Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Мнение: Кризис толкает в Европу

Ездить на малолитражках, летать самолётами авиакомпаний-дискаунтеров, покупать вещи на сезонных распродажах. Эти и масса других вполне европейских привычек появилась в результате кризиса даже у вполне обеспеченных украинцев
000

Изменения происходят медленно, оттого они не слишком заметны. Два года назад я представить себе не мог, чтобы мужик моей комплекции гордо рулил по столичной улице в компактном авто. Он скорее купил бы подержанный внедорожник, но до дамского, как он считал ранее, автомобильчика «не опустился бы». Покупать одежду на распродажах – это моветон, сказали бы три четверти моих знакомых до сентября 2008 года. Теперь они делают удивлённые глаза, если кто-то гоняется за вещами из новых коллекций.

Отнести пару тысяч евро в турагентство за недельный тур на двоих в Испанию или Грецию – разве кто-то поступал иначе летом 2008 года? А сейчас чуть ли не каждый второй получает визу сам, бронирует отель через интернет и, кстати, отдыхает не только дешевле, но и гораздо интереснее.

И дело вовсе не в жадности или скупости, это просто готовность считать деньги, а не тратить их без счёта. Сейчас украинский средний класс – только не говорите, что у нас его нет, – стал бережливее, капризнее и, на первый взгляд, скучнее. Добро пожаловать в Европу – кризис прививает европейские привычки куда быстрее, чем предыдущие 6–7 лет безоблачного потребления всего и вся. Хотя именно ещё вчера жадное потребление и готовность брать кредиты практически на всё выдавались за признак европейскости.

Два кредита (на авто и квартиру) и ни одного вклада в банке – эта модель поведения уходит в прошлое. И не только из-за того, что нынче в банке денег взаймы не допросишься. А потому, что кризис дал жёсткий урок: нужно иметь хотя бы трёх-четырёхмесячный запас наличных, иначе в случае необходимости трудно будет искать действительно достойное место работы кризис дал жёсткий урок: нужно иметь хотя бы трёх-четырёхмесячный запас наличных, иначе в случае необходимости трудно будет искать действительно достойное место работы . Вот и появляется добрая традиция жить не от зарплаты до зарплаты, а откладывать денежки, делая сбережения.

Уверен, что даже когда банки начнут давать кредиты дешевле 15–16% годовых в гривне, длинных очередей заёмщиков они не дождутся. Особенно за кредитами на покупку бытовой техники и кредитными карточками, позволяющими брать в долг.

Более рациональное потребление – это отрадно, но, на первый взгляд, не очень хорошо для экономики. В учебниках написано, что если люди начинают меньше тратить, то экономика подтормаживает, падают не только расходы, но и доходы. На самом же деле всё не так фатально – после кризиса мы не стали тратить меньше, мы стали тратить иначе после кризиса мы не стали тратить меньше, мы стали тратить иначе . «Иначе» – это значит разнообразнее, расчётливее и капризнее. И совсем не скучнее.

Добро пожаловать в Европу – наши западные соседи используют свои деньги именно так. Это Европа придумала бюджетные авиакомпании, апартотели и сезонные распродажи. Впрочем, по поводу распродаж у американцев другое мнение – ну и пусть спорят дальше.

Конечно, никуда не денутся бутики и шикарные рестораны, просто их станет немного меньше, и ходить в них будут те, для кого luxury – это сродни религии. Но зато и в крупных, и в небольших городах появится много достойных заведений, где обед с бокалом вина будет обходиться посетителю не дороже 150–200 гривен. Такие ресторанчики уже есть, но туда невозможно попасть, не зарезервировав столик по телефону.

Обувным и одёжным магазинам придётся отказаться от наценок в 300%. Техномаркеты начнут предлагать телевизоры и холодильники в рассрочку, и при этом не станут компенсировать такой «беспроцентный кредит» увеличением цены. Им это просто не удастся – в спину дышат интернет-магазины.

Я не удивлюсь, если новые загородные коттеджи будут проектировать, строить и продавать не для того, чтобы покупатели могли удивить своих соседей и друзей, а чтобы им было удобно в них жить. Думаю, что станут модными поездки в Европу на своём авто и отдых не в многоэтажном пятизвёздочном отеле, а в снятом в складчину с приятелями особняке, расположенном в красивом и не очень людном месте.

Торговцам, банкирам, рестораторам, туроператорам и застройщикам придётся принять новую реальность или закрыть свой бизнес. К слову, новая реальность окажется очень интересной и для них тоже. Хотя бы потому, что адаптировавшиеся к ней бизнесы смогут пережить следующий кризис, а он случится обязательно, таковы правила игры, в которую мы все включились двадцать лет назад.

Александр Крамаренко, главный редактор журнала для частных инвесторов и потребителей «Деньги.ua»

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.