Кризис среднего возраста. Фильмы о том, как найти себя

Так сложилось, что на Одесском кинофестивале совершенно разные режиссеры отвечают на один и тот же вопрос: что делать, если тебе уже сорок, а ты так и не нашел свое место в жизни, пишет в своем блоге на Фокус.ua обозреватель отдела культуры журнала "Фокус" Юлия Куприна

Related video

Врач-психотерапевт Толик осознал, что выбрал не ту профессию, лишь разменяв пятый десяток. Ему понадобилось всего двадцать лет, чтобы обнаружить: в медицину он пошел из-за отца – светилу отечественной психиатрии. А его, Толика, всегда интересовала только поэзия. Жена, актриса в театре юного зрителя, метаний супруга не понимает. Но друг Толика, который тоже пока не нашел себя, то и дело придумывает, как бы заработать денег. На ум приходят неплохие варианты, но не реализуемые из-за своей абсурдности – например, бизнес по продаже куриного помета сворачивается, так особо и не начавшись.

История врача по профессии и поэта по призванию Толика – центральная линия украинского фильма "Обычное дело". Дебютная игровая лента документалиста Валентина Васяновича участвует в главном конкурсе третьего Одесского международного кинофестиваля. Публика отнеслась к фильму дружелюбно. Даже те, кому "Обычное дело" не понравилось, благосклонно отмечают: хорошо, что в международном конкурсе есть хотя бы одна украинская картина. Впрочем, большинству, лента пришлась по душе – и, действительно, "Обычное дело" не самая плохая конкурсная программа.

Вопрос о самореализации и кризисе среднего возраста, прямо скажем, не самый оригинальный, счет фильмов на эту тему идет уже даже не на сотни – на тысячи. Но именно такие ленты – о людях, пытающихся найти себя – самые интересные из всех

Непонятно только, почему документалист Васянович так небрежно подошел к деталям повседневной жизни своих героев, они как будто живут в волшебной стране, где менеджеры среднего звена ходят на приемы к психотерапевтам в районную поликлинику, а таксисты спустя 20 минут ожидания заботливо поднимаются к тебе в квартиру – узнать, не случилось ли у тебя чего.

Зато вполне жизненно дан ответ на вопрос: что случается с человеком, который в сорок лет начинает искать свое настоящее место в жизни. Васянович признался, что сначала хотел завершить картину тотальным хеппи-ендом, но потом понял – жизнеутверждающий финал выглядит неправдоподобно. Поэтому для его главного героя история заканчивается печально.

Зато авторы другого конкурсного фильма, французские режиссеры Гюстав де Керверн и Бенуа Делепин, считают, что в сорок лет жизнь только начинается. В их "Революции" сорокалетний Жан-Пьер, слишком сильно устав от ненавистной работы (он продает никому не нужные матрасы) и сложной семейной жизни (то и дело нужно искать няню грудной дочери), бросает все и становится панком. У него есть пример для подражания – его брат-погодок считает себя "самым старым панком с собачкой в Европе" уже не первый год. Братья путешествуют пешком и на попутках, ночуют, где придется, дурачатся и получают всяческое удовольствие от жизни. Взрослеть они отказываются – но им явно и так неплохо, уверяют режиссеры.

Героям другого фильма – российского "Со мною вот что происходит", который участвует в параллельной программе "Новое российское кино" - наоборот, не очень хорошо. Режиссер и драматург Виктор Шамиров снял фильм о двух братьях, бизнесмене из Москвы (Гоша Куценко) и учителе из Волгограда (Виктор Шамиров). Накануне Нового года они узнают, что их отец вскоре умрет от злокачественной опухоли, и затем проводят день в переездах и разговорах, постоянно попадая при этом в глупые ситуации. Лента, задуманная как трагикомедия, выглядит скорее драмой, чем комедией. Даже комичные эпизоды звучат и выглядят трагично, а сами герои хоть и успели сделать несколько добрых дел, но в своих жизнях уже вряд ли совершат нечто грандиозное.

Вопрос о самореализации и кризисе среднего возраста, прямо скажем, не самый оригинальный, счет фильмов на эту тему идет уже даже не на сотни – на тысячи. Но, очевидно, до тех пор, пока на этот вопрос нужно отвечать самостоятельно каждому человеку, в том числе – и режиссерам, они ведь тоже люди, тема закрыта не будет. Что для кино только к лучшему, ведь фильмы о людях, пытающихся найти себя – самые интересные из всех.

Фокус.ua