Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Страна
Красивая странаРейтинги фокуса

Гетман сцены

Пока в окрестностях Каменец-Подольского шли съёмки «Тараса Бульбы», Богдан Ступка, играющий в фильме Владимира Бортко главную роль, стал местной достопримечательностью. Жители городка почти молились на актёра. В их представлении он — настоящий гетман украинской сцены
000


Местные школьники просили разрешения сфотографироваться с Богданом Сильвестровичем, сотрудники ювелирного магазина предлагали ему впечатляющие скидки за автограф. Руководители каменец-подольской транспортной милиции — и те уверяли, что знают наперечёт едва ли не все фильмы с участием Ступки. Актёр проявлял не меньшую любезность к горожанам. К примеру, знал по именам едва ли не весь персонал гостиницы, в ресторане которой мы взяли у него интервью.

— Богдан Сильвестрович, не все в Украине довольны, что фильм о нашем национальном герое — Тарасе Бульбе — снимают россияне. Что вы об этом думаете?

— У меня нет ощущения, что кто-то вмешивается в нашу кинематографию. И потом: кто мешает Украине создавать фильмы? Столько лет мы говорили о том, что нужно воплотить образ Тараса Бульбы на экране, а за дело взялась Россия.

— Насколько актуален «Тарас Бульба» сегодня?

— Увидим, когда, даст Бог, фильм выйдет на экраны. Я считаю, что Украина должна его купить, перевести на украинский язык и только после этого показать гражданам. Родной язык сделает фильм своим. Вот послушайте, как звучат реплики героев на русском и украинском: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?», а Бульба ему: «Слышу, сынок, слышу!» А теперь: «Чуєш, батьку!» — «Чую, сынку, чую!».

Я когда читал первый вариант повести «Тарас Бульба» 1835 г., изданный в Миргороде, нашёл там объяснение: «свитка — верхняя одежда южных малороссиян». Во второй редакции — 1851 г. — уже было, что «свитка — верхняя одежда южных россиян». За пятнадцать лет всё переменилось. И это меня чрезвычайно удивило, даже больше, чем тот факт, что в первом варианте повести Тараса Бульбу не сжигают, как во втором. Ведь этой маленькой поправкой нас лишили аутентичности. Имперская традиция существовала и в Речи Посполитой, где наши земли именовались Малой Польской. Даже сейчас мои знакомые в Варшаве говорят, что Львов малопольский. А для северного соседа мы стали малороссами. И сразу же у нас родился комплекс «меншовартості» — одни великие, другие малые. Так что вопросы, поднятые в «Тарасе Бульбе», до сих пор актуальны. Думаю, Гоголь в повести многое закодировал, у нас его невнимательно читали. Говорит же Бульба, что у нас будет свой «руськой цар».

— Вы считаете, что Гоголь намекал на украинскую державную идею?

— Вполне возможно.

— Зачем же тогда во втором варианте повести он умертвил главного героя?

— Чтобы показать, как враги устрашали народ. К тому же ему, как художнику, нужно было разнообразить события. Поэтому одних казаков расстреливают, Остапа подвешивают на крюк, а Тараса сжигают.

— Похоже, сейчас в воздухе витает «бульбомания» — вот и театр «Киев» готовит премьеру мюзикла по мотивам знаменитой повести.

— Должно быть, благородство, воинское братство, настоящее товарищество, описанные в «Тарасе Бульбе» — как раз то, чего многим из нас не хватает в реальной жизни. Украинцы должны быть вместе, поддерживать друг друга, а не делится на регионы — это тоже очень актуально. Бортко прекрасно рассказывает: для казаков самое важное — воинская доблесть, как и для самураев. В прежние времена каждый настоящий мужчина должен был быть истинным защитником Родины. А посмотрите, что сейчас происходит. В политике — ужас! На чёрное говорят белое, на белое — чёрное. Аморальные люди на коне! Что они несут с экранов телевизора… Включаешь и видишь не державных мужей, а проституирующих шоуменов. Даже удивительно, что это наше общество, что подобное может существовать. Значит, всё это было ранее заложено, а теперь взорвалось, как гнойный нарыв, и разлилось по Украине. Знаете, я склонен больше уважать проститутку, которая зарабатывает своим телом на кусок хлеба, чем политиков, торгующих убеждениями.

Каждое утро Богдан Ступка начинает со свежей прессы
Каждое утро Богдан Ступка начинает со свежей прессы


— А в будущее Украины вы верите?
— Верю. Возможно, мы сейчас сдаём какой-то экзамен, нам дано Богом некое испытание. Но со временем всё изменится. Самое обидное, что у нас много умных людей, но они не у дел. Возможно, Тарас Бульба разбудит наше национальное самосознание? Ведь в этом образе воплотилось очень многое. И образованность тоже. Бульба знает латынь, он вворачивает в свою речь целые фразы из Горация на языке оригинала: «Dulce et decorum est pro patria morri», что значит «сладко и радостно умереть за Родину». Остап, окончивший бурсу в Киеве, только диву даётся: «Старый собака всё знает, а прикидывается…»

— Где же Тарас Бульба мог получить такое образование?

