Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Политика
Красивая странаРейтинги фокуса

Планета «Константин»

Создатель советской пассажирской авиации, изобретатель тяжёлых бомбардировщиков — прототипов современной сверхзвуковой авиации, человек, чьё имя носит планета. Им могла бы гордиться любая страна. Однако на родине его имя напрочь забыто
000


Константин Алексеевич Калинин — выходец из семьи слободского казака по прозвищу Калина-Малина, уроженца г. Валуйки Воронежской губернии. Отец будущего авиаконструктора в императорской армии выслужился из простых солдат в офицеры, дошёл до чина штабс-капитана и свою «Калину-Малину» заменил на более благозвучную, как ему казалось, — Калинин.
 
На службе УНР 
Калинин-младший появился на свет 29 декабря 1889 г. Он пошёл по стопам отца — окончил Одесское военное училище и вышел офицером артиллерии. Однако вскоре началась Первая мировая война. Поражённый подвигами русских лётчиков, к тому же — большой почитатель технических новинок, Константин Алексеевич попросил о переводе в авиацию.
 
В 1916-м окончил курс обучения в Гатчинской авиационной школе, а теоретический курс — в Петроградском политехническом институте, и был назначен военным лётчиком в 26-й корпусной авиационный отряд 9-й армии Румынского фронта. В одном из воздушных боёв был контужен, в другом — сумел двумя бомбами уничтожить мост через реку Быстрицу.
 
1917-й… Революция, создание Центральной Рады, развал фронта… 26-й армейский корпус, в состав которого входил 26-й авиационный отряд, был украинизирован. Отряд Калинина, которым он в то время уже командовал, также объявил о своём переходе в состав армии Украинской Народной Республики.
 

Популярная советская почтовая марка 1978 г. — самолёт К-5 конструкции К.А. Калинина
Популярная советская почтовая марка 1978 г. — самолёт К-5 конструкции К.А. Калинина


Последующие два года Константин Алексеевич служил в авиации независимой Украины. При гетьмане Павле Скоропадском Калинин получил чин сотника и был назначен лётчиком в состав Волынского авиационного дивизиона. Во второй половине ноября 1918 г. этот дивизион перешёл на сторону восставшей против гетьманской власти Директории. Три самолёта из состава этого дивизиона принимали активное участие в борьбе под Киевом войск Директории с офицерскими дружинами гетьмана Скоропадского. На одном из них летал Калинин, в основном — разбрасывал листовки и газеты.
 
3 декабря 1918 г. Константин Алексеевич получил назначение на должность командира 1-го Волынского авиационного дивизиона действующей армии УНР. В состав дивизиона входило несколько боевых самолётов, участвовавших зимой-весной 1919 г. в боях с советскими войсками, наступавшими с территории Белоруссии, а также — с польской авиацией — в небе Волыни и Галиции. В конечном итоге часть дивизиона была передана в распоряжение Авиационного полка Украинской Галицкой армии, а сам Калинин назначен инспектором её авиации. На этой должности он в основном занимался техническими вопросами — обновлением, ремонтом и сохранением авиационного парка. Из запчастей и моторов по инициативе Калинина стали собирать новые самолёты, однако о боевом их применении нам ничего не известно.
 

К-5, основной самолет пассажирской авиации СССР в 30-е годы
К-5, основной самолет пассажирской авиации СССР в 30-е годы


Декабрь 1919-го. Армию УНР косит тиф. Петлюра со штабом уезжает в Польшу, остатки армии отправляются в поход по тылам красных, а затем — белых. Авиационное имущество УНР, заведующим которого в то время состоит Калинин, — безвозвратно гибнет. Ему ничего не остаётся, как в составе армии УГА, вместе со всем авиационным полком, весной 1920-го перейти на сторону красных…
 
КБ товарища Калинина 
Советское командование очень ценило галицких лётчиков, перешедших к ним на службу. Отнеслось оно также снисходительно и к бывшим офицерам УНР, служившим в УГА. Калинин был направлен в Киев, где какое-то время состоял военлётом (военным лётчиком) в частях красной авиации. В 1921-м Константина Алексеевича по его собственному прошению направили на учёбу в Московский институт Красного воздушного флота. Правда, закончить его не удалось — исключили как бывшего петлюровца уже в феврале 1922-го.
 
