Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Страна
Красивая странаРейтинги фокуса

Цена понтов

Если нельзя попасть в средний класс, можно, по крайней мере, выглядеть как его представители. Для этого украинцам с невысокими доходами, но высокими амбициями, приходится жить не по средствам
000


Владелец столичного интернет-магазина torba.in.ua Сергей Оникиенко надол­го запомнил одного своего покупателя — строителя или монтажника, — заказавшего мобильный телефон за $400. «Трубу», которую в рекламном ролике достают из кармана делового пиджака, он положил в карман заляпанной краской робы», — смеётся Сергей. Наибольшим спросом в его заведении пользуются аппараты ценой $400-500. Но это отнюдь не означает, что его клиенты — зажиточные киевляне, представляющие средний класс, на который, собственно, и рассчитаны эти товары. Наоборот, по словам Сергея, такие телефоны часто покупают себе студенты или простые рабочие. «Им не важно, что мобилка стоит дорого — уж очень хочется выглядеть модно», — объясняет сетевой трейдер.

По одёжке встречают
На самом деле украинцами движет не банальное желание следовать моде, а желание попасть в заветную прослойку «здоровый средний класс». В общественном сознании импортных «среднеклассников» зачастую представляют как «человека, у которого есть…» — далее следует перечень предметов вроде автомобиля, загородного дома и прочего. О необходимости стабильного высокого заработка, образования и уж тем более участия в общественной политической и экономической жизни как-то забывают. Образование напоказ не выставишь, а «мобильник» — сколько угодно. И огромное количество пользователей предпочитает покупать именно последние модели. Даже если пользоваться ею он будет три раза в месяц, выискивая акционные тарифы у мобильных операторов, а о половине функций вообще никогда не узнает.

То же самое и с одеждой. Народную мудрость «по одёжке встречают, по уму провожают» соотечественники усваивают только в первой части. На этом и строятся продажи отечественных «модных» магазинов: цена новых вещей там превышает реальную в два раза. Но на пике их популярности всё равно найдутся самые продвинутые покупатели, готовые переплатить за свою ультрамодность. Однако имидж — всё, а понты, как известно, дороже денег. Тем более, если с этими деньгами расстаются для того, чтобы подчеркнуть свою якобы причастность к более высоким слоям общества.

Большинство таких людей в силу невысоких заработков не может позволить себе путешествия в Западную Европу. Иначе их сильно удивило бы, что европейский средний класс, на который они так стремятся походить, выглядит совсем иначе. Ведь европейцы гораздо более выдержаны в «презентации» своего статуса и достатка. «Если обязан какой-нибудь менеджер высшего звена согласно должности выглядеть на $2 тыс., значит, так и выглядит — и никаких тебе золотых «ролексов», костюмов от Brioni и прочей мишуры, свидетельствующей о баснословных заработках», — рассказывает сервис-инженер Олесь Шинкаренко, по долгу службы ему часто приходится бывать за границей. Просто «у них», как заметил собеседник Фокуса, люди стараются вложить заработанные деньги в долгосрочные личные проекты — например, в образование. Ведь инвестирование в своё будущее и есть одна из важных характеристик среднего класса в развитых странах. «А наши сограждане «инвестируют» в одежду, причём в ту, которую явно не могут себе позволить», — смеётся Олесь.

Понты в долг
Подсчитать, какие суммы переплачивают соотечественники за право быть похожими на «среднеклассников», довольно сложно. Всё зависит от количества и «навороченности» покупаемых аксессуаров. Зато можно прикинуть, сколько «лишних» денег тратится на конкретные предметы. «Удобный и надёжный мобильный телефон можно купить за $100-150. Получается, что $300-350 — и есть «цена понтов», — говорит Сергей Оникиенко.

В интернет-магазине Сергея Оникиенко дорогие мобильные телефоны часто покупают студенты и рабочие
В интернет-магазине Сергея Оникиенко дорогие мобильные телефоны часто покупают студенты и рабочие


Но, во-первых, понтоваться одной только мобилкой как-то несолидно, а во-вторых, покупать товары по цене, превышающей зарплату, может себе позволить далеко не каждый. Но сегодня это перестаёт быть проблемой — в стране активно развивается кредитование. И народ активно входит во вкус «жизни взаймы», причём даже здесь умудряясь «перегибать палку». Мысль о том, что год, а то и больше после покупки придётся потуже затянуть пояса, может остановить разве что расчётливых европейцев. Широкая славянская натура привыкла к трудностям ради краткого мига славы.

Мнение

Ярослав Копецкий


Средний класс в рассрочку 
Ярослав Копецкий, член правления
ЗАО «Догмат Украина» (ТМ Еврокредит»):

— Практически ежедневно у нас бывают случаи, когда люди пытаются взять кредит явно на грани своей зарплаты. Приходит клиент с доходами, допустим, на 1000 грн. А стоимость товара — 8000 грн., и выплаты по годовому кредиту с процентами и комиссией будут ежемесячно составлять те же 1000 грн. В таком случае мы поясняем ему, что он сам себя загоняет в долговую яму, что ему надо эффективнее планировать семейный бюджет, предлагаем другие формы кредитования. Допустим, советуем увеличить срок кредитования или взять созаёмщика.
Но, безусловно, кредит является инструментом, с помощью которого человек может повысить свой статус в обществе. Согласитесь, когда вы приходите к друзьям, а они ездят на хороших машинах, дом оборудован современной техникой, то даже если они купили всё это в кредит, их статус в ваших глазах заметно повышается. Кстати «статусное кредитование» набирает обороты и в Европе. Правда, там под этим понятием подразумевают кредитование дорогих машин, яхт, эксклюзивной аудио- и видеотехники. Ведь европейцы могут обновить бытовую технику просто за «наличку», а кредитуют «дорогие удовольствия». В Украине это — кредиты будущего. И чем выше будет уровень жизни в стране, тем больше будет кредитов на дорогие вещи.

