Цена понтов

Если нельзя попасть в средний класс, можно, по крайней мере, выглядеть как его представители. Для этого украинцам с невысокими доходами, но высокими амбициями, приходится жить не по средствам

Related video

Владелец столичного интернет-магазина torba.in.ua Сергей Оникиенко надол­го запомнил одного своего покупателя — строителя или монтажника, — заказавшего мобильный телефон за $400. "Трубу", которую в рекламном ролике достают из кармана делового пиджака, он положил в карман заляпанной краской робы", — смеется Сергей. Наибольшим спросом в его заведении пользуются аппараты ценой $400-500. Но это отнюдь не означает, что его клиенты — зажиточные киевляне, представляющие средний класс, на который, собственно, и рассчитаны эти товары. Наоборот, по словам Сергея, такие телефоны часто покупают себе студенты или простые рабочие. "Им не важно, что мобилка стоит дорого — уж очень хочется выглядеть модно", — объясняет сетевой трейдер.

По одежке встречают
На самом деле украинцами движет не банальное желание следовать моде, а желание попасть в заветную прослойку "здоровый средний класс". В общественном сознании импортных "среднеклассников" зачастую представляют как "человека, у которого есть…" — далее следует перечень предметов вроде автомобиля, загородного дома и прочего. О необходимости стабильного высокого заработка, образования и уж тем более участия в общественной политической и экономической жизни как-то забывают. Образование напоказ не выставишь, а "мобильник" — сколько угодно. И огромное количество пользователей предпочитает покупать именно последние модели. Даже если пользоваться ею он будет три раза в месяц, выискивая акционные тарифы у мобильных операторов, а о половине функций вообще никогда не узнает.

То же самое и с одеждой. Народную мудрость "по одежке встречают, по уму провожают" соотечественники усваивают только в первой части. На этом и строятся продажи отечественных "модных" магазинов: цена новых вещей там превышает реальную в два раза. Но на пике их популярности все равно найдутся самые продвинутые покупатели, готовые переплатить за свою ультрамодность. Однако имидж — все, а понты, как известно, дороже денег. Тем более, если с этими деньгами расстаются для того, чтобы подчеркнуть свою якобы причастность к более высоким слоям общества.

Большинство таких людей в силу невысоких заработков не может позволить себе путешествия в Западную Европу. Иначе их сильно удивило бы, что европейский средний класс, на который они так стремятся походить, выглядит совсем иначе. Ведь европейцы гораздо более выдержаны в "презентации" своего статуса и достатка. "Если обязан какой-нибудь менеджер высшего звена согласно должности выглядеть на $2 тыс., значит, так и выглядит — и никаких тебе золотых "ролексов", костюмов от Brioni и прочей мишуры, свидетельствующей о баснословных заработках", — рассказывает сервис-инженер Олесь Шинкаренко, по долгу службы ему часто приходится бывать за границей. Просто "у них", как заметил собеседник Фокуса, люди стараются вложить заработанные деньги в долгосрочные личные проекты — например, в образование. Ведь инвестирование в свое будущее и есть одна из важных характеристик среднего класса в развитых странах. "А наши сограждане "инвестируют" в одежду, причем в ту, которую явно не могут себе позволить", — смеется Олесь.

Понты в долг
Подсчитать, какие суммы переплачивают соотечественники за право быть похожими на "среднеклассников", довольно сложно. Все зависит от количества и "навороченности" покупаемых аксессуаров. Зато можно прикинуть, сколько "лишних" денег тратится на конкретные предметы. "Удобный и надежный мобильный телефон можно купить за $100-150. Получается, что $300-350 — и есть "цена понтов", — говорит Сергей Оникиенко.

Но, во-первых, понтоваться одной только мобилкой как-то несолидно, а во-вторых, покупать товары по цене, превышающей зарплату, может себе позволить далеко не каждый. Но сегодня это перестает быть проблемой — в стране активно развивается кредитование. И народ активно входит во вкус "жизни взаймы", причем даже здесь умудряясь "перегибать палку". Мысль о том, что год, а то и больше после покупки придется потуже затянуть пояса, может остановить разве что расчетливых европейцев. Широкая славянская натура привыкла к трудностям ради краткого мига славы.

Нередко наши соотечественники, ютясь в съемном "угле", спокойно выбирают себе автомобиль, причем зачастую никак не эконом-класса. Ведь на наших дорогах до сих пор действует принцип — "прав тот, у кого больше машина". Примечательно, что и здесь схожесть с Европой получается весьма сомнительной. Европейцы не любят больших автомобилей: обходятся они дорого, бензина "съедают" прилично, а места занимают много. Гораздо удобнее пользоваться маленькой и компактной машинкой — что европейцы успешно и делают, мало переживая о непрестижности малолитражек. "Даже топ-менеджеры в Германии предпочитают хоть и "мерседесы", но среднего класса — С или Е, — отмечает г-н Шинкаренко.

