхнуться. Но прежде — сесть и подумать, что делать дальше. Для того чтобы развиваться, иногда нужно остановиться. Будет эта пауза длинная или короткая, будет ли она полной или только концертной — покажет время. В этом нет желания набить себе цену. Это, по крайней мере, честно.

— Но вы на пике творчества. Многие отмечают, что музыка, песни вашего нового альбома стали взрослее.

— Взрослее — да. Но что лучше — зрелое творчество Анны Ахматовой или ее наивные ранние произведения? В поздних — почти вселенская мудрость. А в ранних — юношеский порыв, романтика. Для меня "Міра" — зрелая версия альбома "Янанебібув". Это был очень эмоциональный альбом. Таким я считаю и "Міру". Но "Янанебібув" кажется теперь почти наивным. Для меня все альбомы группы "Океан Ельзи" одинаково дороги. "Там, де нас нема" — это только начало, воспринимать его всерьез не стоит. Но даже его я по-своему люблю.

— Стало быть, эволюция "Океана Ельзи" продолжается?

— Да, мы меняемся, это точно. Иногда поневоле. Недавно я послушал "Міру" не как музыкант, а как слушатель. Сравнил этот альбом с "Глорією" и пришел к интересным выводам. Мы ведь стремились сделать "Глорію" концептуальной, а получилось не вполне. В "Мірі" даже список песен был достаточно спонтанным. Но на выходе получилось, по-моему, очень концептуально. Никогда не знаешь сегодня, что найдешь завтра.

— Ощущаете, что молодые вас подпирают? Кто-нибудь из них сможет составить вам конкуренцию в будущем?

— "Молодые группы" — понятие расплывчатое. Зачастую, говоря о молодых, у нас подразумевают малоизвестные команды. Некоторые из них давно играют интересную музыку. Просто по тем или иным причинам невостребованную. Конечно, я за ними слежу. Как, впрочем, и за начинающими исполнителями. Они живут своей жизнью, идут по своему пути. Уже научились правильно работать в студии и играть, иногда — правильно подавать себя. Но, пока гнались за формой, забыли о содержании. Ничего самобытного или оригинального в их творчестве я пока не вижу. Другое дело — те, кто уже чего-то добился. Например, "5"nizza". Реально талантливые ребята. Но, мне кажется, они не развиваются. От души желаю им творческих успехов.

— Какая музыка вас впервые и по-настоящему зацепила? Кто был примером для подражания?

— Beatles. Увидел по телевизору, как они исполняют песню Hey Jude, и заболел "битлами". С тех пор собираю их пластинки. К 1990 г. составил полную коллекцию — все, что возможно было купить. Примерно тогда и понял, что мне интересно заниматься музыкой. Помню, сидел на площадке возле нашей школы и под акустическую гитару пел с друзьями песни Beatles — Eight Days a Week, например, в несколько голосов. Тогда я еще не осознавал, что буду музыкантом, собирался стать физиком. Но любовь к музыке взяла верх над другими увлечениями. Я думаю, мой дар универсален. Не исключено, что если бы первой поразившей меня музыкой был не рок-н-ролл, а, скажем, джаз, я бы им и занимался. А если классика, начал бы штудировать пианино и пошел бы, наверное, на учебу в консерваторию. Просто в Beatles был тот дух, за который я борюсь. Этот дух есть не только в рок-н-ролле. Я ощущаю его в творчестве Бетховена. Или, скажем, в том, что делали Майлз Дэвис и Телониус Монк.

— Но когда вы собрали группу, в моде была совсем другая музыка…

— Да, это был 1994-й год — время, когда вслед за смертью Курта Кобейна начал сходить на нет грандж и вошел в популярность брит-поп. Для нас еще были интересны Nirvana, Pearl Jam и Soundgarden. Но мы уже с интересом смотрели на Blur и Oasis. Разумеется, слушали Red Hot Chili Peppers, которые стояли особняком от других. Но бэкграундом нашей музыки все-таки была рок-классика: Beatles, Led Zeppelin, Pink Floyd, Jethro Tull, "роллинги". А еще я очень люблю Doors. Фактически, когда мы собирали группу, я слушал только Doors.

