Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Страна
Красивая странаРейтинги фокуса

Дорогие дети

Необходимость платить за достижения цивилизации гарантирует детские слёзы: одной лишь родительской любви недостаточно для того, чтоб сделать ребёнка абсолютно счастливым и не знающим горечи неравенства среди ровесников. О том, как нам дороги во всех смыслах современные дети

000


Вы рискуете выглядеть скупцом, а то и обидчиком, если подарите ребёнку на день рождения коробку цветного пластилина или рисовальный альбом с незамысловатым набором красок. Огромный выбор высокотехнологичных игрушек, престижных услуг и интересных развлечений воспитал наших детей весьма искушенными потребителями. Платить за всё это предстоит взрослым, как и подсчитывать, в какую сумму обходится быть хорошим родителем.

Детство NEXT
Намереваясь сегодня обеспечить ребёнка «всем необходимым», наивно вспоминать времена собственного детства, когда любая палка с лёгкостью превращалась в богатырский меч, а щёлкающий пластмассовый пистолет делал жизнь праздником. Когда гастрономы не изобиловали растишками, несквиками и киндер-сюрпризами, когда не было платных школ «с уклонами». Когда отдых за границей считался апогеем роскоши, а персональный компьютер — тем, что существует только в кино. Сейчас всё иначе: ребёнок, который знает, чем отличается GPRS от GPS, не взвизгнет от восторга, если получит в подарок от родителей книжку-раскраску.

— Шестилетняя дочь недавно на полном серьёзе посоветовала мне обзавестись мобильным телефоном с функцией Bluetooth. Мол, тогда мы с ней сможем обмениваться фотографиями, — говорит частный предприниматель Яна Павлова.

По словам этой мамы, её девочка-первоклашка прекрасно знает, что такое WAP и 3-мегапиксельная матрица: все одноклассники укомплектованы мобильными телефонами и цифровыми фотоаппаратами, на переменах они обсуждают последние компьютерные игры, меняются дисками, флешками и прочими гаджетами.

— Сегодня это обычные детские увлечения, и если их не спонсировать, ребёнку попросту не о чем будет говорить со сверстниками, — вздыхает Яна.

В современных магазинах отыщется товар на любой вкус, если кошелёк покупателя не страдает дистрофией. Девять сотен — сходная цена фургона для Барби
В современных магазинах отыщется товар на любой вкус, если кошелёк покупателя не страдает дистрофией. Девять сотен — сходная цена фургона для Барби


Экономист столичного Международного центра перспективных исследований Людмила Котусенко обращает внимание на данные Госкомстата за прошедший год: семьи, не имеющие детей, в месяц тратят 1228,9 грн., в то время как семьи с детьми — 1757,9 грн. Выходит, на ребёнка расходуется около 30% семейного бюджета. В условиях мегаполиса эти проценты превращаются в $300-500 (сумма, превышающая среднюю зарплату украинца). Рынок, ориентированный на юного потребителя, стремительно развивается.

На интерактивном коне
Яркий пример — сеть супермаркетов для детей «Антошка». В Киеве есть три таких магазина. Здесь продаётся детская одежда, питание для малышей и игрушки: некоторые из них стоят, как мебельный гарнитур.

— Это интерактив­ный конь! — говорит продавец-консультант Лиза Зинченко, показывая крупногабаритного игрушечного скакуна ценой в 3500 грн. — У него в глазах специальные датчики, благодаря которым он способен кивать головой, махать хвостом, ржать — реагировать на движения хозяина.

Хит сезона — радиоуправляемый катер за 700 грн. Несколько меньшей популярностью пользуется программируемый робот за 3100 грн. Стеллаж с девчоночьими игрушками, понятное дело, полон кукол. К слову, у пресловутой Barbie появилось немало конкурентов. Одна из самых популярных соперниц — Bratz: на вид та же, только с гипертрофированной головой. Какой бы ни была пластиковая подружка, но если она не способна петь, плакать, рожать или пахнуть — это всего лишь отголосок прошлого. А главное в сегодняшней кукольной индустрии — «инфраструктура»: игрушечные дома, автомобили и платья. 

В другом отделе — серия «шпионских наборов», поступивших в продажу после выхода фильма Spy kids: подслушивающие и подсматривающие устройства, приборы ночного видения, очки с вмонтированным фотоаппаратом, всевозможные «жучки» и т.д. Цена наборов варьируется от 60 до 400 грн. По словам продавца, такие вещи, как правило, покупаются «на подарок» чужим детям: снабжать шпионской техникой своих отпрысков родители почему-то не хотят.

В такие вот игровые автоматы превратились допотопные устройства, некогда заводившиеся пятнадцатикопеечной монетой. Вместе с ними усложнились и детские требования: не только к играм, но и к жизни
В такие вот игровые автоматы превратились допотопные устройства, некогда заводившиеся пятнадцатикопеечной монетой. Вместе с ними усложнились и детские требования: не только к играм, но и к жизни


Одна из покупательниц Виктория Белая рассказывает, что её пятилетнему сынишке уже давно безразличны диснеевские микки-маусы и дональд-даки: ажиотаж вызывают голливудские персонажи — пираты Карибского моря и главный супергерой, Человек-Паук. В магазине есть десятки игрушек по «человекопаучьим» мотивам.

