Деньгам — счет. Украинцам стоит попробовать записывать ежедневные расходы

Зачастую украинцы не верят официальной государственной статистике, особенно если речь идет об уровне инфляции. Но, попробовав подсчитать все самому, можно и не заметить, как станешь махинатором

Related video

Цены в Украине не растут. По крайней мере в этом уверен глава правительства Николай Азаров. За последние 7 месяцев, по его словам, в стране зафиксирована нулевая инфляция. Казалось бы, хорошая новость. Но, как правило, подобные заявления не радуют народ, а возмущают. Дескать, членам Кабинета министров для начала стоит отправиться на базар и "разуть глаза", а уже потом оглашать какие-то цифры. При этом мало кто из нас пытался самостоятельно провести стратегически важные для семейного бюджета экономические подсчеты.

Простой пример. Как только в Киеве появились первые супермаркеты, среди обывателей быстро распространился миф о том, что в них все гораздо дешевле, чем на рынке. На деле же это было не так. Сравнив цены, мы с сокурсником (тогда еще я учился в университете, на первом курсе экономического факультета) выяснили, что большинство мелких товаров в супермаркете действительно доступнее, но продукты "солиднее", например мясо, обходились намного дороже. То есть, приобретая десять мелочей вроде спичек или орешков в супермаркете, покупатель выигрывал по 50 копеек с каждого товара, но сэкономленные пять гривен терял на колбасе. Фактически миф работал следующим образом: когда перед тобой двадцать ценников с небольшими цифрами, то 21-й с высокой стоимостью уже не замечаешь.

Способов манипуляции — десятки. Если родственники дарят 2000 гривен на пальто, их можно учесть в расходах на одежду, а можно и нет

Выяснилось, что на еду тратится не так много, как кажется. Сетуя, мол, все дорого, многие помнят среднюю сумму своего последнего чека в супермаркете, но мало кто вычитает из этой суммы шампуни, средства для мытья посуды, салфетки или же чайные сервизы и прочие несъедобные вещи. Не все так просто и с пресловутым дешевым отдыхом. Когда знакомые рассказывают о том, что где-то за границей потратили за неделю всего сто долларов, мы лишь улыбаемся. Пока они не запишут в свой "гроссбух" каждый визит в платный туалет, каждую бутылку воды или каждую шоколадку, купленную родственникам в duty free, никогда не узнают, сколько на самом деле израсходовали денег. Мы же с семьей точно можем сказать: о 100 баксах речь точно не идет.

То же самое, собственно, и с инфляцией. Согласно нашей "базе данных", рост цен особенно четко наблюдается в таких графах, как "регулярные платежи" — в смысле коммунальные услуги и "автомобиль" (стоимость бензина поднялась в разы). Также впечатляет сравнение трат за недельный вояж по Украине. Еще несколько лет назад на подобные путешествия из семейного бюджета выделялось всего 200 гривен. Даже несмотря на то, что тогда они были скорее "студенческими", сегодня на такую сумму покататься по стране не удастся даже самому экономному и опытному туристу.

При этом удивительно, но в графе, отведенной под мелкие хозяйственные расходы (речь идет о стиральном порошке, лампочках и прочих прищепках) мало что меняется. В то время как в других разделах цифры все увеличиваются и увеличиваются, в "хозбыте" показатели уже много лет топчутся практически на месте. Хотя меньше стирать мы не стали, а порошок вроде как подорожал.

Но главный вывод заключается в том, что даже в таком безобидном деле, как подсчет собственных расходов за месяц, открывается широкий простор для манипуляций и махинаций. Допустим, нашу отчетность мы должны ежемесячно предъявлять некоему инспектору. Уверенно могу сказать: совершенно не меняя структуру потребления, мы с легкостью могли бы выполнить любое "задание партии и правительства" — будь то сокращение трат на еду втрое или же рост доли "детского" бюджета в общих расходах с 15 до 20%.

Способов манипуляции — десятки. Если родственники дарят 2000 гривен на пальто, их можно учесть в расходах на одежду, а можно и нет: ведь если бы это пальто подарили физически, оно бы в отчетность не вошло. Если поездка за границу предстоит в мае, а билеты на самолет куплены в феврале, — расходы можно отнести на любой из этих месяцев или даже разделить на оба. Если ты пригласил друга в гости и чем-нибудь его угостил, можно вычесть часть съеденного из статьи "еда", а можно, наоборот, "раздуть" ее.

Опыт из семейного бюджета легко перенести на государственный уровень. Если необходимо напугать электорат подорожанием бензина — просто записываем всяческие салфетки и моющие средства из "бытовой химии" в статью "автомобиль". Если хотим, наоборот, продемонстрировать стабильность цен на нефтепродукты, — подвозим родителей на дачу и потраченные деньги на бензин отмечаем в графе "подарки родственникам", а топливо на поездку в супермаркет можно списать на "еду". Так статья "автомобиль" ужимается до смехотворных размеров. При этом я сам искренне не считал бы себя финансовым махинатором — я же ничего ни у кого не украл.

Конечно, в нулевую инфляцию в этом году верится с трудом. И оправдывать тех, кто ее подсчитывает, не хотелось бы. Но ради интереса проведите эксперимент и попробуйте несколько месяцев записывать все свои траты. Затем расскажите о результатах друзьям. И вашим цифрам поверят не больше, чем азаровским.

Дмитрий Слинько, редактор спецпроектов журнала "Фокус"