В круге света. Почему бизнес должен быть красивым и как в этом помогает световой дизайн

Лучшее начало разговора о том, как свет решает задачи бизнеса — один телефонный звонок. Несколько месяцев назад мне позвонил Артур Михно — соучредитель одного из самых популярных в Украине порталов поиска работы Work.ua, и попросил угадать, откуда он со мной говорит. Помню, у меня было несколько попыток, и все были неверны.

Оказалось, мой собеседник стоял прямо перед медиакубом в одном из киевских ЖК. Его так поразила скульптура, что он сразу же решил купить квартиру именно в этом комплексе, хотя до этого полгода искал идеальное жилье.

Этот случай совсем не случайный, он говорит только об одном: свет — не просто необходимость, но и мощный инструмент, который помогает достичь определенных целей.

Выделяют три аспекта света: базовый функциональный, архитектурный и самый сложный — эмоциональный. Это как пирамида Маслоу: без удовлетворения базовой потребности невозможно перейти на следующий уровень.

Функциональный аспект света имеет очень простое объяснение: свет нужен для того, чтобы развеять тьму, разглядеть друг друга и предметы вокруг.

Архитектурный помогает с помощью освещения подчеркнуть достоинства или скрыть особенности помещения. Например, сделать маленькую комнату визуально просторной, а низкий потолок — значительно выше.

Эмоциональный аспект света самый важный, но не каждый архитектор или световой дизайнер придает ему такое значение. На самом деле все просто: зная цветовой спектр и базовые комбинации контрастности света, мы можем изменять эмоциональное и физическое состояние человека.

Три функции света имеют место во всех сферах жизни: дома, в офисе, в супермаркете или на вечерней прогулке в городском парке. Также они играют большую роль в решении бизнес-задач. Для лучшего понимания темы стоит объяснить эту концепцию на конкретных примерах из различных сфер бизнеса.

Несколько мировых и украинских примеров того, как световой дизайн преображает известные архитектурные обьекты:

Taino, Доминикана

Soho Gallary, Шанхай

Николаевский костел в Киеве: до и после подсветки

Это сердце на выставке Ukraine Wow, сердце начинает биться чаще, когда к нему подходишь

Быть заметным: свет и девелопмент

Девелопмент — это жесткий бизнес: сколько построишь, столько и продашь. Конечно, разница между вложениями и прибылью должна быть солидной.

Застройщики не совсем понимают, зачем так тратиться на свет: мол, для успешных продаж квартир достаточно базового освещения внутри и снаружи. На самом деле, продуманный свет работает на узнаваемость объекта — а это, соответственно, увеличивает стоимость квадратуры недвижимости.

Чтобы найти покупателя, сейчас девелоперам уже недостаточно сказать, что стены толстые или окна большие. Каждый комплекс имеет четкое позиционирование и эмоцию, эти особенности важно донести потребителю, в том числе, с помощью света.

Так, фишкой одного из киевских ЖК стала первая в Европе медиаскульптура — инновационный арт-объект, который может стать одним из символов и туристических мест современного Киева. Скульптура несет четкий смысл и показывает, как люди взаимодействуют с городом и его архитектурой.

Динамическая цифровая форма внутри стеклянного куба меняется на основе больших данных: это информация о погоде, прилетах и вылетах самолетов в Борисполе, трафик на дорогах, количество пешеходов и даже телефонных звонков.

Вечером ЖК превращается в место, которое привлекает внимание прохожих: на фоне куба сфотографировались более 2000 пользователей. А для некоторых, скульптура стала причиной покупки жилья именно здесь.

Быть атмосферным: свет и рестораны

Рестораны уже давно предлагают не просто вкусную еду или сервис, они предлагают эмоции. А свет — это основной инструмент, который может управлять психологическим состоянием человека и создавать определенную атмосферу.

Благодаря свету трансформируется даже геометрия заведения и ощущение пространства. Так можно создать эффект, будто утром и ночью гость приходит совсем в другое место и заведение становится универсальным для различных категорий посетителей.

В ресторанной сфере свет также решает архитектурные задачи. Если, к примеру, бар расположен в достаточно тесном помещении с низким потолком, правильное освещение поможет визуально расширить пространство. Для этого достаточно убрать свет с потолка и подсветить стены с помощью лазерных светильников. Так вы превратите помещение с изъяном в уютное место для отдыха с друзьями.

Быть креативным: свет и коворкинг

У многих людей до сих пор есть стереотип, что в офисах должен быть яркий холодный свет. Психологи доказали, что такая схема освещения вовсе не побуждает мозг креативить: эта атмосфера больше подходит для сборки часов или чтения вслух. Сейчас офисные работники все меньше работают с бумагами, переходя на «черные зеркала» — экраны ноутбуков, планшетов или смартфонов, поэтому и свет должен быть соответствующим.

Современный офис или коворкинг — это мультифункциональное пространство для творческих команд. В течение одного дня здесь могут проходить презентации проектов, планерки, мозговые штурмы, лектории и вечеринки. Для всех этих ситуаций должна быть определенная атмосфера и настроение, создаваемое именно с помощью освещения.

Для коворкингов подходит исключительно циркадный свет, который в течение дня меняется по конкретным сценариям. Так, например, приглушенное освещение отвечает за творческую атмосферу и помогает придумывать идеи, яркий лекторий стимулирует лучше воспринимать информацию, а разноцветные лазерные проекции подходят для вечеринки на террасе после рабочего дня.

Быть продуктивным: свет и фитнес-клубы

Фитнес-клубов и спортзалов становится все больше, и мало кто задумывается, что освещение помещения непосредственно влияет на физическую активность и состояние тела. За час тренировки человек проходит несколько этапов: начало тренировки, сам процесс, пик физической нагрузки, кризисный момент и плавный выход.

Освещение одного из недавно открывшихся киевских фитнес-клубов разработано как раз с учетом этих принципов. Если углубиться в биохимию тренировок, становится понятно, что один спектр света способствует сосредоточению на упражнениях, второй — помогает забыть о рабочих вопросах, а третий — преодолеть болевой порог в пик нагрузки.

В этом фитнес-клубе разные сценарии света запрограммированы для каждой фазы тренировки и автоматически сменяются в течение часа. Освещение здесь стало не только созидателем архитектуры, но и создателем эмоциональных и физических состояний.

Основные тренировки проходят в темных помещениях без окон и с яркими деталями освещения: динамический свет взаимодействует с музыкальным сопровождением и движениями посетителей.

Единственный зал с окнами — помещение для занятий йогой. Здесь свет запрограммирован так, чтобы за час тренировки спектр проходил путь солнца — от рассвета до заката. Чтобы как раз во время шавасаны, финального расслабления, человек чувствовал несколько минут полного покоя.

Конечно, не все посетители клуба раскладывают свет на части, понимая, как он устроен. Но они подсознательно чувствуют, что им здесь комфортно работать над своим телом и эмоциональным состоянием, поэтому возвращаются в это место еще и еще.

Никого уже не удивить айфоном, даже последней модели, а романтическая идея колонизации Марса захватывает весь мир.

Я думаю, что каждый бизнес должен быть не просто красивым, функциональным или эффективным, он должен нести смысл. Свет — мощный инструмент, который способен изменять пространство вокруг и наполнять его идеями.

Свет помогает нам видеть, а бизнесам — быть увиденными.