— Вот баллончик с паутиной за 68 грн., есть даже инструкция, обучающая движениям Спайдермена, — показывает консультант Лиза Зинченко. Продавец утверждает, что предпочтения взрослых и детей отличаются: первые настроены на покупку какого-либо развивающего конструктора, вторые «клюют» на бренды: «Звёздные войны», «Фантастическая четвёрка» и так далее.

— Я вообще не выбираю игрушки, — говорит Галина Романцева, безучастно разглядывающая пёстрые стеллажи. — Внучка просто показывает, какая вещь ей понравилась, и мы это покупаем.

Киты и котёнок
Андрей Безуглый, директор рекламного агентства Level Up Ukraine:
Как утверждают рекламщики, работающие по «детским» заказам, в их деле главное – нажим на родительское тепло и материальную выгоду. На этих двух китах и покоится реклама для детей. Первый случай: условно говоря, ребёнок катается на велосипеде фирмы Х. Мама при этом рукоплещет, а по щеке папы скатывается скупая слеза законной гордости. Случай второй: покупай чипсы фирмы Y, собирай пазл и получай МР3-плеер.
По словам Андрея Безуглого, дети не в состоянии долго воспринимать длинный рекламный ролик, поэтому его начало, интрига и финал должны быть спрессованы в 15-20 секунд. «И ещё. Самая действенная реклама – эмоция. Поэтому для детского продукта есть три вечные темы – цветы, дети и котята. Ничего лучше ещё не придумано».



Меккой детских развлечений считается центр семейного досуга «Дивосвiт», открывшийся в Киеве год назад. На четырёх этажах тут размещены множество игровых автоматов и аттракционов, 4D-кинотеатр, лабиринт для игры «Лазер-Бласт». Цена увеселений — от 4 до 45 грн.

Посетители в среднем тратят 100-120 грн. за одно посещение. Но бывает, что семья может отдать и $100, — рассказывают завсегдатаи. Сотрудники центра досуга говорят, что в будние дни принимают 1,5-2 тысячи посетителей, а в выходные — 4-5 тысяч.

Дизайнер одежды Александра Жиленко со своим шестилетним сыном посещают «Дивосвiт» не чаще, чем раз в две недели.

— Мы тратим на ребенка до 500 долларов в месяц, — говорит она. — Он у нас очень активный мальчик, помимо обычной школы занимается в детском центре моды, где детей обучают актёрскому мастерству и дефиле. Что касается развлечений, то здесь политика проста: мы объясняем сыну — если хочешь эту игрушку, мы её купим, но не пойдём в «Дивосвiт» или в боулинг. Дальше мальчик сам волен выбирать.

Просто сад
Делу время, потехе — час: это присловье нервировало детвору во все времена; в наше время нервничают родители, стремящиеся дать детям достойное воспитание.

Жара. Малыши иногда бросают качели и песочницу, подбегают к стоящим в тени деревьев столикам, чтобы угоститься соками и фруктами. Метрах в двадцати, через асфальтовую дорожку, на них глядят другие малыши, у которых качели попроще, а бананов и питья нет — ведь они за оградой обычного детского садика. Наблюдаемые счастливцы — клиенты частного детсада «Умка»; воспитание там стоит $400 в месяц.

В «Умку» ходят 45 детей, и, несмотря на то, что помимо ежемесячной платы, их родителям приходится раз в год делать взнос в $600 (на игрушки, экскурсии, ремонт и т.п.), учреждение более чем востребовано. Директор и владелица садика Валентина Куринная рассказала Фокусу, что своей очереди дожидаются полтора десятка человек, а недавно приходила беременная дама, чтобы «застолбить» место своему ещё не успевшему родиться ребёнку. Это притом, что в сад принимают с трёх лет.

В среднем доход семей, отдающих детей в такие садики, превышает $2000. В два раза количество «дисциплин», по которым занимаются дети в элитных садах, превышает стандартный набор дошкольных госучреждений, где не учат нескольким языкам, психологии, хореографии, актёрскому мастерству, шахматам. В «хороших», дорогих садиках каждый предмет ведёт отдельный воспитатель, а в группе — максимум 15 детей. И никакого трёхразового питания: едят тут пять раз в день.

Что касается игрушек — помимо стандартных мячиков-куколок, в «закрытых» садах в широком ходу сюжетно-ролевые игры. А вот всяких роботов-трансформеров в «Умке» нет. Как нет тут и «гонки вооружений»: руководство считает, что не стоит использовать игрушки, вызывающие агрессивные эмоции. Не дай бог накричать на ребёнка. И дело не в том, что «частники» боятся потерять богатого клиента. Просто штат воспитателей подбирают очень тщательно: при собеседовании особый упор делается на выявление моральных качеств претендента.

