Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Политика
Красивая странаРейтинги фокуса

Агент провокации

Первый фильм украинского режиссёра Александра Шапиро — «Цикута» — не получил прокатного удостоверения минкульта. Следующие — «Путеводитель» и «ХеппиПипл» — участвовали в программе «Форум» Берлинского кинофестиваля и получили хорошую прессу. Запрещать режиссёра стало как-то некультурно. «Это наш Джим Джармуш», — начали говорить о Шапиро. Однако это прозвище к нему не приклеилось
000

 

Александр Шапиро
Родился 1 января 1969 г. во Владивостоке, в семье подполковника химических войск СССР.
1985-86 – учеба в Херсонском мореходном училище рыбной промышленности по специальности «оператор холодильных установок».
1997 – снял первый клип для  группы «Взрыватели».
1998 – вышел первый короткометражный фильм режиссера «100=188».
2002 – полнометражный дебют с фильмом «Цикута», участие вне конкурса в программе кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок». Победитель российского фестиваля независимого кино «Стык» (Москва).
2005 – «Путеводитель» – второй полнометражный фильм Шапиро – участвует в программе Forum Международного Берлинского кинофестиваля.
2006 – «ХеппиПипл» – третий полнометражный фильм  режиссёра – принимает участие в программе Forum Международного Берлинского кинофестиваля; на кинофестивале стран СНГ и Балтии «Киношок» Шапиро получает приз за сценарий этой картины.
2006-2007 – Шапиро работает над фильмом «БесПорно», по заказу московской киностудии «2plan2», а также над независимыми проектами «Спиноза», «Фрэнк».

Уж очень он разный, этот Шапиро, и такое же снимает кино — то экспериментальное, в котором пытается уловить текучие экзистенциальные субстанции, то почти загустевшее коммерческое — как последний фильм режиссера, съемки которого заканчиваются, — «БесПорно».

Картина шоковая: школьники снимают порнофильмы на мобильные телефоны и мало-помалу втягиваются в порноиндустрию. По одну сторону — отец-милиционер, по другую — вундеркинд-порномагнат. С виду чернуха, а по сути — конфликт поколений, «флуктуация морали», как говаривал один глубокомысленный кинокритик.

Деньги для фильма нашли Гия Лордкипаридзе и Александр Шейн (они же продюсировали «Эйфорию» Ивана Вырыпаева, получившую приз на прошлогоднем Венецианском кинофестивале). Но съемочная группа и артисты (среди прочих — наши доморощенные звезды —  Алексей Горбунов и Ольга Сумская) украинские.

— Александр, довольны ли вы продюсерами? Не наступают ли они на горло вашей песне?
— В мире кино все более редеет круг людей, которые с оптимизмом смотрят на творчество. И у меня, конечно, накопилась усталость. Появилась мечта быстро снять и хорошо продать фильм, а после уехать в деревню — сесть в медитативную позу, чай пить, возиться с детьми и собаками. Я, признаюсь, по сей день не нашел меценатов, которые говорят: ты на правильном пути к $100000 на фильм — это нормально. Кто знает, может, что-нибудь изменится в будущем? У меня есть проект сериала «Великие философы мира». Точно знаю, что не умру, снимая серию за серией лет 15. На Московском фестивале даже представил проект первого фильма о Спинозе. Вскоре состоится его презентация в Киеве. Не хочу больше сползать в коммерцию.

— Но «БесПорно» — это ведь арт-кино?

— Возможно, но для меня это фильм на опасной грани. Есть у него такое мерзкое позиционирование, рекламно-агентское. Это не мой путь, и это мне не интересно. Поэтому я буду искать, по возможности, другие схемы, чтобы ни в ком не нуждаться.

— Правда, что вы собираетесь снимать продолжение «Цикуты?»
 
— Да, фильм будет называться «Эскейп». Но это не совсем продолжение. Я хочу вывести персонажей — Френка и Роджера — за пределы жизни в «Цикуте» и «Путеводителе». «Эскейп» — история расставания друзей. Сейчас заканчиваю сценарий и понимаю, что это будет лучшее кино из того, что я сделал.

— Мотив мужской дружбы…

— (со смехом) Лейтмотив. Лучше ничего не бывает.

— Что-то глубоко личное?

— Мне нравится общаться. Я знаю, философия — это и есть общение, обмен мыслями. Но мужчина, на мой взгляд, не может незаинтересованно общаться с женщиной. Потому, что он ее хочет, в любом случае. Даже если не хочет, мужчина не умеет общаться с женщинами. Он умеет общаться с мужчинами. Это ничего общего не имеет с педерастией. Дружба занимает меня более всего, поскольку она сложна и непрагматична.

— Чтобы внутри вас возникла идея нового фильма, нужна какая-то внешняя провокация?

— Ориентируясь на внутренние причины, я внимателен ко всему. Вот сейчас вы пишете меня на диктофон, а я пишу вас. Ни один диалог не могу конвертировать из придуманного мира. Я должен подслушать его в реальности, и он меня должен зацепить. Каждый человек в моем кино обязан обладать каким-то специфическим признаком. Я всегда в поиске такого героя. Когда нахожу его, обязательно начинаю с ним общение — что-то спрашиваю, что-то он мне отвечает. В какой-то момент понимаю: это то, что нужно. Фильм «Эскейп» на 90% будет из таких диалогов. Там такие реплики, просто бомба!