И все же чрезмерное увлечение кредитами — не украинское изобретение. "То, что происходит в Украине, — еще только старт", — уверяет президент холдинга Aventures Group (магазины Unitrade, City.com) Владимир Колодюк. По его словам, больше всех в мире потребляют американцы — на $9-10 трлн. в год. "Недавно я был на конференции в Амстердаме, где представитель UBS (инвестиционный банк – Фокус) даже выступал с докладом на эту тему. Он говорил, что американцы из-за увлечения кредитами настолько потеряли управляемость, что даже если в ближайшие 100 лет американская экономика будет идти вверх, они не смогут рассчитаться", – рассказывает Фокусу г-н Колодюк.

Фальшивые и настоящие
В своем желании произвести впечатление украинцы порой доходят до крайностей. Пытаясь "пустить пыль в глаза" при нехватке денег отдельные "модники" щеголяют в спортивных костюмах или куртках с надписью Nike в полспины, а некоторые дамы с легкостью засовывают пару килограммов картошки в дерматиновую сумку с полуметровой лейбой Dolce&Gabbana. Или прикуривают в компании дорогие сигареты поддельными зажигалками Zippo по 20 грн., поглядывая на поддельные швейцарские часы с едва ли не картонным циферблатом. Причем: приобрести подобные вещи уже можно не только на раскладках у метро, но и в Сети. Например, на сайте с красноречивым названием blatota.com подобных "шедевров" — хоть пруд пруди. Никаких подделок — клиентам предлагают "копии швейцарских часов ведущих мировых брендов". Стоимость таких "наворотов" — от 150 до 750 грн., притом что оригинальный хронометр оценивается в несколько тысяч долларов. Естественно, главная миссия таких часов — уж никак не отсчет времени. "Наручные швейцарские часы — это изюминка, которая притягивает взгляд окружающих", — подчеркивают создатели сайта.

Но есть и прямо противоположная ситуация. Хотя эпоха "новых русских" уходит в прошлое, представители этой "анекдотической прослойки" все еще есть. Лучше всего характеризует человека не внешний вид, а его поведение, считает директор киевского ресторана "Феллини" Ирина Меркулова. "Конечно, есть категория людей, достигших того материального уровня, который позволяет бывать в престижных ресторанах, но еще не совсем понимающих, что с этим уровнем делать", — поделилась она с Фокусом своими наблюдениями. Иногда, например, человек не может отличить салат "Латук" от "Айсберга", не знает, для чего нужна пирожковая тарелка. А еще бывает — обычно это происходит с молодыми девушками, — когда они неправильно называют вина или вовсю расхваливают коктейли с виски, в которых на самом деле используется коньяк.

Быть самим собой
Впрочем, понты хоть и постепенно, но все же уходят в прошлое. Так, по наблюдениям г-на Колодюка, из дорогого и престижного сегмента электроники покупатели переходят в функциональный и массовый: "Конечно, по-прежнему есть и такое, когда "девайс" функционально на 10% лучше, но из-за дизайна и престижа — на 100% дороже. Но в большинстве случаев электронику покупают по назначению, а не как элемент статуса".

Да и разбогатевшего невежу можно встретить все реже. "В основном наши гости — люди того культурного уровня, которые не позволяют себе самоутверждаться, считая умест­ным употреблять слова вроде "да вы знаете, кто я?!", — говорит г-жа Меркулова.

Специалисты такой тенденцией довольны — украинцы становятся все более уверенными в себе. "Ведь уверенному в себе человеку не надо производить какое-то впечатление, он самодостаточен. А понты — это компенсация неуверенности в себе", — объяснила Фокусу психолог Светлана Ройз. Проявляться они могут по-разному — в зависимости от того, в чем себя человек чувствует неуверенно. Если ему нужно подкрепить физическое тело, он будет больше окружать себя материальными понтами, если внутреннюю сущность — то словесными. Причем это — явление подсознательное.

Как считает г-жа Ройз, необходимо раскрыть себя, чтобы прийти к собственной авторитетности. Тогда человек уже не будет искать авторитета в чьих-то глазах.

Но это мнение психолога. А вот английский писатель Сэмюэл Батлер как-то сказал: "Прогресс человечества основывается на желании каждого человека жить не по средствам". Если он был прав — Украину ожидает еще не один год бурного развития.