Нынешний состав "Океана Ельзи" — Святослав Вакарчук (вокал), Петр Чернявский (гитара), Денис Дудко (бас), Милош Елич (клавишные), Денис Гнилин (барабаны) — кажется фронтмену оптимальным

— Продолжаете следить за современной зарубежной музыкой?
— Регулярно покупаю новинки. Недавно вот послушал My Chemical Romance, Мику, новый альбом Keiser Chiefs. Хорошая музыка. Но мне кажется, чего-то в ней не хватает. Не хочу прослыть снобом — но все чересчур концептуально. Нет того, что было у Beatles или у Queen. Где альбомы, в которых что ни песня — новый музыкальный стиль? Как, скажем, в "Белом альбоме" "битлов" или Night At the Opera Queen. Поэтому частенько слушаю старый добрый блюз: Джона Ли Хукера, Хоулина Вульфа, Бадди Гая, Мадди Уотерса.

— Не предполагаете ли записать что-либо соло?

— Вряд ли. Мне это не интересно. Вся моя жизнь связана с "Океаном Ельзи". Продюсировать других исполнителей, писать музыку для фильма — может быть. Но делать проект, который бы повторял "Океан Ельзи"? Мои музыкальные амбиции вполне удовлетворены, нет необходимости самовыражаться вне группы.

— К слову, о кино. Кажется, вам удалось написать музыку для нескольких картин?

— Я написал музыку для фильма "Украдене щастя" — этакого парафраза Андрея Дончика по мотивам Ивана Франко. Очень хороший фильм, кстати; рад, что участвовал в его создании. Хотел бы еще создать музыку для какого-нибудь украинского блокбастера, который был бы настоящим, нашим фильмом "от" и "до". С удовольствием озвучил бы арт-хаусное кино, вышел бы за рамки поп-культуры.

Лучшие клипы

"911", 2001г.
Режиссеры:
Место съемокОсобенность:

"Холодно", 2002г.
Режиссер:
Виктор Придувалов.
Место съемок: Львов, крыша дома неподалеку от памятника Адаму Мицкевичу.
Особенность: Вакарчук, словно ангел смерти, провожает участников группы в последний путь.

"Кішка", 2003г
Режиссер:
Виктор Придувалов.
Место съемок: заброшенный гараж в поселке Чабаны, трасса Киев-Одесса.
Особенность: концерт "Океана Ельзи" для "новых русских". Лишь в конце музыканты дают волю чувствам.

"Для тебе", 2003г.
Режиссер:
Александр Кириенко.
Место съемок: "Укр­научфильм".
Особенность: дейст­вие разворачивается… в лифте. Использована пиротехника и кадры сериала "Завтра будет завтра".

"Відчуваю", 2006 г.
Режиссер: Илья Чичкан.
Оператор: Мохер Малех (Германия).
Место съемок: тренажерный зал.
Особенность: группа выступает в
окружении женщин-бодибилдеров.

"Все буде добре", 2007г.
Режиссер:
Виктор Придувалов.
Особенность: клип несюжетный, по
за­­мыслу режиссера должен передать
эмоциональную атмосферу на репетиции группы.


— В литературе предпочитаете мейнстрим?

— В прошлом году прочел многих украинских авторов — Денисенко, Матиос, Жадана, Прохасько, Андруховича, Забужко, Куркова. Сейчас сосредоточился на классике: Чехов, Лина Костенко. Ее, я думаю, недооценили. Она заслуживает Нобелевской премии. Я восхищаюсь тем, что имею счастье жить с ней в одно время и даже быть знакомым с ней.

— Не было ли у вас мысли положить ее стихи на музыку?

