Сделайте в Украине. Почему не стоит паниковать из-за введения пошлин на иномарки

Паника в связи с введением новых пошлин на иномарки преждевременна: повышение ставок может привлечь в Украину крупных иностранных инвесторов, готовых перенести в страну автопроизводственные мощности

Related video

Решение властей в очередной раз повысить пошлины на ввоз импортных автомобилей вызвало небывалый резонанс среди экспертов и журналистов. Мотивируя тем, что в ближайшее время стоимость машин для потребителя взлетит. На самом деле прямой связи между покупателем и сборами нет. За последние 15 лет, независимо от ставок пошлин, цены на автомобили менялись не более чем на 3–5%. После снижения пошлины в 2008 году стоимость упала за счет демпинговых распродаж машин, накопившихся на складах импортеров. Как только запасы закончились, цены вернулись на прежний уровень. Если же пошлины высокие, завод-производитель попросту вынужден снижать отпускную стоимость, пытаясь выдержать конкуренцию и сохранить долю рынка.

А вот зависимость отечественного производства от ставки пошлин на импорт очевидна. Их повышение может создать экономические предпосылки для того, чтобы те марки автомобилей, которые сегодня импортируют, выпускали у нас в стране. Согласно прогнозам экспертов, объем продаж авто на украинском рынке к 2020-му достигнет миллиона автомобилей в год. Сейчас в Украине производится около 420 000 машин.

Прямой связи между покупателем и сборами нет. За последние 15 лет, независимо от ставок пошлин, цены на автомобили менялись не более чем на 3–5%

Но на текущий момент ситуация прямо противоположная. На протяжении 2009–2011 годов доля отечественных автомобилей на рынке сократилась с 60% до 28%. Число же импортируемых легковых машин увеличилось до 72%. И именно из-за этого в стране практически не используются в полную силу производственные мощности местных автозаводов. Вплоть до временных остановок производств и сокращения штата работников. Например, мощности завода "Еврокар" сейчас загружены всего на 10–13%. За неполных полгода мы выпустили чуть более 8000 автомобилей.

Повышение пошлин — стимулятор не только для автомобильного сектора, но и экономики в целом. Тут показателен опыт России. Северной соседкой, стоило ей увеличить государственный сбор на импорт, заинтересовались сразу 18 мировых автопроизводителей. При этом пятеро из них для своих инвестиционных программ до 2008 года рассматривали и Украину. Сейчас же эти предприятия поставляют в нашу страну автомобили с нулевой ставкой.

Но стоит учесть, что Украина станет привлекательной для инвесторов лишь в том случае, когда производить здесь станет выгоднее, чем импортировать. И введение специальных пошлин — первый шаг на пути к этому, который продемонстрирует, что государство заинтересовано в организации производства в Украине. Далее следует освободить компании от налогов на ввоз оборудования, компонентов и комплектующих, которые не выпускаются в Украине, для строительства заводов. Во всем мире коммуникации и инфраструктура для производственных площадок строятся за счет государства. У нас наоборот — вместо того чтобы организовать комфортные условия для предприятий, создающих рабочие места, предусмотрены дополнительные фискальные налоги. Так, суммарно на каждый евро инвестиций дополнительные расходы составляют до 50%. А это само по себе абсурдно.

Если же идти навстречу инвесторам до конца, в комплексе это создаст условия и для появления в стране платежеспособного населения. Автопроизводство — одна из отраслей промышленности, которая развивает экономику, создает рабочие места и, собственно, самого потребителя. Если не будет работы, даже при нулевой пошлине автомобили покупать будет некому. Кроме того, нельзя забывать: импорт влияет на торговый баланс, соответственно и на национальную валюту. В значительной мере именно негативное торговое сальдо привело к девальвации гривны. Если так будет продолжаться и дальше, то новое удешевление нацвалюты уже не за горами. Как его остановить, в теории более чем понятно. Дело за практикой.

Олег Боярин, председатель наблюдательного совета ЧАО "Еврокар"