Нередко наши соотечественники, ютясь в съёмном «угле», спокойно выбирают себе автомобиль, причём зачастую никак не эконом-класса. Ведь на наших дорогах до сих пор действует принцип — «прав тот, у кого больше машина». Примечательно, что и здесь схожесть с Европой получается весьма сомнительной. Европейцы не любят больших автомобилей: обходятся они дорого, бензина «съедают» прилично, а места занимают много. Гораздо удобнее пользоваться маленькой и компактной машинкой — что европейцы успешно и делают, мало переживая о непрестижности малолитражек. «Даже топ-менеджеры в Германии предпочитают хоть и «мерседесы», но среднего класса — С или Е, — отмечает г-н Шинкаренко.

И всё же чрезмерное увлечение кредитами — не украинское изобретение. «То, что происходит в Украине, — ещё только старт», — уверяет президент холдинга Aventures Group (магазины Unitrade, City.com) Владимир Колодюк. По его словам, больше всех в мире потребляют американцы — на $9-10 трлн. в год.  «Недавно я был на конференции в Амстердаме, где представитель UBS (инвестиционный банк – Фокус) даже выступал с докладом на эту тему. Он говорил, что американцы из-за увлечения кредитами настолько потеряли управляемость, что даже если в ближайшие 100 лет американская экономика будет идти вверх, они не смогут рассчитаться», – рассказывает Фокусу г-н Колодюк.

Фальшивые и настоящие
В своём желании произвести впечатление украинцы порой доходят до крайностей. Пытаясь «пустить пыль в глаза» при нехватке денег отдельные «модники» щеголяют в спортивных костюмах или куртках с надписью Nike в полспины, а некоторые дамы с лёгкостью засовывают пару килограммов картошки в дерматиновую сумку с полуметровой лейбой Dolce&Gabbana. Или прикуривают в компании дорогие сигареты поддельными зажигалками Zippo по 20 грн., поглядывая на поддельные швейцарские часы с едва ли не картонным циферблатом. Причём: приобрести подобные вещи уже можно не только на раскладках у метро, но и в Сети. Например, на сайте с красноречивым названием blatota.com подобных «шедевров» — хоть пруд пруди. Никаких подделок — клиентам предлагают «копии швейцарских часов ведущих мировых брендов». Стоимость таких «наворотов» — от 150 до 750 грн., притом что оригинальный хронометр оценивается в несколько тысяч долларов. Естественно, главная миссия таких часов — уж никак не отсчёт времени. «Наручные швейцарские часы — это изюминка, которая притягивает взгляд окружающих», — подчёркивают создатели сайта.

Но есть и прямо противоположная ситуация. Хотя эпоха «новых русских» уходит в прошлое, представители этой «анекдотической прослойки» всё ещё есть. Лучше всего характеризует человека не внешний вид, а его поведение, считает директор киевского ресторана «Феллини» Ирина Меркулова. «Конечно, есть категория людей, достигших того материального уровня, который позволяет бывать в престижных ресторанах, но ещё не совсем понимающих, что с этим уровнем делать», — поделилась она с Фокусом своими наблюдениями. Иногда, например, человек не может отличить салат «Латук» от «Айсберга», не знает, для чего нужна пирожковая тарелка. А ещё бывает — обычно это происходит с молодыми девушками, — когда они неправильно называют вина или вовсю расхваливают коктейли с виски, в которых на самом деле используется коньяк.

Быть самим собой
Впрочем, понты хоть и постепенно, но всё же уходят в прошлое. Так, по наблюдениям г-на Колодюка, из дорогого и престижного сегмента электроники покупатели переходят в функциональный и массовый: «Конечно, по-прежнему есть и такое, когда «девайс» функционально на 10% лучше, но из-за дизайна и престижа — на 100% дороже. Но в большинстве случаев электронику покупают по назначению, а не как элемент статуса».

Да и разбогатевшего невежу можно встретить всё реже. «В основном наши гости — люди того культурного уровня, которые не позволяют себе самоутверждаться, считая умест­ным употреблять слова вроде «да вы знаете, кто я?!», — говорит г-жа Меркулова.

Специалисты такой тенденцией довольны — украинцы становятся всё более уверенными в себе. «Ведь уверенному в себе человеку не надо производить какое-то впечатление, он самодостаточен. А понты — это компенсация неуверенности в себе», — объяснила Фокусу психолог Светлана Ройз. Проявляться они могут по-разному — в зависимости от того, в чём себя человек чувствует неуверенно. Если ему нужно подкрепить физическое тело, он будет больше окружать себя материальными понтами, если внутреннюю сущность — то словесными. Причём это — явление подсознательное.

Как считает г-жа Ройз, необходимо раскрыть себя, чтобы прийти к собственной авторитетности. Тогда человек уже не будет искать авторитета в чьих-то глазах. 

Но это мнение психолога. А вот английский писатель Сэмюэл Батлер как-то сказал: «Прогресс человечества основывается на желании каждого человека жить не по средствам». Если он был прав — Украину ожидает ещё не один год бурного развития.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.