«Соприкасаться с чувственной реальностью и устраивать себе провокации. Больше ничего не остаётся»
«Соприкасаться с чувственной реальностью и устраивать себе провокации. Больше ничего не остаётся»


— Идея фильма «БесПорно» тоже подсмотрена в жизни? Я имею ввиду эту историю с харьковскими школьниками, которые снимали секс на мобилки?
 — Не думаю, что это из ряда вон выходящий случай. Просто эта реальность прежде оставалась незамеченной, а сейчас угодила в фокус СМИ. Кино «БесПорно» — именно об этой, теневой, стороне жизни. На ней главный акцент. Даже титры будут стилизованы под интерфейс мобильного телефона. Сотовый — это ведь не просто средство связи, а новый формат общества. От общества строгой дисциплины мы шагнули к обществу контроля. Мобильный телефон всегда с нами; в любой момент нас могут вычислить. Все разговоры, которые мы ведем, долго хранятся в базах данных.

— В каких таких базах?! Это же колоссальный объем информации. Где ее хранить?

— Однажды я оставил машину на парковке, и на две недели уехал. Когда вернулся, охранники сели за мониторы и начали отматывать посекундно, день за днем, изображения на всех камерах. И я понял, насколько это серьезно. Не подумайте, что это паранойя. Сотовый телефон не определяет параметры съемки, но определяет параметры сознания. Есть среда, оптическое искажение, которого мы в суете не замечаем. В «БесПорно» она благодаря мобильному телефону выходит на первый план. Затем идет порно, а далее то, что в какой-то из постмодернистских моделей называется цитированием. Эсхил и Софокл не менее современны сейчас, чем две с половиной тысячи лет назад.

— Кстати, о постмодернизме. Не передает ли в «БесПорно» Александр Шапиро приветы режиссёру Райнеру Фасбиндеру, этому Шекспиру современного кино?

— Я всегда передаю ему приветы — самые теплые и в каждом своем фильме. Это самый замечательный человек в истории кино — не Федерико Феллини или Сергей Эйзенштейн, как принято считать. Пьер Пазолини — и тот чересчур радикален. У Фасбиндера же нет протеста, в нем — мощь безличностного плана. Даже когда он отстаивает права гомосексуалистов, это не воспринимается жестко. Он скользит по совершенно не идеологической траектории.

— Стало быть, в «БесПорно» вы бесстрастно, как за рыбками в аквариуме, наблюдаете за людьми?

— Прикол в том, что в какой-то момент они для меня перестали быть условными людьми. Пространство фильма создано по классической модели, как советское кино 60-х годов: единство места, времени, обстоятельств. Герои — совершенно реальные люди. И вместе с тем — они вне современности или наших представлений о ней. По-моему, самое сложное — добиться от кино именно такого эффекта.

— Картина в «БесПорно» разворачивается мрачная: противостояние отца и сына — как в «Тарасе Бульбе», неумолимый фатум и все остальное… Как это соотносится с вашим жизнелюбием? Если не ошибаюсь, Шапиро — отец троих детей?

— У меня четверо, и скоро будет пятый ребенок. Связи тут никакой. Живу себе, и неплохо. Иногда рисую в воображении картины другой, устрашающей реальности, чтобы потревожить сердечную мышцу. Потом все опять идет своим чередом.

— Реальность — нереальность. Вы, вообще, где находитесь?

 — Во-первых, я думаю, что жизнь, вне всякого сомнения, это сон. Во- вторых, не стоит беспокоиться ни по каким поводам. Стараюсь не вестись ни на что, поскольку все детерминировано, и это очевидно. И это исключает оптимизм вкупе с надеждой.

— У вас есть философ-кумир?

— Спиноза.

— Почему он?

— Потому что он совершенно не верил в людей. Я тоже в них не верю. Не верить в людей — значит, относиться к ним как к линиям, треугольникам, прямым. В мире каких предрассудков мы живем? Время от времени заводимся и думаем: вот мразь, да как он мог так поступить! Но, поразмыслив, приходим к выводу: и этот негодяй — часть огромной схемы, понимание которой недоступно рассудку. Как можно всерьез относиться к шахматной фигуре, которая не знает, где окажется в следующий момент? Вот что такое неверие в людей. Происходит оно не от злобы, а от бессилия что-либо изменить.

— Кино режиссёру Шапиро еще интересно?

— Я воспринимаю кино, как площадку для философствования, не более того.

— Разве у других режиссёров иначе?

 — Есть очень разное отношения к тому, что делаешь. Кое-кто считает: кино — это последняя инстанция. Каждый режиссёр несколько дебильноват, грешит пассионарностью, мессианством. С помощью философии я преодолеваю гордыню.

— Неужели не приятно, когда хвалят ваш фильм?

— И это иллюзия. Получаю ее, но как я могу в нее поверить? Бывает, звонят по телефону и говорят: «Посмотрел «ХеппиПипл». Чувак, это круто!» Можно испытывать гордость по этому поводу?

— Не знаю, вот и спрашиваю.

— Я и сам у себя спрашиваю, но не нахожу ответа на этот вопрос. Есть у Спинозы такая замечательная книга «Богословско-политический трактат». В ней он чисто сформулировал все, что относится к критике Библии «не злобливой, а рассуждающей». Со всем, по его мнению, можно разобраться, и с самим собой тоже. Для этого нужно «поощрять себя бесконечным опытом инакомыслия». Это, по-моему, единственный раздражитель, который может существовать для человека, который преодолел все мыслимые диалектические планки, вышел в открытый космос, и думает, что делать дальше. Соприкасаться с чувственной реальностью и устраивать себе провокации. Больше ничего не остаётся.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.