Хулиганы правят бал. Фоззи из ТНМК об ультрас и единой Украине

Непримиримые футбольные ультрас на время зарыли топор войны, сплотились за единую Украину, ходят по улицам и поют «Воины света» группы «Ляпис Трубецкой»

УНИАН
УНИАН
Related video

Я не знаю, где вы черпали силы этой зимой, когда ленты новостей окрасились в цвета некролога, социальные сети забыли о котиках и все жизненные вопросы сузились до одного, главного: насколько плохим будет наш финал? Для меня единственной ярко-позитивной новостью стала гражданская позиция футбольных болельщиков. В моменты ужаса, когда хотелось громко взвыть и побежать вместе со всеми не то за гречкой, не то за соляркой, не то в горы, я вспоминал о наших ультрас и улыбался, потому что сбылась моя мечта — они помирились, а значит, все было не напрасно.

Пару лет назад крупный бренд пригласил меня придумать идею для фанатской акции, целью которой было объединить украинских болельщиков. Среди прочего я предложил им такой рекламный ролик: раз в году ультрас собираются в Киеве, зарывают топор войны на Трухановом острове (чтобы соблюсти паритет по берегам Днепра), надевают розы (фанатские шарфы) Украины поверх своих клубных и пьют пиво за большим столом. Теоретически к проекту можно было пристегнуть пивного спонсора и реализовать, а на практике решено было оставить идею до лучших времен.

Лучших пока не предвидится, настали худшие. И тут футбольные болельщики проявили себя во всей красе — хулиганы, которых во всем мире боятся, как огня, стали на защиту мирных митингов. И где — в красном поясе страны, значительная часть населения которого бредит чужими фантомными болями. Я не знаю, чем закончится украинский кризис, но в методички правоохранительных органов мы уже попали: футбольные ультрас, выполняющие функции полиции, — это что-то новенькое.
Четыре года назад мы с футбольной командой артистов "Маэстро" были в Донецке, там Украина готовилась продуть Греции решающий матч за выход на чемпионат мира. Вокруг матча стояла пыль столбом, а все кому не лень подбрасывали дерьма на вентилятор — то билеты дорогие, то Родина ненастоящая. Утром мы играли товарищеский матч с донецкими ультрас, и я на правах капитана прицепился к сопернику: будут ли они вечером петь гимн страны или проследуют в фарватере местной истерики? Ребята обиделись: "Конечно, будем". Потом была игра, кто гимн зафукивал, кто просто сидел, а кто и пел стоя. Ультрас в первых рядах рвали глотки про "душу й тіло", и стало стыдно, ведь я оказался такой же жертвой медиа, как и тамошние бабушки, только с другой стороны.
Теперь патологический пролет нашей сборной в стыковых матчах в списке личных трагедий переместился в конец, а мне снова стыдно. Я всегда считал, что одесские болельщики — это вечный фан-клуб московского "Спартака", триединые великороссы с имперками наперевес. А они вышли, как и многие их недруги, вписываться на митинги и запустили "Герої не вмирають", да так сильно, что сейчас вот текст набираю, а мурашки идут.

Возраст уже не позволяет что-либо идеализировать — от вменяемости оппозиции до чистоты помыслов патриотических сил. Я понимаю, что не все так ровно и красиво, что есть болельщики, не приемлющие подобных поступков. Но обычно таких хватает на "посвистеть" во время гимна. И все. А нашлись люди, которые вышли на враждебные им площади. Они стояли. И теперь донецкие ультрас играют в футбол с киевлянами на главном стадионе страны, а трибуны им рукоплещут. Злейшие враги, говорите? Было дело, но потом пришли еще более злейшие.

Мне по душе теория о том, что украинская идея продвигается на восток УССР со скоростью 250 километров в десятилетие. И сейчас, когда я пересмотрел последние фанатские перформансы и зарядился позитивом на ближайшие полчаса, почему-то нравится верить, что наши недруги опоздали. Люди, которых раздражает сама надежда на то, что Украина может стать успешным независимым государством, могли брать нас тепленькими на рубеже тысячелетий. Теперь подросло поколение независимости. У него масса вопросов к Украине, но сам факт существования страны ими уже не подвергается сомнению.

Конечно, каждый увидит в этой истории свое. Кто-то по последней тенденции обзовет это фашизмом и закроет уши. Люди вообще слышат то, что хотят слышать. Как те, кто молчал, когда над Майданом работали снайперы, а теперь возмущается: "Ты видел, шо эти новые творят?" Пусть думают, что хотят, я свое получил.

Если противные медузы уберут жала и Украине посчастливится выйти из этого водоворота, футбольные ультрас рискуют снова разругаться и начать хулиганить по старинке. Но они уже вошли в историю. А оттуда выхода нет.

Фоззи, участник группы "Танок на Майдані Конґо"