Калинин не отчаивался — он вернулся в Киев, устроился заведующим конструкторского бюро на создававшийся Киевский авиационный завод и параллельно учился в Киевском политехническом институте.
 

Самолет-гигант К-7
Самолет-гигант К-7


Дипломной работой выпускника КПИ стал проект пассажирского самолёта, который он успешно защитил в 1925 г. В то время в Советском Союзе только-только появились первые пассажирские самолёты, в основном — закупаемые в Германии. Считалось, что разрушенная двумя войнами страна не осилит создание собственных пассажирских самолётов.
 
Константин Алексеевич был в корне не согласен с этим положением. Ещё летом 1923 г. он предложил директору Киевского авиационного завода Василию Герасименко-Ленскому и рабочим собственными силами начать конструировать пассажирские самолёты. Свой первый самолёт Калинин делал из материалов и запасных деталей от старых самолётов, хранившихся на складах ещё со времён Первой мировой войны.
 
Главным отличием самолётов Константина Калинина от остальных моделей стала особая эллиптическая форма крыла, улучшавшая аэродинамические показатели. Иными словами — при максимальной загрузке самолёт Калинина развивал значительно большую скорость, чем аналогичные машины зарубежных конструкторов.
 
И вот, 26 июня 1925 г. на аэродроме в районе станции Пост-Волынский (ныне аэропорт «Жуляны») в Киеве в воздух поднялся первый самолёт конструкции Калинина, получивший название К-1. В кабине самолёта находились молодой лётчик Станислав Косинский и сам конструктор. Испытания прошли успешно, и хоть К-1 поднимал всего двух пилотов и трёх пассажиров, он не имел дефектов и оказался намного дешевле западных аналогов, закупавшихся СССР.
 
Про К-1 —  один из первых советских самолётов — писали все отечественные газеты. Естественно, не осталось в стороне и украинское советское правительство. В Харькове, первой столице советской Украины, было решено создать конструкторское бюро во главе с Калининым и его ближайшими сотрудниками с Киевского авиазавода.
 

Первый в мире санитарный самолет К-3
Первый в мире санитарный самолет К-3


Уже в феврале 1926-го КБ Калинина, первоначально имевшее в своём составе 3-х конструкторов, 3-х мастеров и 2-х слесарей прибыло в Харьков. Расширить своё конструкторское бюро Калинин рассчитывал за счёт местных кадров — в основном выпускников Харьковского технологического института. Очень скоро при институте было создано авиаотделение, которое в 1930 г. выросло в Харьковский авиационный институт. Александр Константинович стал одним из родоначальников этого вуза. При активном участии Калинина в сентябре 1926-го года был также создан Харьковский авиационный завод — долгие годы впоследствии выпускавший самолёты марки «К».
 
На пути к «Жар-Птице» 
Самолёт К-2, построенный в декабре 1926 г., мало чем отличался от своего предшественника. Разве что брал на борт не трёх, а четырёх человек. К тому же, конструкция К-2 оказалась сравнительно трудоёмкой и дорогостоящей. Именно поэтому в производство он не пошёл. Зато К-3 стал событием мирового значения в самолётостроении. Калинин со своими помощниками сконструировал и построил специальный самолёт для транспортировки раненых и больных. Его кабины были рассчитаны на пилотов, врача и двух пациентов. Испытания К-3 прошли 31-го октября 1927 г. Новый самолёт сдал экзамен на «отлично», и по постановлению государственной комиссии ровно через год представлял Советский Союз на Международной авиационной выставке в Берлине. Первый в мире санитарный самолёт стал настоящей сенсацией и получил золотую медаль.
 