Любовь — не игрушка
Мнение, что дети состоятельных родителей избалованы, капризны и агрессивны (вспомним «Игрушку» с Пьером Ришаром в главной роли) не вполне верно. По словам детского психолога, директора Научно-практического центра осознанного родительства «Эйлития» Оксаны Наумич, избалованность свойственна им не в большей степени, что и детям из «простых» семей.

Лери Винн с женой Ксенией и их девятилетней дочерью Полиной
Лери Винн с женой Ксенией и их девятилетней дочерью Полиной


Не зазнаваться!
Лери Винн, эстрадный певец:
– Мы с женой не сторонники аскетического воспитания: считаем, что до 3-5 лет ребёнка можно баловать. В конце концов, на то оно и детство. Главное, не оставлять свободного времени, чтобы не появилась какая-нибудь гадость! Наша дочь в течение дня занята: школа, танцы, плавание. Средняя цена любого пристойного кружка – $100 в месяц. Детский годовой абонемент в бассейн – $1200. Зато здесь девочка находит себе друзей, общается с ними. За школу мы платим копейки – чуть более 500 гривен в месяц.
У меня есть приятели, которые отдают за учёбу своих детей до $1000.
Не могу понять, зачем? Полагаю, там усиленная охрана и дорогостоящий интерьер, но уровень знаний тот же, что и в других школах – я сравнивал. При этом все платные учебные заведения расположены в центре города, приходится ежедневно стоять в проб­ках, отвозя ребёнка в школу и забирая его домой. Но есть и другая проблема: дети там со второго класса начинают кичиться друг перед другом мобильными телефонами, компьютерами, одеждой. Я бы не хотел, чтобы мой ребёнок рос в такой среде.


— Главное, это любовь к ребёнку. Если она есть, то, каким бы богачами ни были родители, ребёнок будет прекрасным, — утверждает г-жа Наумич. — Конечно, бывает, что любовь «покупают» дорогими игрушками, одеждой, заменяя этим родительское внимание. Но и в простых семьях случается, что внимание заменяется воспитанием улицей.

Однозначного ответа на вопрос, говорит директор «Эйлитии», что лучше — осыпать ребёнка подарками, позволяя ему всё, или «держать в узде» — не существует. В «Умке» рассказывают: у них было двое проблемных, неуправляемых и агрессивных детей. После разговора с их родителями начистоту, этих детишек отчислили, чтобы не портить микроклимат в коллективе.

— А вообще, наши детки более коммуникабельные, по-хорошему раскрепощённые, развитые, — делится Валентина Куринная. — И с ними интереснее заниматься, чем, например, с детьми из каких-нибудь рабочих кварталов.

Домашняя школа
«Золотые» детсадовцы превращаются в «золотых» школьников. В Украине наметилась тенденция: — преемственность частных детских садов и школ. Условно говоря, они растут «из одних штанишек». Яркий пример — «Святошинская гимназия» в Киеве. Всё началось с частного детского садика «Кроха», а когда первому поколению его выпускников пришло время идти в школу, руководство рискнуло и создало целый учебно-воспитательный комплекс. Сначала появилась начальная школа; сейчас в гимназии уже восемь классов, а через три года будут полноценные одиннадцать.

Достоинство такой системы — особая атмосфера. Дети становятся родными и для педагогов, и друг для друга: ведь они вместе с трёхлетнего возраста и до семнадцати. Кстати, на Западе такая схема давно уже обкатана. Правда, в отличие от той же Америки, где детям дается базовое образование, а потом они сами выбирают себе специализацию — кто физику, а кто ботанику, — украинские частные школы подобных вольностей себе позволить не могут. Они обязаны работать по стандартной программе, иначе им не видать аккредитации.

— Мы не стремимся набить ребёнка знаниями, как это было в советское время, — поясняет соучредитель гимназии Татьяна Живаева. — Это не нужно. Признайтесь, много ли вы помните из школьной программы? Зачем нужна была химия в таком объёме или математика? Наша задача — подготовить ребёнка к жизни.

В частных школах «готовят к жизни» практически по той же цене, что и в частных детских садах — $300 — $400 в месяц. Плюс взнос при поступлении — от 1000 до 2500 грн. Классы небольшие, что позволяет уделять каждому школьнику больше времени. Широко используются экспериментальные программы, как например, программа по математике «Росток», созданная на базе методики известного в советское время профессора Льва Тарасова. Как правило, частные школы работают по методу «полного дня», ученики находятся там с 8 утра до 7 вечера, посещают кружки, готовят уроки.

Средний возраст преподавателей в частных школах — 35 лет. И здесь при приёме на работу в первую очередь учитываются их личностные качества.
 
— Пусть это будет молодой человек без опыта, но обучаемый и коммуникабельный, — считает Татьяна Живаева. — А опытного, но пожилого, мы, скорее всего, не возьмём. У такого человека другой взгляд на мир. Сильно отличающийся от взгляда на мир современных детей.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.