— Я думал об этом. Они достаточно сложные, чтобы вписаться в рок-формат. Но, если Лина Васильевна разрешит, можно попробовать что-нибудь сделать. Жаль, нельзя положить на музыку японские хайку… Не знаю, откуда у меня любовь к Японии, но я люблю все, что с ней связано. Возможно, потому, что я родился в Мукачево, сплошь засаженном сакурами?

— Не кажется ли вам, что ваша акция "Книга творить людину" выглядит незаконченной?

— Для начала мне хотелось донести до людей важную мысль: книга — не просто источник информации. Без нее человек разумный немыслим. Об этом и было заявлено — с одной стороны аллегорично, с другой — прямолинейно. Конечно, проект не закончен. Я надеюсь, что общественный резонанс, который он вызвал, позволит собрать достаточное количество средств, чтобы обеспечить учебниками детские дома и интернаты. Реалии таковы, что у нашего государства культура и наука — на предпоследнем и последнем месте. Я бы не хотел вдаваться в разговоры, почему это так, но это так. А просто — купить книжки, которые сам читал в детстве, за свои деньги и за деньги моих друзей, которые согласились помочь, и подарить их интернатам. И я это сделаю.

— У каждой группы — собственная творческая лаборатория. Как вы создаете свои хиты?

— Сочиняю музыку под пианино или гитару. Чаще под пианино, поскольку на гитаре играю "так себе". Если песня с текстом, работа движется быстро. Бывает, песня начинается с мелодической зарисовки. Иногда тема рождается в процессе репетиции, и мы ее вместе развиваем. А иногда песни, как, например, "Моя мала" склеиваются из двух кусков, написанных разными людьми. Творчество — это тайна, способ познания мира. Сложно разложить его на компоненты.

— Вы довольны своими саунд-продюсерами?

— В разные периоды они у нас были разные. Женя Ступка, который продюсировал альбом "Янанебібув", открыл во мне многое такое, чего я о себе не знал. Что-то изменилось во мне как в музыканте и как в певце начиная с альбома "Янанебібув". Сережа Товстолужский — к сожалению, ушедший из жизни, — доказал, что рок-музыка может быть смешана с компьютерной, как в альбоме "Модель", и это будет красиво. Его творчество — настоящее откровение для меня. Песню "911" мы сделали без единого живого ритм-элемента. Сергей сэмплировал их и сделал электронную ритм-секцию. Над "Глорією" и последними двумя альбомами мы работали с музыкальным продюсером Виталием Телезиным. В альбом "Міра" вошло много его идей. Но музыканты группы тоже не сидят сложа руки. К примеру, при создании последних двух альбомов Телезину помогал наш клавишник Милош (Елич — Фокус). У него хороший студийный опыт плюс классическое музыкальное образование.

— Бывает ли так: у вас есть мелодия, но вы понимаете, что она не для "Океана Ельзи"?

— Да, и не редко. Каждая третья или даже вторая — не для группы. Поймите, "Океан Ельзи" — некая музыкальная форма. Да, мы можем экспериментировать со звуком, с формами, но все равно будем связаны рамками музыкального рок-квинтета. Мы не сможем играть джаз или какие-то академические вещи, или народную музыку, хотя они нам и интересны. Я думаю, музыка "Океана Ельзи" — результат лишь одной сублимации каждого из нас. Милош пишет академическую музыку, мелодии для детского фильма. Денис Дудко — джазовый контрабасист, каких мало в Украине. Алексей Коган сказал о нем: "К сожалению, его поглотила пучина популярной музыки". Денис до сих пор находит время для джаза, почти уверен, что он еще скажет в нем свое слово. У Пети (Чернявского — Фокус) — чудесная музыкальная фантазия. Он может одинаково хорошо играть и панк, и арт-рок — техника позволяет. Но не хотелось бы говорить о том, что каждый из ребят может делать по-отдельности. На сегодняшний день нас больше интересует график совместных гастролей.