Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Мнение: Граница права. Нужна ли Украине федерализация

Федерализация страны по канадской или швейцарской модели поможет разрешить противоречия между населением. Только перед этим Украине нужно экономически превратиться в Швейцарию
000

Как-то раз после окончания очередных судьбоносных для страны выборов я зашёл в киевский книжный магазин «Сяйво», ныне закрытый новыми хозяевами. На стене висела историческая карта Украины IV–XIX вв. с границей, пересекающей всю страну практически по центру. Удивительно, но граница эта практически в точности повторяла распределение голосов за два противоборствующих политических лагеря. Причём там, где на протяжении веков существовало Магдебургское право, население исправно голосовало за оранжевых, а в регионах, находившихся под протекторатом Российской империи, – за бело-голубых. Точность этого совпадения была ошеломляющей. И Магдебурского права в Украине нет с 1837 года, и годы СССР должны были полностью вытравить идею о самоуправлении на местах, однако, словно повинуясь какому-то бессознательному, люди продолжали голосовать по этому историческому шаблону. Тогда я подумал, что причины различного мировоззрения между югом, севером, западом и востоком Украины гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, и вряд ли являются исключительно следствием политических технологий и пропаганды. Поэтому и навязываемая в последние годы идея федерализации, возможно, была бы выходом для Украины. 

В мировой истории наиболее устойчивые федерации или конфедерации возникали не путём разделения страны на независимые части, а путём объединения независимых субъектов в федерации. Канада, Швейцария, Германия, США – список таких образований легко продолжить. Россию можно назвать федерацией лишь формально, так как на самом деле РФ – унитарное централизованное государство с жёсткой вертикалью.

К тому же каждое федеративное государство имеет свои особенности и специфику, систему права и баланса интересов в стране. Если швейцарская модель государственного устройства базируется на самоуправлении в рамках кантонов, то в Канаде это провинции, в США – штаты, в Германии – земли и так далее. Все эти структуры обусловлены исторически, они складывались веками естественным образом, и их существование сопровождалось огромным количеством конфликтов с изменениями границ образований, вплоть до гражданских войн и экономических блокад.

Что значит изменение границ, неизбежное в случае федерализации Украины? Это значит, что какие-то области, города или районы потеряют власть над какими-то своими территориями, и естественным результатом этого станет ссора региональных элит. Представьте, например, если губернатор Херсона превратится лишь в заместителя губернатора «федеральной земли» города Николаева. Вряд ли ему это понравится если губернатор Херсона превратится лишь в заместителя губернатора «федеральной земли» города Николаева. Вряд ли ему это понравится . Вообразить же себе, что подобную систему можно реализовать при помощи политической воли в период ближайших 5–10 лет – опасное заблуждение. Развитие сценария федерализации страны только одной политической волей сверху может привести к реализации антиутопии, в которой легко утратить государственность и независимость, а в худшем случае ещё и гражданскую стабильность. Практические выгоды от федерализации неочевидны, а риски слишком велики.

Гораздо эффективнее развивать гражданское и экономическое самоуправление там, где исторически оно существовало веками, например, в границах Магдебургского права. Без самоуправления на местном уровне будет только самоуправство и перманентный саботаж решений центральной власти хорошо организованными кумовскими горизонталями. Жёсткая вертикаль власти по российской модели в Украине сейчас нереализуема именно по этой причине.

Если в отдалённой перспективе и реализовывать проект Украинской Федерации, то начинать нужно с развития экономики и её основной опорной силы – среднего класса. То есть для начала создать самоподдерживающуюся экономику, где сохраняется баланс политического влияния между крупным корпоративным и мелким и средним частным сектором. Экономика сама подскажет необходимость модели политического устройства. Если ей сильно не мешать.

Юрий Яковенко, председатель правления инвестиционного дома Eavex Capital

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.