Мнение: Крещатик, каштаны и сяке-маки с тунцом

Скоро у Киева появятся логотип и слоган. Индивидуальные черты города искали всем кагалом, но с переменным успехом. Они незаметны, если не смотреть правде в глаза

Related video

Наверное, все не равнодушные к судьбе столицы соотечественники уже видели те потешные рисунки, которые вышли в финал конкурса на лучший логотип и слоган Киева. До конца января авторы должны довести их до ума, после чего киевляне проголосуют за лучшую работу. Город получит собственный бренд-код, а победитель — славу и пятьдесят тысяч гривен. Хотя, судя по уровню работ-финалистов, в качестве приза больше подошли бы цветные фломастеры, книжка-раскраска и путевка в "Артек". Листая шорт-лист, кусаешь губы — черт подери, выходит, шансы были в буквальном смысле у каждого?!

Подключать всех желающих к решению важных задач — новая фишка киевских властей. Глава администрации Александр Попов уже собирал идеи горожан по поводу празднования Нового года, обсуждал стратегию развития столицы с мудрыми обладателями страничек в Facebook, сейчас он ждет от киевлян оценки Генплана, а еще пообещал, что в конце года жители города сами решат, какой должна быть новогодняя елка. Наверное, так Попов рассчитывает прослыть демократичным и чутким к мнению народа управленцем. Но пока он выглядит хирургом, спрашивающим совета у зевак.

Разглядеть пресловутое identity, индивидуальность, аутентичность в Киеве, напичканном японскими ресторанами и пестрящем вывесками на латинице, не так уж просто

Ясно, что для киевской власти открытый конкурс — верный способ избежать упреков в использовании карманных контор, откатных схем и других привычных уловок. После истории со Спрытко и Гарнюней, год назад предложенных МИДом в качестве символов Украины, население с опаской относится к такого рода проектам. На этот раз граждане творят и выбирают сами. Кроме начинающих пользователей фотошопа, в конкурсе на логотип и слоган Киева участвовали несколько профессиональных дизайнеров, но проголосуют ли за их работы киевляне — вопрос.

Еще интереснее — зачем вообще Киеву понадобился бренд? Создание имиджа городов и весей — мода мирового масштаба, но в большинстве случаев объяснимая. В бренде нуждаются альпийские городки, ничем не уступающие раскрученным Инсбруку, Давосу и Куршевелю, но совершенно не известные любителям горнолыжного отдыха. Коррекция имиджа необходима городу Корлеоне в Сицилии, прославленному "Крестным отцом", — почти треть опрошенных инвесторов опасаются вкладывать туда деньги из-за мафиозного ореола Южной Италии.

Правильное позиционирование не помешало бы французской Ривьере, которая стала настолько популярной среди туристов, что начинает терять статус курорта для избранных.

А какие стереотипы намерена разрушить украинская столица? Как объясняют городские власти, логотип и слоган будут использовать для формирования позитивного имиджа Киева за границей и повышения его привлекательности на международной туристической арене. Явная переоценка значимости красивого значка и звучной фразы в популяризации города. "Бренд должен создаваться на основе того, что уже есть в городе, — отмечает в интервью The Guardian стратег брендингового агентства Edge Маркус Митчелл, — иначе он, как новая стрижка, приукрашивает на время, но не создает новую личность". Директор лондонского рекламного агентства Wolff Olins Роберт Джонс также не считает бренд панацеей: "Для начала нужно поработать с реальностью, а не с картинкой — заняться обновлением, инвестициями, реформами, и только когда изменения будут очевидны, их можно будет "брендировать".

Профессиональное жюри, отобравшее из 130 присланных логотипов Киева десятку более-менее сносных работ, жалуется, что никто из авторов так и не подыскал городу достойного образа. Возможно, дело не в наблюдательности участников конкурса? Разглядеть пресловутое identity, то есть индивидуальность, аутентичность в городе, напичканном японскими ресторанами и пестрящем вывесками на латинице, не так уж просто. При отсутствии свежих значимых перемен, которыми стоило бы гордиться, остается только ворох залежалых символов вроде листков каштана, церковных куполов и ладьи с основателями Киева.

Опытные рекламисты утверждают, что попытка навязать городу бренд, идеализирующий действительность – опасная и самонадеянная затея, и все же хочется, чтобы логотип и слоган у Киева были современными, смелыми и запоминающимися. Если не получится найти достойный образ городу, возможно, повезет сделать город достойным образа.

Евгений Сафонов, главный редактор "The Village Киев"