Мнение: Коррупция в судах. Реформа имени Лелика.

Власть решила поставить коррупцию себе на службу и превратить ее в инструмент управления

Related video

"Чтоб ты жил на одну зарплату!" – фраза бандита Лелика из фильма "Бриллиантовая рука" уже давно стала народной шуткой. Но, как известно, каждая шутка несет в себе долю правды.

Лично я увидел в словах главы правительства два четких месседжа. Во-первых, заметьте, тот факт, что судья может брать взятки и выносить несправедливые решения, рассматривается не как преступление, а как досадная помеха. И то лишь потому, что такие решения не устраивают. Логика проста: судьи, принимающие "правильные" решения, могут и дальше брать взятки, спокойно и безбоязненно. Если же судья районного, городского, Верховного или Конституционного суда вдруг вынесет правомерное решение, которое не будет устраивать нынешнюю власть, тогда на него обрушится вся мощь репрессивной машины.

Во-вторых, вопрос не ставится таким образом, что коррупцию необходимо ограничить и свести к минимуму. Наоборот, получается, что коррупцию нужно поставить под контроль и использовать в своих целях. Как тут не вспомнить еще одну хрестоматийную фразу – "Это, конечно, сукин сын. Зато это наш сукин сын".

Получается, что новая власть не видит смысла в том, чтобы бороться с "сукиными сынами" в судебной системе. Задача ставится по-иному: разграничить на "наших" и "не наших", количество "наших" постоянно культивировать, а "не наших" нещадно давить.

А все вместе это означает, что коррупция в нашей стране превращается в средство управления.

Если мы внимательно взглянем на события последних месяцев, то увидим, что все действия власти в судебной системе прекрасно укладываются в данную логику.

Первый шаг: это формирование лояльного к власти большинства в Высшем совете юстиции (ВСЮ), большая часть которого – члены Партии регионов либо ее открытые сторонники. Шаг второй: расширение полномочий Совета и превращение ВСЮ в дубинку, с помощью которой можно оперативно повлиять на конкретное решение любого украинского суда и мнение любого украинского судьи. Шаг третий: создание ситуации, когда любое решение ВСЮ практически невозможно обжаловать. Следующий шаг – попытка с помощью нового закона о судоустройстве нивелировать роль Верховного суда.

Конечно, попытки управлять страной, в том числе и судебной системой, с помощью коррупции были и при предыдущих президентах и правительствах. Разница заключается в том, что если раньше к таким методам прибегали несистемно, то сегодня их предлагают превратить в правило и запустить в работу на постоянной основе, по принципу конвейера.

Главный вывод из ситуации заключается в том, что коррупция как средство управления – неотъемлемый спутник диктаторских, авторитарных режимов. Например, диктатор Заира маршал Мобуту вообще не представлял себе других средств управления страной, кроме комбинации из террора и подкупа. Один заирский судья как-то признался, что и рад бы не брать взяток и выносить справедливые решения, да просто не может. Его официальная зарплата настолько мизерная, что его семья уже через неделю умрет с голоду, и главное, его физически уничтожат.

Но лучше всех описанный мной подход выразил генералиссимус Франко: "Друзьям – все, врагам – закон". Не напоминает ли это вам нашу ситуацию?