8-го марта 1928 г. на Харьковском авиационном заводе был заложен самолёт К-4, который мог использоваться и как пассажирский, и как санитарный, и как аэрофотосъёмочный. И хоть К-4 был во многом похож на прежние конструкции Калинина (он брал на борт 2-х пилотов и 4-х пассажиров), его серийный выпуск привёл к тому, что СССР отказался от дальнейшей закупки в Германии пассажирских самолётов, которые по своим лётно-техническим характеристикам значительно уступали К-4. Новый самолёт активно использовался на пассажирских линиях всего Советского Союза, летал в Персию, Афганистан и Германию.
 
Октябрь 1929-го. С харьковского аэродрома «Сокольники» взмыл в небо большой и мощный пассажирский самолёт К-5, способный перевозить 8 пассажиров. На целых десять лет К-5 стал основным самолётом пассажирской авиации Советского Союза. Тбилиси, Баку, Алма-Ата, Ленинград, Иркутск, Куйбышев, Пенза, Минск, Астрахань и многие другие города — вот география полётов К-5.
 

Бесхвостый бомбардировщик К-12
Бесхвостый бомбардировщик К-12


Довольно забавным оказался самолёт К-6. Он был разработан специально… для перевозки матриц газет. Первый рейс из Москвы в Харьков К-6 осуществил ранним утром 4-го июня. На борту самолёта находились матрицы газеты «Правда», в то время — центрального печатного органа Советского Союза. На аэродроме в Харькове самолёт приземлился в 10.58 утра, а уже в час дня свежая «Правда» развозилась по городу из харьковских типографий. Вскоре К-6 стал осуществлять подобные рейсы в Ленинград, Свердловск, Одессу, Севастополь и другие крупные города. Теперь свежую прессу стали читать одновременно во всех крупнейших городах Советского Союза!
 
Несколько дальнейших разработок Калинина были предназначены для использования в сельском хозяйстве. На них устанавливали специальные распылители для разбрасывания по полям удобрений, яда против насекомых и пр. Один из типов самолётов для сельского хозяйства был даже прозван «исполкомовским»: самолёт был рассчитан на пилота и пассажира — директора колхоза или ещё более крупного деятеля партхозактива. У него быстро складывались крылья — чтобы летательный аппарат можно было легко спрятать в сарай.
 
По-настоящему фантастическим достижением Калинина стало строительство двух самолётов-гигантов К-7 и К-12 — крупнейших в мире на тот период. Первый из них сошёл со стапелей в 1933-м и был рассчитан на 120 пассажиров и 12 членов экипажа. Так называемый военный вариант К-7 был способен нести не менее 10 тонн бомб при вооружении в 12 пушек. Что же касается К-12, то он стал первым в мире бесхвостым бомбардировщиком дальнего действия — прототипом сверхзвуковой авиации. Во время показа на аэродроме в Тушино под Москвой он произвел настоящий фурор — потрясающе маневренный, быстрый и недосягаемый самолет. К тому же — красиво раскрашенный в стиле сказочной Жар-Птицы. Собственно, он и получил название «Жар-Птица».
 
К-13 — также бомбардировщик, но простейшей конструкции, стал последним детищем Константина Алексеевича Калинина. Вскоре, как бывший петлюровец он был репрессирован сталинским режимом и 12 сентября 1938 г. расстрелян, а современнейшие бомбардировщики К-12 и К-13 сняты с производства. На бомбардировщики Калинина было наложено «табу». Зато новшества Константина Алексеевича были в полной мере использованы конструкторами Великобритании, США и… Германии.
 
И всё же, Калинин остался на страницах мировой истории как один из самых выдающихся конструкторов ХХ века. Именно поэтому в 1990 г. Международный планетный центр в США принял решение назвать его именем одну из вновь открытых планет.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.