Гетман сцены

Пока в окрестностях Каменец-Подольского шли съемки «Тараса Бульбы», Богдан Ступка, играющий в фильме Владимира Бортко главную роль, стал местной достопримечательностью. Жители городка почти молились на актера. В их представлении он — настоящий гетман украинской сцены

Related video

Местные школьники просили разрешения сфотографироваться с Богданом Сильвестровичем, сотрудники ювелирного магазина предлагали ему впечатляющие скидки за автограф. Руководители каменец-подольской транспортной милиции — и те уверяли, что знают наперечет едва ли не все фильмы с участием Ступки. Актер проявлял не меньшую любезность к горожанам. К примеру, знал по именам едва ли не весь персонал гостиницы, в ресторане которой мы взяли у него интервью.

— Богдан Сильвестрович, не все в Украине довольны, что фильм о нашем национальном герое — Тарасе Бульбе — снимают россияне. Что вы об этом думаете?

— У меня нет ощущения, что кто-то вмешивается в нашу кинематографию. И потом: кто мешает Украине создавать фильмы? Столько лет мы говорили о том, что нужно воплотить образ Тараса Бульбы на экране, а за дело взялась Россия.

— Насколько актуален "Тарас Бульба" сегодня?

— Увидим, когда, даст Бог, фильм выйдет на экраны. Я считаю, что Украина должна его купить, перевести на украинский язык и только после этого показать гражданам. Родной язык сделает фильм своим. Вот послушайте, как звучат реплики героев на русском и украинском: "Батько! Где ты? Слышишь ли ты?", а Бульба ему: "Слышу, сынок, слышу!" А теперь: "Чуєш, батьку!" — "Чую, сынку, чую!".

Я когда читал первый вариант повести "Тарас Бульба" 1835 г., изданный в Миргороде, нашел там объяснение: "свитка — верхняя одежда южных малороссиян". Во второй редакции — 1851 г. — уже было, что "свитка — верхняя одежда южных россиян". За пятнадцать лет все переменилось. И это меня чрезвычайно удивило, даже больше, чем тот факт, что в первом варианте повести Тараса Бульбу не сжигают, как во втором. Ведь этой маленькой поправкой нас лишили аутентичности. Имперская традиция существовала и в Речи Посполитой, где наши земли именовались Малой Польской. Даже сейчас мои знакомые в Варшаве говорят, что Львов малопольский. А для северного соседа мы стали малороссами. И сразу же у нас родился комплекс "меншовартості" — одни великие, другие малые. Так что вопросы, поднятые в "Тарасе Бульбе", до сих пор актуальны. Думаю, Гоголь в повести многое закодировал, у нас его невнимательно читали. Говорит же Бульба, что у нас будет свой "руськой цар".

— Вы считаете, что Гоголь намекал на украинскую державную идею?

— Вполне возможно.

— Зачем же тогда во втором варианте повести он умертвил главного героя?

— Чтобы показать, как враги устрашали народ. К тому же ему, как художнику, нужно было разнообразить события. Поэтому одних казаков расстреливают, Остапа подвешивают на крюк, а Тараса сжигают.

— Похоже, сейчас в воздухе витает "бульбомания" — вот и театр "Киев" готовит премьеру мюзикла по мотивам знаменитой повести.

— Должно быть, благородство, воинское братство, настоящее товарищество, описанные в "Тарасе Бульбе" — как раз то, чего многим из нас не хватает в реальной жизни. Украинцы должны быть вместе, поддерживать друг друга, а не делится на регионы — это тоже очень актуально. Бортко прекрасно рассказывает: для казаков самое важное — воинская доблесть, как и для самураев. В прежние времена каждый настоящий мужчина должен был быть истинным защитником Родины. А посмотрите, что сейчас происходит. В политике — ужас! На черное говорят белое, на белое — черное. Аморальные люди на коне! Что они несут с экранов телевизора… Включаешь и видишь не державных мужей, а проституирующих шоуменов. Даже удивительно, что это наше общество, что подобное может существовать. Значит, все это было ранее заложено, а теперь взорвалось, как гнойный нарыв, и разлилось по Украине. Знаете, я склонен больше уважать проститутку, которая зарабатывает своим телом на кусок хлеба, чем политиков, торгующих убеждениями.

— А в будущее Украины вы верите?
— Верю. Возможно, мы сейчас сдаем какой-то экзамен, нам дано Богом некое испытание. Но со временем все изменится. Самое обидное, что у нас много умных людей, но они не у дел. Возможно, Тарас Бульба разбудит наше национальное самосознание? Ведь в этом образе воплотилось очень многое. И образованность тоже. Бульба знает латынь, он вворачивает в свою речь целые фразы из Горация на языке оригинала: "Dulce et decorum est pro patria morri", что значит "сладко и радостно умереть за Родину". Остап, окончивший бурсу в Киеве, только диву дается: "Старый собака все знает, а прикидывается…"

— Где же Тарас Бульба мог получить такое образование?

