Мнение: Конец плохого сезона

Кризис закончился? Вроде бы да. Нам осталось поверить в это и не бояться тратить свои деньги

Related video

Статистика говорит правду. Иногда. Если знать, где искать. Например, рост или падение перевозок грузов по железной дороге являются признаком будущего подъема или спада в экономике. В 2008 году кризис на железной дороге начался еще летом, за три месяца до проблем в финансовой сфере.

В январе–феврале нынешнего года железная дорога перевезла почти на 9% больше грузов, чем за первые два месяца 2009-го. Это хороший знак. Промышленность тоже растет, причем особенно быстро – металлургия и химия, которые зарабатывают валюту.

Плохая новость состоит в том, что в 2009 году грузоперевозки упали по сравнению с 2008 годом на 21,5%. Чтобы взобраться на докризисный уровень, большому бизнесу нужно сделать вдвое больше, чем было достигнуто за минувшие полгода. Почему за полгода? А потому что с осени 2009-го уже были видны первые признаки выхода из кризиса.

В Киеве вовсю возобновляются работы на стоявших год с лишним стройках, и даже начинаются новые. Но это столица – тут всегда водилось немало денег. Во время строительного бума в Киеве новостройки росли вдвое быстрее, чем в целом по стране. Статистика же по Украине свидетельствует, что строительство еще не выбралось из комы. Первые два месяца нынешнего года показали сокращение отрасли почти на 20% по сравнению с январем и февралем 2009 года.

Строители просят у Нацбанка и правительства дешевых кредитов, чтобы побыстрее возобновить рост. Нацбанк и правительство советуют им быть скромнее в аппетитах – цены на новую недвижимость в Украине все еще заоблачные. О чем это говорит? О том, что выводов из кризиса строители так и не сделали. Поэтому у них и продолжается сокращение, хотя и не такое катастрофичное, как год назад. Кстати, первый звоночек предстоящего кризиса прозвенел для строителей еще в апреле 2008 года – тогда стройки стали замирать, после того как тремя месяцами ранее ошалевшие от бешено растущих цен покупатели перестали "хватать, что дают".

Помимо транспорта, строи­тельства и промышленности есть еще одна сфера, состояние которой очень точно говорит о выходе или входе в кризис. Розничная торговля о происходящем почти кричит! Она показывает: мы стали тратить намного меньше и еще не верим в завершение кризиса. За январь–февраль нынешнего года розница наторговала примерно на 5% меньше, чем за те же два первых месяца 2009 года. За минувший год розница просела еще примерно на 16%. Это много? Конечно. Мы вернулись к объемам розничной торговли середины 2007 года, а это было не самое плохое для всех нас время.

Экономика – странная штука. С одной стороны, все измеряется в деньгах, штуках и тоннах – предельно объективно и понятно. С другой стороны, решения о движении денег, штук и тонн принимают конкретные люди – с их страхами, ожиданиями и надеждами. В США есть такой индикатор состояния экономики, как индекс настроений менеджеров по закупкам. Именно эти ребята в значительной степени определяют, сколько и на что потратят их компании. Говорят, эти настроения отражают экономические реалии точнее, чем любые правительственные прогнозы. Нынче такие индексы рассчитывают также в Британии, Франции, Германии и других странах.

В Украине настроения менеджеров не берутся в расчет. Поэтому нам остается ориентироваться на официальную статистику. Которая говорит, что мы стали вести себя с деньгами более осмотрительно, чем раньше. Это замечательно. Кризис научил нас быть не только грамотными покупателями, но и осторожными инвесторами. Но та же статистика показывает, что нам все еще страшно тратить деньги. А вот это плохо. Потому что чем меньше мы покупаем сегодня, тем меньше будем зарабатывать завтра. Есть, правда, две важные оговорки. Первая: покупать стоит именно то, что сделано соотечественниками. Вторая: покупать стоит именно то, за что просят адекватную цену. Вот и вся антикризисная программа.

Александр Крамаренко, главный редактор журнала для частных инвесторов и потребителей "Деньги.ua"