— Украина была образованной страной. И этим впоследствии воспользовался Пётр I. После победы над Мазепой он забрал из Украины 22-летнего Феофана Прокоповича — ректора Киево-Могилянской академии, чтобы тот создал в Петербурге Петровскую библиотеку. Интересно, что Прокопович, который был ещё и поэтом, сначала писал величальные оды Мазепе, а после его поражения — уже российскому царю. И позже (я видел эти данные в архивных документах) из Украины на протяжении десяти лет в Москву, Петербург и Великий Новгород были отобраны 8 тысяч профессоров. Сохранился альманах, в котором они указаны поимённо. Нужны ещё доказательства культуры и просвещения на Украине? Во времена, когда Мазепа ещё дружил с Петром, в Украине и России начались реформы. У нас бурно развивалось так называемое «казацкое барокко». Мазепа стал фундатором 12 церк­вей, оформленных в этом стиле. В отечественной культуре барокко актуален до сих пор. Проявился стиль и в казацком костюме, который подчёркивал доблесть и роскошь. Это особенно хорошо видно в фильме Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу».

— Существует точка зрения, что высокая культура в Украину пришла из Европы через Польшу.

— Ну и хорошо. Должен же был кто-то её принести. Немало украинцев записывались поляками, чтобы получить европейское образование. У нас национальная гордость всегда была на первом месте, но я понимаю и тех, кто шёл на компромисс ради просвещения.

— Утверждают, что для единства нам необходима национальная идея.

— Меньше нужно об этом говорить, а заниматься национальной идеей — то есть благосостоянием людей, улучшением социальных условий, развитием духовности. Нужно начинать с элементарного — чтобы были вода, свет, газ. Не редкость ведь, когда за ведром чистой воды в сёлах ездят на велосипеде за несколько километров. А мы всё спорим о национальной идее! Ещё нужно меньше воровать, как говорил Ежи Гофман: «Вы делали социализм и мы делали социализм. Вы воруете из бюджета 102%, а мы 99». И кино снимать — тоже необходимо. В России давно осознали значение «важнейшего из искусств» для формирования самосознания нации. И деньги неплохие там зарабатывают на кинопроизводстве. Знаете, как-то на заседании Кабинета министров, когда монополизировали алкоголь, я сказал: «А давайте, одну тысячную этих денег будем откладывать на культуру». Никто не согласился, ведь это солидная сумма. Во второй раз я предложил министру обороны поменяться бюджетами. Мол, вы не закупите какое-то оружие, а мы за эти средства в течение года поднимем библиотеки, обновим дворцы культуры и клубы. В то время наши бюджеты были соответственно 3 миллиарда гривен и 215 миллионов. Как все смеялись!

— В театре играете человека с властью — царя Эдипа, и вам пришлось побывать и министром культуры, облачённым полномочиями. Как высокая должность меняет людей?

— Это сладкое слово — власть… А в действительности, страшная вещь. Даже самые большие демократы под её бременем могут превратиться в тиранов. И очень немногие потом в состоянии отказаться от этого наркотика — решать судьбы других. Власть предержащие испытывают эйфорию от того, что их слово — последняя инстанция. «О владо! О гроші! Скільки ви породжуєте заздрощів», — так говорит царь Эдип.

— Верно ли, что всякая власть отравлена зельем, заставляющим забывать о народе?

— Возможно, но ведь удаётся же власть имущим в других странах помнить о своих избирателях. У Григория Сковороды есть притча: «Дед и баба построили хату, но забыли сделать в ней окна. Тогда баба говорит: «Посмотри, какое на улице солнце. Возьми мешок, набери света и принеси в дом». Дед пошёл, набрал — в хате всё равно темно. Баба ругается, снова посылает деда за светом. Но его как не было, так и нет. Затужили старики, говорят: надо ехать в другие края, там всё краше и светлее». И это вместо того, что бы самим прорубить окна в хате! В какие ещё времена Сковорода об этом писал, а до сих пор всё тянется.

— Неужели мы должны импортировать власть, опять приглашать варягов, которые учили бы нас уму-разуму?

— Не знаю, но в России империю построили цари немецкого происхождения. А знаете, сейчас россияне, которые работают над картиной «Тарас Бульба», нам завидуют. Дескать, в Украине хоть что-то происходит. Они не понимают, что именно, но всё равно завидуют. Такой парадокс.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.