— Украина была образованной страной. И этим впоследствии воспользовался Петр I. После победы над Мазепой он забрал из Украины 22-летнего Феофана Прокоповича — ректора Киево-Могилянской академии, чтобы тот создал в Петербурге Петровскую библиотеку. Интересно, что Прокопович, который был еще и поэтом, сначала писал величальные оды Мазепе, а после его поражения — уже российскому царю. И позже (я видел эти данные в архивных документах) из Украины на протяжении десяти лет в Москву, Петербург и Великий Новгород были отобраны 8 тысяч профессоров. Сохранился альманах, в котором они указаны поименно. Нужны еще доказательства культуры и просвещения на Украине? Во времена, когда Мазепа еще дружил с Петром, в Украине и России начались реформы. У нас бурно развивалось так называемое "казацкое барокко". Мазепа стал фундатором 12 церк­вей, оформленных в этом стиле. В отечественной культуре барокко актуален до сих пор. Проявился стиль и в казацком костюме, который подчеркивал доблесть и роскошь. Это особенно хорошо видно в фильме Юрия Ильенко "Молитва за гетмана Мазепу".

— Существует точка зрения, что высокая культура в Украину пришла из Европы через Польшу.

— Ну и хорошо. Должен же был кто-то ее принести. Немало украинцев записывались поляками, чтобы получить европейское образование. У нас национальная гордость всегда была на первом месте, но я понимаю и тех, кто шел на компромисс ради просвещения.

— Утверждают, что для единства нам необходима национальная идея.

— Меньше нужно об этом говорить, а заниматься национальной идеей — то есть благосостоянием людей, улучшением социальных условий, развитием духовности. Нужно начинать с элементарного — чтобы были вода, свет, газ. Не редкость ведь, когда за ведром чистой воды в селах ездят на велосипеде за несколько километров. А мы все спорим о национальной идее! Еще нужно меньше воровать, как говорил Ежи Гофман: "Вы делали социализм и мы делали социализм. Вы воруете из бюджета 102%, а мы 99". И кино снимать — тоже необходимо. В России давно осознали значение "важнейшего из искусств" для формирования самосознания нации. И деньги неплохие там зарабатывают на кинопроизводстве. Знаете, как-то на заседании Кабинета министров, когда монополизировали алкоголь, я сказал: "А давайте, одну тысячную этих денег будем откладывать на культуру". Никто не согласился, ведь это солидная сумма. Во второй раз я предложил министру обороны поменяться бюджетами. Мол, вы не закупите какое-то оружие, а мы за эти средства в течение года поднимем библиотеки, обновим дворцы культуры и клубы. В то время наши бюджеты были соответственно 3 миллиарда гривен и 215 миллионов. Как все смеялись!

— В театре играете человека с властью — царя Эдипа, и вам пришлось побывать и министром культуры, облаченным полномочиями. Как высокая должность меняет людей?

— Это сладкое слово — власть… А в действительности, страшная вещь. Даже самые большие демократы под ее бременем могут превратиться в тиранов. И очень немногие потом в состоянии отказаться от этого наркотика — решать судьбы других. Власть предержащие испытывают эйфорию от того, что их слово — последняя инстанция. "О владо! О гроші! Скільки ви породжуєте заздрощів", — так говорит царь Эдип.

— Верно ли, что всякая власть отравлена зельем, заставляющим забывать о народе?

— Возможно, но ведь удается же власть имущим в других странах помнить о своих избирателях. У Григория Сковороды есть притча: "Дед и баба построили хату, но забыли сделать в ней окна. Тогда баба говорит: "Посмотри, какое на улице солнце. Возьми мешок, набери света и принеси в дом". Дед пошел, набрал — в хате все равно темно. Баба ругается, снова посылает деда за светом. Но его как не было, так и нет. Затужили старики, говорят: надо ехать в другие края, там все краше и светлее". И это вместо того, что бы самим прорубить окна в хате! В какие еще времена Сковорода об этом писал, а до сих пор все тянется.

— Неужели мы должны импортировать власть, опять приглашать варягов, которые учили бы нас уму-разуму?

— Не знаю, но в России империю построили цари немецкого происхождения. А знаете, сейчас россияне, которые работают над картиной "Тарас Бульба", нам завидуют. Дескать, в Украине хоть что-то происходит. Они не понимают, что именно, но все равно завидуют. Такой парадокс.