Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Мнение: Время убивать зомби

Из персонажей ужастиков зомби превратились в главных героев массовой культуры, и даже более того – в ёмкую метафору жизни современного общества
000

«Вот это новость: погибший депутат сегодня зарегистрировался на заседании Верховной Рады», – читает заголовки на информационных сайтах мой коллега. «Это же зомби», – комментируем мы. Ещё шесть лет назад наше замечание прозвучало бы цинично. Тогда вышел фильм Джорджа Ромеро «Земля мёртвых», и живые мертвецы стали активно входить в моду – с их помощью оказалось очень удобно упражняться в политической сатире. А сегодня зомби – не оскорбление, потому что оживший труп, желающий отведать свежего человеческого мозга, больше не страшен. Он скорее забавен сегодня зомби – не оскорбление, потому что оживший труп, желающий отведать свежего человеческого мозга, больше не страшен. Он скорее забавен .

Например, в одной популярной компьютерной игре живых мертвецов, среди которых есть и очень похожий на Майкла Джексона персонаж, убивают плюющиеся всякой всячиной растения. А в популярном американском сериале «Хор» школьники переодеваются в зомби и в таком виде поют и танцуют. В одной из серий «Доктора Хауса» с зомби при помощи трости сражается знаменитый доктор. Ещё один, тоже очень популярный в мире сериал так и называется – «Ходячие мертвецы». Зомби поселились не только в компьютерных играх и сериалах, но и в кино, литературе и комиксах.

Конечно, встречаются в этом массиве и по-настоящему пугающие произведения, но воспринимать их всерьёз уже даже как-то странно – настолько зомби явно выдуманные персонажи и настолько же привычные. В той культуре, которую принято называть современной, они существуют уже не первое десятилетие, и знаменитыми стали с подачи всё того же Ромеро и его «Ночи живых мертвецов» 1968 года. За всё это время зомби почти не изменились, даже компьютерные технологии на них повлияли незначительно.

Секрет популярности любого персонажа прост: чем больше людей ассоциирует себя с ним, тем более массовый у него успех. С зомби механизм такой же. У каждого живого мертвеца есть совершенно очевидная цель, она же и смысл его загробной жизни. Зомби стремится найти и съесть ещё живые мозги. Других мыслей у покойника нет – у него и мозгов в принципе нет. Пребывать в этом состоянии, когда есть цель и нет мыслей, – заманчивая и притягательная перспектива, сродни буддийской нирване, ведь горе, как известно, от ума. А так – спускаешься, например, в метро, и всё, что тебя беспокоит, – это как зайти в вагон первым и занять свободное место. Те люди, которые пытаются выйти, и те, которые тоже хотят зайти, тебя не волнуют. Нет мозга – нет способности просчитать собственные действия хотя бы на два шага вперёд – нет проблем.

Не хотите быть как зомби – убейте его. Например, метафорически – в себе, или виртуально – на экране компьютера. Способ хорошо известен: достаточно живому мертвецу снести голову, и он становится мёртвым уже навсегда. Проблема с зомби только одна. Они никогда не приходят по одному, их всегда тысячи, и они слишком глупы, чтобы отступать. Поэтому процесс может затянуться. Да и бессмысленное и беспощадное убийство толпы нарисованных живых мертвецов вряд ли поможет решить проблемы, возникшие в реальной жизни.

С другой стороны, в компьютерной игре, фильме или сериале всегда есть финал. А в повседневной рутине поток спама в рабочей и личной почте, гигабайты ненужной информации из интернета и телевизора или часы несодержательного общения в соцсетях, чатах и по телефону не заканчиваются никогда. Не говоря уже о том, что некоторые масскультурные персонажи если не внешним видом, то своим поведением порой напоминают живых мертвецов. И вот тут самое время сделать выбор: впустить всё это в своё сознание и стать немножко зомби или объявить войну за собственный мозг.

Юлия Куприна, обозреватель журнала Фокус

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.