Коси и собирай. Штопать бюджетные дыры за счет налогоплательщиков нужно с умом

Когда ресурсы бюджета исчерпаны, власть тут же принимается повышать акцизы, налоги и прочие сборы. Но перед выборами очень важно делать это с умом

Related video

В украинском бюджете образовалась дыра — дефицит в 17 млрд гривен. Цифра впечатляет, поскольку это в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Самый простой способ залатать прореху и пополнить казну — в очередной раз увеличить налоги.

Для бюджета акцизы стали золотой жилой, их доля растет из года в год. Если пять лет назад подобные сборы давали бюджету меньше 5% доходов, то в этом году — более 13%

Даже накануне выборов депутаты готовы рискнуть и пойти по давно проторенному пути, повысив акцизы. В 2012-м в казну поступила рекордная сумма акцизов — 15,4 млрд грн. за 8 месяцев. Поэтому Рада, недолго думая, приняла в первом чтении законопроект, который предлагает одним махом пересчитать и повысить акцизные ставки на алкоголь, нефтепродукты и табак: на 11% увеличить сбор для всех видов алкогольной продукции, на 7,5% — для сигарет и на 10% — для бензина и дизтоплива. Для украинцев это означает лишь одно: табак, алкоголь и топливо подорожают, и спасать бюджет им придется из своего кошелька.

В правительстве тоже не прочь повысить акцизные ставки. У Азарова хотят привлечь в казну около 3 млрд грн., увеличив сбор для табака и части нефтепродуктов, которые до сих пор были безакцизными — газойля и мазута (они не продаются конечному потребителю, а используются для производства других нефтепродуктов). Но не в лоб. В Кабмине предлагают резко повысить фиксированную часть акцизной ставки, которая не зависит от стоимости продукции, и "акцизный минимум", ниже которого общая ставка опускаться не может. Так, в случае с табаком, помимо пополнения бюджета, сократится разброс цен между дешевыми и дорогими сигаретами. Первых для украинцев фактически не останется.

Для бюджета акцизы стали золотой жилой, их доля растет из года в год. Если пять лет назад подобные сборы давали бюджету меньше 5% доходов, то в этом году — более 13%. Ситуация складывается таким образом, что рядовые налогоплательщики поневоле перебирают на себя функции предпринимателей. Почему? Доля налога на прибыль предприятий упала за пять последних лет почти на 7%. Зато доля НДС в бюджете остается астрономически высокой — почти 70%, тогда как в большинстве стран, взимающих этот налог, показатель около 50% или того меньше. К тому же НДС, как и акцизы, тоже оплачивают потребители. Мировой опыт, между тем, использует продуманное регулирование акцизов не только ради повышения доходов, но и влияя на поведение потребителей специфических (читай — вредных) товаров. Для наших парламентариев это, наверное, высший пилотаж. Хотя все просто. Скажем так, акциз устанавливает плату за вход потребителя на рынок. Мой канадский приятель Вильям, прожив и прокурив в Украине лет десять, вернулся домой и бросил эту дурную привычку. Знаете почему? Пачка сигарет в Канаде стоит 10 баксов, это 81 гривна и 51 копейка по-нашему. И дешевых там нет вообще, поскольку в стране действует жесткая фиксированная модель акциза.

Не так давно я беседовал с экономистом и главным редактором харьковского журнала "Бухгалтер" Александром Киршом. Так вот, он считает, что акциз — налог, который показывает разницу между просто стоимостью и стоимостью потребительской. Например, водка — товар дешевого изготовления, но его ценность в обществе выше, чем стоимость производства. То есть акцизный сбор вводится на товары, которые ценятся больше всего. Чтобы уравновесить в рыночных условиях высокую потребительскую стоимость и низкую стоимость изготовления. А поэтому акциз — это объективно необходимый налог. Но устанавливаться он должен, естественно, с умом, а не использоваться в качестве золотой жилы для пополнения бюджета.

Между тем акцизный ресурс еще не исчерпан. Судя по регулярности новостей об очередном повышении сборов — два раза в год, весной и осенью, — следующего стоит ожидать уже в апреле-мае. На этот раз под раздачу может попасть еще и пиво, и другие дорогие сердцу товары. Но от этого никуда не деться.

Андрей Черников, журналист